1. Апостоличность

Данный критерий указывает на следующий очевидный факт: Иисус повелел Своим апостолам передавать и сохранять Его учение под водительством Святого Духа (Евангелие от Матфея 28:19–20, Евангелие от Иоанна 14:26, 15:26–27, 16:13, 17:25–26). Они действовали на основании этой предпосылки (Деяния 15:28, 1-е Коринфянам 2:4–5, 12–13, Галатам 1:8, 15, Ефесянам 2:20, 1-е Фессалоникийцам 2:13, 2-е Петра 3:16, Откровение 22:18–19). Что касается вопроса каноничности, то данный принцип гласит, что каноничность и истинность книги Нового Завета подтверждается авторством одного из апостолов. Каноничность подразумевает апостольское авторство. Изучая данный вопрос, мы можем сделать несколько выводов.

1. Позитивный момент. Большинство книг Нового Завета написано апостолами – Матфеем и Иоанном (Евангелия, послания и книга Откровения), Павлом (13 посланий), Петром (2 послания). Используя этот традиционный критерий авторства, мы можем принять 21 из 27 книг Нового Завета. Послание Иакова, послание Иуды и послание Евреям могут быть также добавлены к канону на основании их предполагаемого апостольского авторства.

Если мы приписываем апостольское авторство книгам, которые были написаны не самими апостолами, но под их непосредственным руководством, тогда все книги Нового Завета следует признать истинными. Ведь Евангелие от Марка было написано со слов Петра, Евангелие от Луки, Деяния и послание Евреям – под руководством Павла. Послания Иакова и Иуды были предположительно написаны под руководством одного из вышеупомянутых апостолов.

Данный критерий указывает на следующий, принятый всей церковью фактор. Книги Нового Завета были написаны в первом столетии от рождества Христова, поэтому более поздние работы не рассматриваются как канонические.

Этот критерий был чрезвычайно важен при рассмотрении и оценке каноничности книг в ранней Церкви. Многие современные евангельские ученые, такие как А. Александер, Ч. Ходж и Б. Б. Уорфильд, признают его ценность.

Но не следует рассматривать этот критерий, как отлично составленный, эксклюзивный тест. Им следует пользоваться в сочетании с другими критериями, которые были разработаны Церковью.

2. Негативный момент. Каноничность книги зависит от определения и принятия подлинного ее авторства согласно евангельскому убеждению. Следует отметить, что большое число критиков Библии отвергают апостольское авторство многих книг. Далеко не всегда мы с легкостью сможем, основываясь на независимых доказательствах, доказать апостольское авторство книги. Евангельские христиане (хотя их уверенность не может быть разрушена критическими аргументами) предлагают доказательство от обратного: если эта книга находится в каноне, значит она подлинная.

Концепция расширенной апостоличности необходима для оправдания каноничности таких книг, как Евангелие от Марка, Евангелие от Луки и Деяния апостолов. Ведь эти книги были приняты ранней Церковью без колебаний и возражений. Но мне кажется, что эта концепция выглядит искусственной и натянутой. Возникает такое чувство, что она была создана, дабы доказать каноничность определенных книг, истинность которых можно доказать иными способами.

Сам принцип расширенной апостоличности не применялся повсеместно в Церкви. Ведь в противном случае послания Климента (Филиппийцам 4:3), Варнавы и Поликарпа должны были быть включены в канон Нового Завета (что и было сделано некоторыми церквями того времени) и оставаться в нем до сего дня (чего, конечно же, не произошло). Случай с посланием Поликарпа поистине поразителен. Поликарп ясно объясняет, что он не обладает апостольским авторитетом (1).

Ранняя Церковь, используя данный критерий, была далеко не всегда последовательна. Например, некоторые христиане подвергали сомнению истинность послания Евреям и книги Откровения, каноничность которых при применении к ним других критериев выглядит сомнительно.

Если бы были найдены новые истинные апостольские писания, данный принцип потребовал бы немедленного их включения в канон. Однако можно утверждать с полной уверенностью, что Бог не намеревался включать в канон все богодухновенные высказывания и записи (Евангелие от Иоанна 21:25, 2-е Коринфянам 2:3–4, Колоссянам 4:16). Но было бы странным, если бы Бог допустил Церкви существовать на протяжении 1 900 лет без богодухновенной книги, написанной в первом столетии.

В таком случае решение об истинности новозаветных книг зависит от ученых, духовная проницательность которых не всегда соответствует уровню их эрудиции.

Следует отметить, что критерий апостоличности важен, но сам по себе недостаточен для определения каноничности.