Как я могу справиться с человеком, который имеет другую точку зрения?

В первых двух разделах мы исследовали возможности извлечения наибольшей пользы из разногласия с нашими оппонентами, во-первых, чтобы исполнить свой долг перед ними, а во-вторых, чтобы не упустить возможности научиться отстаивать свою позицию. Теперь, уделив достаточно внимания вопросам: «Что я должен?» и «Чему я могу научиться?», будет целесообразно обсудить следующий вопрос: «Как я могу справиться с человеком, который имеет другую точку зрения?»

Понятие «справиться» имеет две позиции, известные как «оборонительная» и «наступательная». К сожалению, эта терминология заимствована из армейского лексикона и отражает агрессивное отношение к сопернику, привнося в дискуссию злобу и раздражение. Мы должны сознательно прилагать усилия к тому, чтобы противостоять такому отношению. Более того, «наступательная позиция» часто понимается как «агрессия» и «противление», а не просто как «переход в наступление». Поэтому, для описания этих двух позиций лучше использовать прилагательные «защитный» и «созидательный».

Библейские дискуссии

В евангельских кругах библейские споры, если они правильно проводятся, приносят огромную пользу, так как стороны обращаются к авторитету Бога в поддержку своей позиции. Именно об этом красноречиво заявлял Лютер на Вормсском рейхстаге, и именно об этом свидетельствует Вестминстерское исповедание веры:

Один Бог есть Господин совести, Он дал ей свободу от учений и установлений человеческих, которые хоть в чем-нибудь противоречат Его Слову или дополняют его в том, что касается веры и богослужения (ВИВ 20, 2).

Нам необходимо осторожно и с благоговением использовать Писание, цитируя каждую ссылку в соответствии с ее контекстом. Это защитит от законной критики метод «доказательства текстом Писания», когда из ближайшего контекста вырываются фразы и размещаются в такой последовательности, будто они являются отдельными утверждениями, наделенными божественным авторитетом, не придавая значения тому, для чего они были написаны в Священном Писании. Известным примером такого ошибочного подхода является утверждение о том, что Сам Бог заявляет: «Нет Бога», потому что это написано в Псалмах 13:1 и 52:2.

Нам следует остерегаться подобного использования Писания, так как внимательное исследование контекста укрепит, а не ослабит аргумент. Немногое может так навредить позиции, как утверждение, что она основана на авторитете Божьего Слова, но при более тщательном изучении текста в его контексте вдруг обнаруживается, что он говорит совершенно о другом. Подобный аргумент напоминает дом, построенный на песке, который «упал, и было падение его великое» (Мф. 7:27).

Подобным же образом благоразумный человек будет стараться избегать отрывков Писания, напоминающих бумеранг. Такие тексты часто используются как доказательство, но впоследствии оказывается, что они противоречат выдвинутой точке зрения. Например, некоторые люди цитируют Послание к Филиппийцам 2:12: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение», и забывают о том, что Павел продолжает развивать мысль: «потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению…».

Все это требует от нас отличного знания Слова Божьего. Бог доверил Священное Писание Своему народу, чтобы он усердно исследовал его (Ин. 5:39) и ежедневно размышлял над ним (Пс. 118). Познание всей воли Божьей (Деян. 20:27) должно быть целью не только «профессионалов» – пастырей и учителей, но всякого, кто считает себя христианином. Каждое дитя Божье должно стремиться быть готовым к здравому пониманию, толкованию и применению Писания, чтобы «представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15).

Мы должны знать отрывки Писания, которые часто цитируют с целью признать несостоятельной точку зрения, которую мы считаем библейской. Иногда можно предвидеть возражения еще до их появления и быть готовым показать, что они на самом деле не подрывают нашу позицию. Если мы сталкиваемся с сильным опровержением, иногда лучше выждать, пока оппонент не процитирует отрывок Писания. Это поможет нам занять психологически более выгодное положение и уничтожить веский аргумент оппонента. Однако и в таком случае мы должны оставаться в рамках возвещения истины с любовью (Еф. 4:15).

В некоторых случаях можно показать, что возражение, основывающееся на толковании определенного отрывка Писания, является просто неуместным и неоправданным, так как толкование отрывка не согласуется с контекстом, в котором находится данный отрывок Писания, или же с широким контекстом единства божественного откровения. В других случаях будет уместно показать наличие одного или нескольких приемлемых альтернативных толкований данного текста, которые приводят к противоречивым точкам зрения. Но так как мы обязаны искать единство истины, наиболее вероятным толкованием будет то, которое предотвращает противоречие.

Подводя итог вышесказанному и признавая полноту и завершенность библейского откровения, мы должны иметь смелость продвигаться в направлении, в котором ведет нас Писание, и прекращать свои размышления там, где Библия не предлагает руководства. Полемическое богословие в этом отношении является просто светом, указывающим путь для тех, кто еще блуждает в темноте.

Общие дискуссии

Эти дискуссии ссылаются не на тексты Писания, а на логику, историю и традиции. Несмотря на то, что их авторитет не находится на том же уровне, что и Библия, Слово Божье, подобные дискуссии важны и должны приниматься во внимание теми, кто желает иметь веские аргументы.