Обращение к разуму

Если человеческий разум не руководствуется божественным откровением, он склонен либо попадать под чрезмерное влияние предрассудков (мы называем это «рациональным мышлением), либо забывать о собственных пределах и, используя только ограниченные категории, пытаться постичь бесконечность. Тем не менее, разум является божественным даром для человечества, необходимым в процессе получения, применения и передачи откровения (ср. Дж. И. Паркер, «Фундаментализм» и Слово Божье, стр. 128-137). Это частица Божьего образа в человеке. Бросить вызов логике значит навлечь на себя погибель, так как логика пробивает себе дорогу в процессе развития истории. Следовательно, выдвигать рациональные доказательства – уместно, и если они выдвигаются нашими оппонентами, мы должны уделять им особое внимание.

Для конструктивности мне следует показать, что моя точка зрения соответствует всей явленной истине и всему устройству христианской веры, как организму истины. Я буду способствовать признанию отдельного принципа, если смогу показать, что он неотвратимо связан с другим элементом веры, по которому я и мой оппонент имеем взаимное согласие. Например, человек, принимающий доктрину Троицы, неизменно будет исповедовать божественность Христа и наоборот.

Говоря конкретно, отступление от отстаиваемой мной позиции влечет за собой очевидный разрушительный, и даже пагубный эффект. Я должен тщательно провести различие между точкой зрения другого человека и последствиями, которые она за собой влечет. Неспособность распознать это различие влечет за собой неэффективность полемического богословия. Христиане растратили огромные количество боеприпасов, атакуя территории, на которых не было их оппонентов, хотя логически их нахождение там предполагалось.

Бороться с пародией не тяжело. И за свержение соломенного чучела не жалуют крест «За выдающиеся заслуги». Необходимо знать, что правильная стратегия заключается в том, чтобы показать оппонентам, что их взгляд влечет за собой разрушительные последствия, с которыми в дальнейшем будет тяжело справиться. И мы также должны осознавать свою обязанность противостоять настоящей ситуации, а не ее ожидаемому результату.

С точки зрения защиты, я должен столкнуться с возражениями против моей позиции. Некоторые из них будут неуместны, так как основываются на непонимании вопросов. Их разрешение поможет мне прояснить мою позицию и снова подтвердить ее, используя надлежащую защиту против односторонних взглядов, преувеличений или недоразумений. Например, я могу указать на то, что искупление одного человека не является несовместимым с всеобщим даром спасения во Христе, несмотря на то, что приверженцы всеобщего искупления часто считают это несовместимым. Другие возражения могут быть необоснованны, так как в них используется и моя точка зрения, и оппонентов. Некоторые возражения могут быть признаны второстепенными трудностями, так как они указывают на решение или на не решение разногласий, а не на доказательства несостоятельности определенной позиции. Например, самые не внушающие доверия противоречия между двумя отрывками Писания указывают на сложность доктрины безошибочности Писания, а не на дискредитацию твердо утвержденного принципа веры. Очевидно, что наиболее преимущественной ситуацией является та, когда возражение оказывается позитивным доводом в пользу опротестованной точки зрения. Хорошим примером является использование Иисусом ветхозаветного закона в Евангелии от Матфея 5:21-42. Поверхностному читателю может показаться, что в этом тексте Иисус отказывается признать авторитет закона, но на самом деле Он утверждает его и усиливает Своим духовным толкованием.

Более того, иногда довольно полезно попросить оппонента ясно изложить альтернативную точку зрения, которую мы затем будем критиковать. Например, человеку, отрицающему божественность Христа, может быть очень тяжело дать ответ на вопрос Иисуса: «Вы за кого почитаете Меня?» (Мф. 16:15). Любой ответ, отвергающий божественность Христа, может показаться чрезвычайно неудовлетворительным, так как он будет вести либо к какой-то форме политеизма, либо отрицать очевидность фактов жизни, смерти и воскресения Христа. Возможно, люди с неудовлетворительными взглядами оставят тленные руины своей позиции и найдут убежище в прочном здании веры, «однажды преданном святым» (Иуд. 3).