3. Христоцентричность

Этот критерий, сторонником которого был Мартин Лютер, основан на правильной предпосылке: «Библия – книга, повествующая об искуплении. Иисус Христос – ее сердце». Паскаль позже написал: «Оба Завета говорят о Христе. Ветхий Завет говорит о Нем, как о Надежде, а Новый Завет, как об исполненной Надежде. Христос – центр обоих Заветов» (2).

1. Положительный момент. Конечно, Иисус Христос является основным действующим Лицом всего Святого Писания. Однако время от времени Лютер, пытаясь доказать правоту этого принципа, пользовался весьма странными герменевтическими увертками.

2. Отрицательный момент. Этот принцип совершенно неприемлем в сочетании с другими принципами, такими как апостоличность.

Многие работы Лютера христоцентричны (например, «Христианская свобода»), но даже сам Лютер и его ярые сторонники не додумались бы рассматривать их в качестве канонических книг.

Лютер совершил ужасную ошибку, исключив из канона такие книги, как Есфирь, Екклесиаст, Песнь Песней и послание Иакова. К счастью, лютеранская церковь не последовала по его пути. Интересно отметить, что Лютер, скорее, исключил бы книгу из канона, чем признал ошибки или несовершенства в какой-либо канонической книге.