7. Свидетельство Святого Духа

Существуют различия между шестым и седьмым критерием. В седьмом критерии подчеркивается исполнительная функция церквей. Эта функция рассматривается не как доказательство власти Церкви, но как результат особого руководства Святого Духа в данной области.

1. Положительный момент. Эта формулировка принимает во внимание поразительное единство христианских церквей в вопросе канона Нового Завета. Римо-католики, православные, лютеране, епископальная церковь, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты, баптисты, методисты, пятидесятники, квакеры, церковь «Ученики Христа», адвентисты и даже унитаристы, мормоны, последователи «Христианской Науки» и свидетели Иеговы признают все 27 книг Нового Завета. Хотя некоторые из них облегчили бы себе задачу, удалив пару-тройку канонических книг, подобно древним эбионитам и гностикам.

Признание канона не является достаточным доказательством ортодоксальности. Но, по крайней мере, церкви признают канон. Мы объясняем это единство действием Святого Духа, а не простым совпадением.

Этот критерий содержит в себе готовый ответ на вопрос относительно канона: «Желаете узнать побольше о каноне? Тогда спросите любую Церковь».

Между составлением канонов Ветхого и Нового Заветов существует много параллелей. Господь вверил Свою непреложную истину иудеям (Римлянам 3:2). Благодаря Божьему провидению они составили канон Ветхого Завета и сохранили его. Иисус вместе с учениками подтверждали правильность иудейского подхода, отвергая традиции человеческие, которые закрывали от людей Божье Слово (Евангелие от Матфея, 15:1–20, Евангелие от Марка, 7:1–23). Подобным образом Господь вверил Слово Свое новозаветным церквям. Вот почему они единодушно признают канон Нового Завета.

Данный подход приближает друг к другу порядок событий в жизни. Люди, которые желают узнать больше о христианской вере и получают в качестве подарка Библию, редко задаются вопросом формирования канона Ветхого и Нового Завета. Эти вопросы возникают намного позднее. Зачастую – спустя многие годы христианской жизни. Особенно это касается тех, кто вырос в христианских семьях. Вопрос о критериях каноничности Писания даже не возникал у них в детстве.

Этот критерий предоставляет нам относительно легкий ответ на вопрос касательно расширения канона. Практически невозможно представить, что Церковь единодушно признает новые книги и включит их в некий новый расширенный канон.

С течением времени значимость этого критерия только увеличивается. В определенной степени, по сравнению с христианами первых четырех веков нашей эры мы находимся в более привилегированном положении. Ведь они пребывали в нерешительности, не зная как относиться к антилегомена (то есть к посланию Евреям, книге Откровения, посланиям Иакова, 2-му Петра, 2-му Иоанна, 3-му Иоанна и Иуды). Они были ближе по времени к подлинному устному посланию Иисуса и апостолов и по этой причине меньше нуждались в фиксированном каноне. Тем не менее с 200 года нашей эры Церковь достигла консенсуса относительно 20 книг, известных как гомологомена (то есть согласованных).

Этот критерий примиряет множество положительных факторов, которые присутствуют в других критериях:

а) все новозаветные писания апостоличны в широком смысле этого слова;

б) они, несомненно, ортодоксальны;

в) они сфокусированы на Христе и Его работе;

г) они, вне сомнений, богодухновенны;

д) Святой Дух свидетельствует об их истинности, и не только людям, которые пытаются определить истинный канон Писания;

е) они официально признаны церквями. Многие исповедания веры уделяют признанию подлинности канонических книг особое внимание. Например, постановления Трентского Собора, Большой катехизис Филарета, Галликанское исповедание, Бельгийское исповедание, Тридцать девять статей Англиканской Церкви, Ирландское исповедание, Вестминстерское исповедание, Савойская декларация, Второе Лондонское баптистское исповедание веры и Исповедание Вальденсов.

Данный критерий умело представлен в классических работах (5).

2. Негативный момент. Ответы на возражения:

а) Может ли такое отношение к канону привести нас к подчинению власти римо-католической церкви? Абсолютно нет! Римо-католическая церковь представлена здесь не как наш авторитетный представитель в вопросах канона, но как одна из многих церквей, в позиции которой отражено влияние Святого Духа. Бог обладает всей полнотой власти, но никак не Церковь. Ведь точно так же можно утверждать, что наш взгляд на канон Ветхого Завета приводит нас под власть Синагоги. Но это полнейший абсурд! Спидометр отмечает скорость автомобиля, но никоим образом не является причиной ускорения. Причина скорости кроется в двигателе автомобиля. Достигнутый церквями консенсус относительно канона Нового Завета является ярчайшим доказательством руководства Святого Духа. Именно Святой Дух – движущая авторитетная сила.

б) Что если мусульмане воспользуются вашими аргументами и будут утверждать, что великий консенсус исламского мира относительно Корана отражает Божье подтверждение его каноничности? Возможно, они так и утверждают, но данные случаи не тождественны. Если я не ошибаюсь, Коран был целиком написан одним человеком в седьмом столетии. Канон Корана не составлялся так долго, как канон Нового Завета, с последующим поразительным достижением церквями консенсуса. Написание Корана больше похоже на работы Гомера или Шекспира, чем на Новый Завет.

в) Что если у ранней Церкви не было доступа к этому критерию? Это верно, но у нее была возможность более явственно слышать глас живой устной традиции, передающей учение Иисуса и апостолов. По этой причине ранняя Церковь была способна составить канон, чего мы бы не смогли сделать.

Мы признаем в качестве канонических Писаний Ветхого Завета книги, которые были подтверждены всеобщим консенсусом израильтян (ведь им Господь даровал Свое Слово) и переданы нам.

Подобным образом мы признаем каноническими те книги Нового Завета, которые по Божьему провидению были переданы нам по всеобщему согласию Вселенской Церкви (6).

Поэтому, возможно, содержание Святого Писания более богодухновенно, чем ранняя Церковь могла себе только представить!