Ученик воскресной школы для взрослых задал своему учителю вопрос: «Почему Господь не даровал нам Библию с четким списком богодухновенных книг? Ведь в таком случае у нас не возникало бы затруднений в определении истинности книг Святого Писания?» Учитель ответил: «На Ваш вопрос у меня есть три основных ответа.

Во-первых, когда мы задаем такие вопросы, как «почему?» или «каким образом?», нам следует усвоить один очень важный урок. Далеко не всегда мы можем получить на интересующие нас вопросы исчерпывающий ответ, который развеял бы все наши сомнения. Причина проста. Очень часто, наш ограниченный человеческий разум, который к тому же поражен грехом, просто не в состоянии постигнуть суть Божьих деяний. Зачастую даже человеческие родители не обязаны давать исчерпывающий ответ на вопрос «почему?» своего ребенка. Если так обстоит дело с нашими земными родителями, что тогда можно сказать о вечном, святом и всемогущем Боге, который слышит наш вопрос «почему?»?

Во-вторых, книги Святого Писания не были написаны в один момент и изданы в одном сборнике, в том виде, как мы знаем их сейчас. Эти книги писались на различных свитках в течение более 1 500 лет. Если бы Бог пожелал пророческим действием предоставить полный список канонических книг Святого Писания (которые еще не были написаны), тогда Он смог бы это сделать только в конце первого столетия от рождества Христова. Но совершенно очевидно, что Божий народ того времени особо не нуждался в таком списке. Кстати, у нашего Господа и Его учеников не было данного списка, тем не менее они прекрасно знали, из каких книг состоит ветхозаветный канон Писания.

В-третьих, на самом деле у нас нет серьезных затруднений в определении богодухновенных книг Библии. Ведь Господь заложил прочное основание для уверенности Своего народа в истинности определенных книг. Исследование каноничности Святого Писания зиждется именно на этом основании и движется в двух основных направлениях.

Во-первых, исследователи занимаются вопросом принятия и отрицания отдельных книг Церковью определенного исторического периода. Они отмечают нерешительность Церкви в определении каноничности одних книг и полное согласие (консенсус) относительно других. Также данные исследования выявляют ошибки, которые допускались время от времени как иудеями, так и христианами. Эти исследования – весьма захватывающее занятие. Очень часто ученые сталкиваются с непреложными доказательствами того, как Бог по Своему промыслу управляет событиями, происходившими вокруг составления канона Святого Писания. Благодаря этим исследованиям мы знаем, что среди иудеев существовал значительный консенсус относительно канона Ветхого Завета в первом веке от рождества Христова. Также мы знаем, что христиане достигли полного согласия в вопросе канона Нового Завета не позже 400 года нашей эры.

Во-вторых, при догматическом исследовании канонических книг мы задаемся следующими вопросами. На каком основании мы можем утверждать, что 39 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета составляют полное собрание богодухновенных, авторитетных книг, которые Бог предназначил для своего народа? Как мы можем быть уверены, что этот сборник состоит из полного собрания истинных книг (то есть канон не содержит ни единой случайной книги, и в него вошли все необходимые книги)? Поэтому для полной уверенности нам следует изучить вопрос каноничности и оценить истинность каждой из книг по отдельности или в сочетании с другими книгами.

Так как авторитетность канона Ветхого Завета полностью подтверждена и доказана Иисусом и апостолами, в данной работе мы будем рассматривать новозаветный канон на основании семи критериев, которые разрабатывались евангельской церковью на протяжении многих веков.