1. Ведет ли Господь?

Итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ. (Исход 33:13).

В последнее время начал обсуждаться вопрос, который ставит под сомнение присущее нам, евангельским христианам, понимание божественного водительства. Вопрос этот о том, есть ли у Бога особый план для жизни каждого верующего в Него. Сейчас стало популярно отвергать верование, которое не подвергалось ни малейшему сомнению среди верующих в Библию, т.е. что у Бога есть особый план и цель для жизни всех Своих детей и что они должны ясно понимать Его волю во всех значительных моментах своей жизни.

В первой главе этой книги будет рассматриваться новое воззрение и будет показано, что традиционный взгляд имеет под собой твердое библейское основание. Итак, ведет Бог Своих людей или нет? Должны ли мы искать Его волю, когда принимаем ответственные решения в жизни? Или нам нужно полагаться на свой разум? Первая глава посвящена этим вопросам. Основное внимание в ней уделяется доказательству на основании Библии истины о божественном водительстве. Вполне может быть, что многие читатели уже убеждены в том, что Бог определил особое назначение для их жизни, и они просто хотят знать, как определить Его путь. Такие читатели могут сразу переходить к следующей главе — «Шесть библейских шагов к водительству». Но автор хотел бы, чтобы все читатели рассмотрели те доказательства, которые приводятся в первой главе. Во-первых, потому, что эти доказательства придадут уверенность и углубят ваши убеждения. И, во-вторых, потому, что все мы должны быть готовы помочь другому, кого «новое воззрение» привело в смятение или обескуражило.

В первой главе книги называются имена ведущих адептов «нового воззрения», которые постоянно на слуху, их высказывания часто цитируются. От этого создается впечатление, что только они могут пролить свет в данном вопросе. Хотя в первой главе однозначно опровергаются представления ниженазванных людей, однако их личную веру, их искренность мы не осуждаем. Вместе с тем автор верит, что «новое воззрение» должно встретить сильное сопротивление, ибо оно пагубно воздействует на библейское ученичество.

«Новое воззрение» начинается

Публичный «запуск» нового воззрения пришелся на 1980 год, когда два американца, принадлежащие к евангельской общине, Тарри Фризен и Робин Макссон бросили свой вызов, изложенный на 452 страницах, традиционному взгляду на водительство. Их книга называется: «Принятие решений и воля Божья». За одну ночь эта книга стала самым влиятельным изданием в евангельском мире. Авторы намеревались представить «библейскую альтернативу традиционному взгляду» и начали с того, что отвергли традиционное учение о том, что у Бога есть особое предназначение для каждого из Своих детей.

Вскоре и другие авторы подхватили ту же мысль. В качестве примера можно привести книгу академика, евангельско го христианина Артура Джонсона, «Вера не туда завела: открытие опасностей мистицизма». В книге раскрывается суть мистицизма, показано, в какой мере мистицизм проник в евангельское христианство (частично с помощью идей Вочмана Ни и харизматического движения). И в этом смысле она оказала определенную пользу. Вместе с тем автор высказал много упреков в адрес традиционного взгляда на водительство, осуждая его и с одобрением цитируя Фризена и Макссона.

С грустью и тревогой мы наблюдаем, как увеличивается число людей, выступающих против «особого», личного водительства. Возможно, это реакция на неправдоподобные заявления некоторых верующих о том, что их ведет Святой Дух в самом прямом смысле этого слова. Но отвергать Божью роль в водительстве — это очень серьезный шаг.

В своей книге Фризен и Макссон неоднократно утверждают, что «в Писании нет идеи о том, что Божия воля касается каждой детали в жизни каждого отдельного верующего» (курсив мой). Но эти их утверждения показывают, как мало они разобрались в сути традиционного взгляда, согласно которому Бог ведет в самых главных вопросах жизни, а не «в каждой детали» быта. Фризен и Макссон опустили большое количество библейских примеров того, как Бог вел Своих слуг, заявляя, что это были уникальные ситуации, редкие и нерегулярные. Другими словами, сегодня ничего подобного не происходит. Мы же с этим полностью не согласны и верим в то, что суть и цель этих библейских примеров — научить нас тому, что Господь ведет Своих людей. Способ мог измениться, но принципы остаются.

Фризен и Макссон отвергли также всеми любимый отрывок из Книги притчей: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (3:5-6). Они утверждают, что этот отрывок никоим образом не касается Божьего водительства. Но даже слова «пути» и «стези», выбранные Соломоном, сразу же опровергают их на удивление не глубокое «толкование». Значение этих слов мы разберем в этой главе несколько позже.

«Христиане свободны в своем выборе»

Главная мысль Фризена и Макссона заключается в том, что христиане вольны сами принимать решения независимо от того, важные они или незначительные, при условии, что они будут руководствоваться нравственными нормами Библии. Должны ли мы вступать в брак? Если должны, то с кем? Они говорят, будто Новый Завет «не дает основания считать, что замысел Бога, индивидуальный для каждого верующего, определяет эти решения. Более того, когда об этом заходит речь, свобода, данная Богом, дает право самостоятельно решать, нужно ли вступать в брак и с кем строить семью».

У нас возникает искушение разобраться с многочисленны ми примерами неправильного толкования Библии, которые содержатся в книге Фризена и Макссона. Но цель этой главы иная: определить истинную природу и сферу действия Божьего водительства. Если обобщить аргументы , которые выдвигают Фризен, Макссон и другие авторы против необходимости поиска водительства Бога, мы получим следующее:

1. Бог считает христиан опытными подростками, способными принимать решения самостоятельно.

2. Бог дает Своим людям особое право на самостоятель ный выбор в главных и второстепенных вопросах.

3. Бог хочет, чтобы Его люди научились принимать осознанные решения и при этом основывались на нравственных и всеобщих законах Библии.

4. Цель Бога — помочь Своим детям расти в мудрости и научиться брать ответственность на себя, не «перекладывая» решения на Него.

Без сомнений, этот взгляд наносит вред посвящению христиан. Очевидно, что как только мы перестанем принимать особое предназначение Бога для своей жизни, то получим новые права и свободу и при этом окажемся во власти своих человеческих желаний. Мы с легкостью оправдаем эти желания и предадимся своим капризам. А как только мы освободимся от обязанности искать и не нарушать Божью волю, то сразу у нас появится склонность уклоняться от решения трудных проблем. Новое воззрение ослабляет усердие, направлен ное на поиск того пути, по которому Бог желает нас вести. Оно освобождает нас от подчинения Его высшей воле.

Книга Фризена и Макссона описывает, какие шаги предпринял один из авторов в поисках нового места преподавате ля в Библейском колледже. К сожалению, этот рассказ свиде

тельствует скорее о стремлении построить светскую карьеру, чем о желании послужить словом. Это как раз и есть метод жизни («делай, что хочешь»), который вошел в моду после того, как мы перестали верить, что у Бога имеется замысел для нашей жизни. (Интересно заметить, что эти авторы верят в то, что Бог призывает людей к служению вообще, а не в какой-то конкретной церкви. Точно также Он не имеет власти определять продолжительность служения).

Критика традиционного водительства

В своих интересах большинство из учителей «нового воззрения» искажают традиционный взгляд и насмехаются над ним. Одна из таких карикатур низводит его к 3 этапам:

1) посоветоваться с Библией;

2) посмотреть на Божьи предупреждения в жизненных обстоятельствах;

3) наблюдать за наличием положительных внутренних чувств (например, мира и спокойствия).

Очевидно, что этот упрощенный план поиска не соответствует истине. Традиционный библейский подход намного обширнее, что мы и увидим.

Самый распространенный аргумент против традиционно го взгляда на водительство заключается в том, что он не состоятелен, поскольку им нельзя руководствоваться при принятии любых решений, и главных, и второстепенных. Д-р Артур Джонсон, например, хочет знать, почему верующие, придерживающиеся традиционного взгляда, ищут божественного водительства, принимая основополагающие решения, и забывают о нем при решении мелких вопросов. Он пишет: «Они жаждут найти единственное Божье решение в альтернативах жизни. Но очень немногие из них стараются следовать этому же принципу при незначительном выборе: какой ботинок надеть первым, порезать ли на завтрак апельсин или выпить вместо этого соку». Кажется, д-р Джонсон думает, что если Бог не составляет меню на завтрак, значит, Он и не направляет нас, когда мы решаем вопрос о браке.

Другой критик приводит в пример зубную пасту, с сарказмом спрашивая, как же мы выясним, пасту какого качества и

с каким вкусом Бог хочет, чтобы мы купили. Он рассуждает так: если мы, выбирая пасту, руководствуемся здравым смыслом и этическими нормами, то почему мы не можем поступать так же, принимая и важные решения? На каком библейском основании мы можем провести границу между решениями, в которых Бог хочет проявить Свою особую волю, и в которых не хочет? Ответ на эту критику находится в отрывках из Писания, которые вскоре будут приведены.

Осталось затронуть еще один критический подход к традиционному взгляду на водительство. Критики говорят, что если верующим не удается найти Божью «совершенную волю» или они допускают несколько больших ошибок, то это означает, что они получили от Бога не самое лучшее, что могли бы. А такую ситуацию, по их мнению, нельзя совместить с концепцией всевластного Бога. Но правомерна ли такая критика? Возможно ли совершить низкий поступок, являющийся помехой предназначению, которое Бог определил нам? Конечно, нет, потому что в определенном смысле верующий никогда не выходит за рамки воли Божьей. Если у нас не получается должным образом искать Господнего водительства, и вместо этого мы потакаем своим капризам, то все последствия этого есть воля Божия. В таком случае предназначение Божие в том, чтобы мы испытали душевную боль, возможно, при этом теряя духовные силы и навлекая на себя наказание. Предназначение Бога, которое Он определил еще до начала времени, в том, чтобы мы на своем опыте научились настоящему послушанию и чтобы этот опыт освящал нас. Поэтому даже если мы ошибаемся, то все равно никогда не нарушаем Его святой и мудрой воли. В Послании к Римлянам 8:28 говорится: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу …»

Принцип «пути и направления» в водительстве

Сейчас мы приведем некоторые места из Писания для доказательства того, что верующие, принимая главные решения своей жизни, должны особым способом искать водительства Божьего. Надеемся, данные места из Библии убедят, что у Бога имеются особый замысел и предназначение для каждого

из Своих детей.

Во-первых, для нас очень важна молитва Моисея в книге Исход 33:13: «… открой мне путь Твой …» Господь ответил: «Сам Я пойду пред тобою …» Из приведенного следует, что Бог будет направлять Моисея во всех его путях. Он будет вести пророка в его путешествиях. Впереди ждут странствова ния по пустыне, тридцать восемь лет путешествий по кругу. Но каким бы нелегким затянувшимися эти странствования не казались, Моисей был уверен, что их ведет Господь.

Моисей не просил, чтобы Господь дал им точный распорядок дня или детальные указания по всем бытовым вопросам. Он просил водительства в путешествии вообще, в его направлении и назначении. Критики божественного водительства, которые нападают на христиан, самостоятельно выбирающих свой ежедневный рацион, но ищущих помощи у Бога, когда решается вопрос о карьере и браке, забыли обратиться к основополагающему месту из Писания о водительстве. Оно учит нас искать особого водительства Божьего в вопросах, касающихся нашего путешествия по жизни — пути и направления.

Основной урок, который мы должны найти в Исходе 33:13, заключается в использовании слова «путь»: «… открой мне путь Твой …» Моисей имел в виду буквальное значение этого слова. На иврите оно означало «протоптанная дорога». Моисей просил, чтобы Господь показал не то, как надо что-то делать, а какой путь, какое направление Господь определил для Своего народа.

Но можем ли мы пользоваться опытом Моисея, чтобы описать, как Бог ведет христиан, живущих сегодня? Да, можем, потому что так говорит Библия. В Первом послании к Коринфянам 10:1-12 Павел объясняет, что путешествие детей Израиля специально оставлено как урок для верующих евангельской эпохи. Он говорит, что «все это происходило с ними как образы; а описано в наставление нам …». Другими словами, путь Моисея и израильтян представляет собой жизненное путешествие современных верующих.

Не так уж трудно отличить будничные проблемы от тех, которые самым прямым образом касаются путешествия по

жизни. Очевидно, что ежедневное питание не имеет отношения ни к направлению жизни, ни к духовному призванию, ни к принесению плодов. И марка купленной машины не касается курса жизни (хотя Господь, отвечая на молитву, поможет ее найти и выбрать). Как и все дорогие приобретения, покупка машины должна определяться правилами Писания. Нам необходимо избегать алчности, ненужной роскоши и неоправданных расходов, но такого рода решения не занимают центральное место в путешествии по жизни. С другой стороны, партнер в браке может полностью изменить его. То же самое можно сказать и о карьере. Место проживания, которое человек выбирает, оказывает огромное влияние на путешествие по жизни, так же как и выбор церкви.

Другой важный текст о водительстве — это псалом 24:4. Давид пользуется словами путешественника, хотя совершенно ясно, что в этот момент он не странствует. Он использует эти слова образно, относя их к направлению своей жизни. Он молится: «Укажи мне, Господи, пути Твои (буквально — протоптанные дороги), и научи меня стезям Твоим (буквально — хорошо известные дороги или направления). Он, подобно Моисею, использует те же слова.

В псалме 26:11 Давид снова использует эти выражения: «Научи меня, Господи, пути Твоему, и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих …» Можно безошибочно определить, что для принятия решения в важнейшие моменты своей жизни Давид применяет принцип «дороги» и «направления».

В псалме 31:8 опять встречается слово «путь». В этот раз псалмопевец приводит пример с конем, которым должен строго управлять наездник. Но Сам Господь говорит Своим людям: «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою. Не будьте, как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе» (ст. 8-9). Давид совершил тяжелый грех, возможно, с Вирсавией, и сейчас (как и в псалме 50) он обличен в грехе и приходит с покаянием. Он уже не упрямится, как лошадь или ишак, а чутко внемлет Божьему водительству.

Поддерживающие новый взгляд на водительство говорят,

что этот отрывок касается лишь поведения Давида и никоим образом не относится к водительству. Но вопрос в том, что Давид не только преступил нравственные заповеди, но и перестал искать Божью волю и следовать ей в самые ответствен ные моменты жизни, которые определяли и будущее государства, и его собственное будущее. Он не пошел руководить боем, зато завязал интимные отношения, которые повлияли на всю его остальную жизнь. Проблема состоит не только в его безнравственном поведении, но и в его самоопределении.

Приведенные стихи вынуждают нас признать, что в главных вопросах Бог направляет нас по дороге жизни. Как лошадь нуждается в четком управлении наездником, так же и мы нуждаемся в водительстве Господа, чтобы служить Ему. Его желания важнее всего, и поэтому в этом отрывке нам запрещается самим решать (даже мудро), куда идти или что делать. В этом отрывке сочетаются и заповедь, и предупрежде ние, и, самое главное, обещание.

В псалме 36:5 содержатся всем известные слова Давида: «Предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит …» В этом псалме сравнивается жизнь верующего и неверующего, и поэтому многие понимают слово «путь» как «образ жизни». Но так как тема «путешествие по жизни» проходит через весь псалом (несколько раз говорится о награде праведных в будущем), понятно, что в первую очередь здесь идет речь о направлении жизни и о стратегически важных решениях.

Псалом 47:15 знакомит нас с еще одним важным понятием: «Ибо сей Бог есть Бог наш на веки и веки; Он будет вождем нашим до самой смерти». Каким вождем будет Господь? Корень еврейского слова — это глагол «управлять»: управлять животными или колесницами. Вождь — это возница, погонщик, тот, кто определяет направление. Тема всего псалма, в котором содержится этот стих, — благость и верность Божия по отношению к Его детям во все времена. Он будет определять их счастье и их дела до самой могилы. И приуменьшать смысл этих чудесных слов (как это делают Фризен и Макссон), признавая, что Бог ведет нас, лишь устанавливая нравственные стандарты, — значит умалять суть богодухно венного слова Божьего.

Господь подобрал пример, чтобы описать Свою роль в важных делах христианина. Суть примера в том, что Он ведет, ибо знает лучше, чем животные (или колесницы), какое направление избрать, и может определять цели путешествия.

Известные слова из Книги притчей 3:5-6 возвращают нас к путешествию по жизни, к путям и стезям. Соломон говорит: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои». Противники традиционного взгляда на водительство горячо оспаривают значение слова «направит». Они не хотят замечать, как Бог принимает решения, определяю щие направление жизни, и делают поспешный вывод, что в еврейском языке это слово значит «сделать прямыми или ровными». Вооружившись таким переводом, они заявляют, что это место просто обещает благословения в жизни всем, кто исполняет Божьи заповеди. Образ «дороги и пути» сводится к обобщению, которое приблизительно значит «как жизнь повернется, по такому пути и пойдешь».

Другими словами, если мы перестанем познавать Господа как верховного Вождя своей жизни, наша дорога будет петлять бесцельно, и наше путешествие окончится безрезультатно. Если же мы, отбросив свою волю и самомнение, при этом будем искать Его водительства, тогда Он направит главный путь нашей жизни так, что наше путешествие приобретет цель. Слова здесь выбраны таким образом, чтобы показать, как Сам Бог позаботится о маршруте и природе путешествия. Ему принадлежит исключительное право управлять важными решениями. В Книге пророка Исаии 58:11 еще раз дается великое обещание вести нас, но и этот отрывок оспаривается авторами, проповедующими новое воззрение. Пророк провозглашает: «… и будет Господь вождем твоим всегда …» В контексте (ст. 8-12) содержится условие. Если верующий будет милостивым и сострадательным к угнетенным (что включает свидетельство духовно обездоленным), тогда Бог благословит верующего необычайным вниманием, обилием света и водительством. Авторы, выступающие против водительства, низводят обещание до следующего: если ты будешь добр и сострадателен, то Бог будет заботиться о тебе. Они

вообще опустили понятие «водительство». Но еврейское слово, переведенное как «вести», именно это и означает. Оно могло бы использоваться для описания короля-завоевателя, который отправляет захваченных людей в плен. Завоеватель определяет маршрут, а не пленные. Это слово также значит «править», «управлять», «принуждать» или «ограничивать». Это сильное слово, и, безусловно, оно значит то, что значит: Господь будет управлять жизнью верующего по Своей великой, мудрой, доброй, совершенной воле.

Всем известные места из Ветхого Завета показывают, что мы должны искать направляющего водительства Божьего не по мелочам, а принимая важные решения. С насмешкой говорить, что невозможно определить, какие решения должен принимать за нас Бог, а какие мы сами, значит не понимать, что значит «путь и направление» в Библии.

Места о водительстве в Новом Завете

А что говорит Новый Завет о божественном водительстве? Отличие между главными вопросами в направлении жизни и незначительными, бытовыми, ситуациями видно в словах Спасителя, записанных в Евангелии от Матфея 6:25. Наш Господь сказал: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело — одежды?» Цель всего отрывка (ст. 25-34) — научить правильным приоритетам в первую очередь неверующих, а затем и верующих. На первом месте у нас должны быть Бог и духовные приоритеты. Мы должны заботиться не о пище и одежде или о завтрашнем дне, а о жизни для Бога.Здесь проведена грань между важным и самым важным в нашей жизни.

Господь говорит, что нам, верующим, нужно избавиться от суеты жизни. Он предостерегает нас от чрезмерного беспокойства о материальном, но советует быть сознательными и благочестивыми в своих решениях. Мы очень хорошо знаем требования Господа, потому что они изложены в Слове: не завидуй, не гордись, не будь расточительным, не люби земные блага и др. Но духовные вопросы, служение Богу и направление путешествия

по жизни требуют совершенно иного уровня мышления. Это не бытовые вопросы. Они серьезные и протяженные во времени. И поэтому, как говорится в других отрывках, мы должны искать Божьего водительства и руководства.

В Книге Деяний 13:2-3 мы видим, как Бог всевластно руководит, посылая из Антиохии первых христиан-миссионе ров. Когда руководители церкви «служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Для предыдущих поколений библейских верующих этот отрывок означал, что те, кто занимается миссионерским служением, должны быть призваны к нему Богом, и это призвание должно быть очевидным для руководителей церкви.

Но для противников традиционного водительства призвание Варнавы и Савла — еще одно исключение из правил. Они делают вывод, что это было исключительное, особое призвание Бога, потому что Варнава и Савл были первыми миссионерами. Они также заявляют, что это призвание должно считаться уникальным, потому что Господь явил Свою волю в прямом сверхъестественном общении, чего сегодня не случается. И приходят к заключению, что сегодня нам не следует искать личного призыва Бога, а мы должны просто выбирать на миссионерское служение по своему разумению наиболее подходящих людей.

Новый «рационалистический» подход к выбору миссионеров оправдывается еще и утверждением, что Павел не искал особого водительства Божьего в других ситуациях, имеющих отношение к миссионерской деятельности, например, когда собирался совершить второе миссионерское путешествие (Деян. 15:26) или когда выбирал себе в спутники Силу (Деян. 15:39-40). Они заявляют, что Павел сам как опытный и мудрый христианин принимал решение. Тимофей, говорят они, был избран частично потому, что произвел хорошее впечатление на Павла, отчасти потому, что к нему хорошо относились другие. Фризен и Макссон говорят: «Опять же это демонстрирует скорее духовную опытность, чем призвание, что имело решающее значение». Но эти авторы, кажется, не знают о существовании Первого послания к Тимофею 4:14, где

мы читаем о том, что дар Тимофея и его конкретное применение были определены Богом, Который открыл Свою волю руководителям церкви. Только одно это место опровергает и разрушает многие страницы их доказательств.

Было бы утомительно и бесполезно указывать на другие аргументы, которые представляют противники традиционно го взгляда — несколько уже приведенных типичны для них. Там, где библейский рассказчик особо не упоминает о том, что Павел ищет водительства, эти авторы, чувствуя свободу, полагают, что в данном случае водительства нет и считают это непреложным фактом. На их взгляд, Павел не верил в необходимость поиска особой воли Божьей, когда передвигался с места на место или назначал «штат», он всего лишь принимал разумные и мудрые решения. Когда Писание прямо говорит, что Бог принимал решения для своих слуг, авторы, пропагандирующие новый взгляд, пропускают этот случай, как исключение из правил. Но так нельзя толковать Писание! Мы должны высказать протест против гуманизации, рационализации и умаления значения Слова Божьего со стороны тех, кто хочет получить право принимать решения самостоятельно и угождать себе в христианской жизни.

В книге Деяний 13:2 мы находим пример для подражания в жизни церкви любой эпохи. Он заключен не в способе, с помощью которого Бог открывает Свою волю, а в принципе, который здесь заложен: Его воля приоритетна при назначении служителей в церкви. Именно Бог решил послать миссионеров, и Он выбирал каждого из них. Миссионеры знали, что Бог призвал их, и поэтому они могли быть уверены, что то, что они делают, правильно, независимо от того, как суров их путь. Пребывая в такой уверенности они не могли с легкостью оставить свой труд. Они ощущали себя под защитой всевышнего Бога, Который вел их. Они выполняли Его личное поручение.

Апостол Павел говорит о водительстве

Послушаем Павла. Как проповедник он мог сказать о себе: «Благодарю Христа Иисуса Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение». Он не сам себя определил на служение, Господь сделал это. В другом

месте он высказывает аналогичную мысль: «Я поставлен проповедником и апостолом и учителем язычников». Каждый служитель таким же образом поставлен Господом, и поэтому Павел может сказать Тимофею эти великие слова: «Храни добрый залог Духом Святым…» Тимофей получил поручение не просто от своих братьев, но от Господина жатвы.

Рассказ о путешествиях Павла — это рассказ о служении под постоянным надзором Святого Духа. Например, в 16 главе Деяний говорится, что Павел и Сила не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Азии. Когда же они собрались идти в Вифанию, «Дух не допустил их». Затем было видение о Македонии, и они узнали, что Господь призывает их проповедовать там Евангелие. Всегда, когда нужно было принимать решение, являлось божественное водительство. Разве это не урок для нас? «Нет», — говорят проповедники нового воззрения. «Да», — говорит Библия.

Мы никогда не должны забывать, что поведение Павла — это авторитетный пример для нас. Его слова богодухновенны, и его поведение — пример нам. Несколько отрывков заповедуют подражать ему, причем не только в том, как организовывать церкви, но и во всех духовных делах (1 Кор. 4:16; 11:1-2; Филип. 3:17; 1 Фес. 1:6; 2 Фес. 3:9.) Идея книги Деяний ясна и по сути означает следующее: «Подчиняйте себя водительству Господа в важнейших решениях жизни и в духовном служении». 16 глава Деяний позволяет заглянуть во внутреннюю жизнь Павла и увидеть, как важно было для него при принятии решения определить божественное водительство и повиноваться ему. Пример Павла свидетельствует о том, что мы всегда должны быть там, где Бог хочет, чтобы мы были.

Павел постоянно учит, что нужно искать и уважать Божию волю. В книге Деяний 18:21 описано его расставание со своими ефесскими учениками. Им апостол сказал: «… мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу». Сторонники нового воззрения говорят, что Павел принимал решения, опираясь на свой разум, но был готов подчиниться высшей воле Бога. Они читают этот стих так, будто Павел имеет в виду следующее: «Мне нужно вернуться, но если я не вернусь, то знайте,

что Господь управляет моими намерениями». Но так нельзя читать этот стих. Павел говорит, что если Бог повелит ему вернуться, то он так и сделает. Особая воля Божья первостепен на в главных вопросах христианского служения.

Давайте обратимся к проблеме назначения служителей. Здесь опять появляется нужда в водительстве Божьем. В книге Деяний 20:28 Павел, обращаясь к старейшинам ефесской церкви, говорит: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями…». Дух Святой назначал старейшин, Он, а не церковь, по Своей воле, а не по человеческому усмотрению.

Во Втором послании Коринфянам 6:14-18 содержится еще одно доказательство необходимости в особом водительстве в тех случаях, когда мы принимаем важные решения. Там указана заповедь для верующих избегать идолопоклонства и других проявлений совмещения разных верований. В стихе 18 отрывок завершается чудесным обещанием: «… и буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дочерьми, говорит Господь Вседержитель». Эти слова также помогают нам понять глубже проблему водительства. У отца семейства на Востоке раньше и теперь намного больше прав, чем у современного отца на Западе. Когда мы думаем об обещании Бога быть совершенным Отцом, мы должны помнить, что Его отцовство сродни отцовству главы семейства на Древнем Востоке.

Такой подход помогает ответить на вопрос, определяет ли Бог по Своей воле направление жизненного путешествия. Отец времен Библии управлял семьей сильной властью и решал все главные проблемы членов семейства. Господь обещал быть именно таким отцом, отцом, направляющим Своих земных детей. Он направлял и направляет нас во всяком важном жизненном вопросе.

Когда юноши на Востоке в те древние времена пасли стада, то действовали во всех ситуациях по своему усмотрению. Они не обращались к отцу за указаниями в будничных, бытовых делах. Юноши становились знающими скотоводами, мужьями, торговцами, ремесленниками. Работая, они действовали самостоятельно. Но в важных вопросах, например таких, где жить, какую профессию избрать, на ком жениться, они всегда советовались с отцом, главой семейства. Мы находимся в таких же отношениях со своим небесным Отцом.

Необоснованность свободного выбора и поощрение послушания

В Послании Иакова 4:13-15 осуждается новая мода самостоятельно, по своей воле, принимать решения. Там мы читаем такие слова: «Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое …»

Здесь говорится о христианах-торговцах, которые, занимаясь своим делом, проводили год жизни вдали от дома, при этом глубоко не задумываясь, какова же воля Божия и Его замысел в этом вопросе. Они заботились лишь о выгоде своего дела, и очень быстро принимали решения, когда отправиться, «сегодня или завтра». Год — достаточно длительный срок, его хватит, чтобы в значительной мере изменить церковную жизнь и служение, не говоря уже об отношениях в семье. Очевидно, что отсутствие по делам — это большая ответственность, принятие ее на себя заслуживает внимательного молитвенного рассуждения, соединенного с сильным желанием обрести водительство Божие.

Этих людей Иаков упрекает не просто за недостаточное уважение к всевластной воле Божьей, как будто они должны были добавить формальное «если Господу будет угодно» в конце своих планов. (Фризен и Макссон сводят весь отрывок к этому.) Слова Иакова не имели бы никакой практической ценности, если бы не напоминали верующим, что они обязаны искать водительства Бога и Его контроля во всех важнейших вопросах жизни.

Иаков осуждает христиан за самоуверенность, называя ее грехом. Он говорит: «… вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. Итак, кто разумеет де

лать добро и не делает, тому грех». У Бога есть Свое направление для нашего жизненного путешествия, и мы должны использовать правила водительства, чтобы с почтением относится к Его воле и к Его власти. Мы не всегда будем ясно видеть, куда Он хочет повести нас, но если мы ищем Его водительства и доверяемся на своем пути Ему, то можем быть полностью уверены, что Его всем управляющая рука будет создавать нужные обстоятельства жизни.

И последний отрывок, который целесообразно рассмотреть, — это Первое послание Петра 5:6-7. Там мы читаем: «Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время; все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас». Иногда слово «заботы» переводится как «беспокойство». Греческое слово происходит от глагола, означающего «тянуть в разных направлениях» (расходиться или разделяться). Оно подходит для описания тревоги, когда противоречивые мысли требуют к себе внимания и тянут человека сразу в нескольких направлениях. Один переводчик попытался учесть этот момент и перевел так: «Все сбивающие с толку мысли возложите на Него», — подчеркнув путаницу в желаниях и заботах.

Это же греческое слово употреблено и в притче о сеятеле, где семя, упавшее в тернии, означает слушателя, которого отвратили «заботы века этого». В его разуме идет целое сражение. С одной стороны, сердце влекут богатства этого мира, с другой, послушание Евангелию. «Заботы мира этого» — это не беспокойство или волнение из-за земных проблем, а ловушки мира, манящие человека прочь от Христа.

Очевидно, что слово «забота» в Первом послании Петра 5:7 отражает состояние, когда человек «разрывается» в разные стороны. Оно означает спутанные, неопределенные мысли, которые разделяют разум. В таком контексте, когда дело касается самых ответственных решений в жизни, обещание Петра особенно важно. Тогда мы должны все разрывающие нас мысли доверить Господу, зная, что Он «заботится» о нас (еще одно греческое слово, показывающее, то мы Ему не безразличны). Конечно, это не означает, что мы можем пренебрегать обязанностью тщательно обдумывать свою проблему, с молитвой, как этого требует Слово. Это означает, что оконча

тельное решение принадлежит не нам, а Господу.

Какую уверенность придает учение о том, что у Бога есть особое предназначение для нас! Оно открывает, как сильно Он любит нас и как заботливо охраняет. Оно подчеркивает, что наш союз с Ним — личный и сокровенный. Оно убеждает, что каждый отрезок нашего жизненного путешествия, каждый шаг имеют цель. Поэтому бесполезно прожитых лет или какого-то сожаления в жизни быть не может, если мы ищем Его воли. Эти размышления смиряют нас и побуждают прилагать все усилия, чтобы научиться подчиняться воле нашего Бога.

Новое представление о водительстве очень ограничивает понимание верующими господства Христа. Своеволие и самостоятельность очень быстро становятся нормой, и тогда власть и главенство Христа вытесняются из жизни христиани на. Мы не думаем, что новая школа, которая противостоит традиционному взгляду, борется против господства Христа, но это все равно происходит. Взгляды последователей этой школы на руку тем христианам, которые не хотят полностью подчиняться Господу.

В наши дни приоритетности богатства всегда присутствует искушение построить свой особый дом или набить свои карманы. Новый подход лишает верующих защиты, когда утверждает: «Делай все, что кажется тебе разумным и правильным». К сожалению, во время искушения многое кажется разумным. Тогда мы можем оправдать какой угодно покой, изобилие, лень, отдых, служение себе и т.д.

Новый подход ввергает нас в тиранию своего эго, приводит к «символическому» правлению отсутствующего Господа. Он низводит евангельское послушание к не имеющему смысла фарсу либерализма. У Бога есть особое предназначе ние для жизни каждого Его сына и дочери, и это одно из величайших благословений спасения, необходимый ключ к благочестию. Мы всегда должны быть довольными и послушными подданными Царя царей. Это наша высочайшая честь и слава.