8. Поступки и отношение

…будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением; Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе (1 Петр 3:15-16)

Мы рассмотрели некоторые аспекты библейского учения о людях и их философии, а теперь обратимся непосредственно к практике апологетики. Предыдущие темы занимают в курсе апологетики важное место, однако необходимо много сказать о том, как именно защищать веру практически. В этом уроке мы рассмотрим сами действия апологета веры и его отношение к тому, с кем он говорит.

В прежних уроках мы отмечали, что апостол Петр (1 Петр 3:15) призывает каждого христианина учиться и быть готовым защищать свою веру в Евангелие. Более внимательно прочитав отрывок, мы увидим, что он не только велит нам знать апологетику, но и показывает, как ее использовать. Он раскрывает для нас законы библейской апологетики. Вот что апостол говорит о первом методе апологетики: «Господа святите в сердцах ваших» (3:15). Во-вторых, он подчеркивает, как важно наше отношение в разговоре с нехристианами — к ним следует обращаться с «кротостью и благоговением». В-третьих, апостол напоминает о «доброй совести и доброй жизни» во Христе (3:16). Рассмотрев очерченный им план, мы увидим, как много говорит Писание о связи апологетики с нашей жизнью, о нашем подходе, и наших методах.

А. Свидетельство благочестивой жизни

Последовательность в словах и поступках в обыденной жизни – неотъемлемый аспект библейской апологетики. Слишком часто христиане настолько погружаются в технические тонкости практической апологетики или ее теории, что забывают, как сама их жизнь сказывается на эффективности их методов и слов. Именно пренебрежение к личному благочестию нередко сводит защиту веры к «колебаниям воздуха», — пустым словам, не подкрепленным делами. Зная об этом, апостол Петр наставляет своих читателей жить с «доброй совестью», чтобы их не за что было упрекнуть, кроме «доброго жития во Христе» (1 Петр 3:15). Нехристианский мир часто судит о достоинстве Евангелия по жизни верующих. Если наши слова расходятся с делами — в церкви ли, на работе или дома — мы лишаем свое свидетельство силы.

Иногда можно услышать, как верующий, пытаясь защищать свою веру, одновременно нападает на братьев христиан, с которыми не согласен во второстепенных вопросах. Такие люди не сознают, что открытое противостояние другим верующим по сути сводит их свидетельство на нет. Нет большего препятствия в христианской апологетике, чем неприязнь между христианами разных конфессий. Иисус предостерегал Церковь от подобных ошибок, зная, что отсутствие единства ослабит ее свидетельство миру:

Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня… (Ин 17:23)

Если мы хотим, чтобы наши слова звучали убедительно для неверующего мира, наши церкви нужно наполнить христианской любовью и единством. Что нередко мешает христианину защищать свою веру на работе или в школе? — небезупречная в глазах сверстников и сотрудников жизнь. Работник, который напивается на Рождественской вечеринке в компании сослуживцев, едва ли сможет бесстрашно защищать Евангелие, когда на следующее утро в офисе обсуждают «истинный смысл Рождества». Верующему студенту будет трудно выступить за веру перед сверстниками, если недавно на контрольной его поймали со шпаргалкой. На действенность нашего благовестия среди соседей и друзей влияет и то, насколько мы дружелюбны и готовы помочь, и даже состояние нашей квартиры. Если в повседневной жизни мы не стремимся к библейскому эталону, наше свидетельство будет неэффективным, имя Христа подвергнется осуждению, из-за нас Он станет объектом насмешек.

Даже более частные аспекты нашей жизни могут укрепить или ослабить наше свидетельство в защиту христианства. Ежедневная практика чтения Библии, размышления и молитвы – насущная необходимость для христианина, который хочет действенно защищать веру. Псалом называет праведным того, кто «о законе (Господа) размышляет день и ночь!» (Пс. 1:2).

Нам следует ежедневно читать Божье Слово и применять его в жизни. Иначе мы отклонимся от путей праведности и наше свидетельство о вере станет лицемерием. Кроме того, ключевой метод апологетики – умение ответить на возражения неверующих с библейской точки зрения. Только человек, знающий Писание благодаря ежедневному чтению и размышлению над ним, владеет достаточными знаниями, чтобы ответить на вопросы неверующего с библейской точки зрения. Иначе применять библейскую апологетику невозможно.

Еще один ключ к эффективной защите веры – это последовательность в молитве. Христианская вера – не безличное интеллектуальное согласие с некоторыми религиозными догмами, которые логически доказуемы. Христианство – это растущие личные отношения с Богом через Христа. Именно в молитве мы приходим к Богу и называем Его нашим Отцом Небесным. Насыщенная молитвенная жизнь приближает нас к Богу и позволяет ощутить живительную силу Святого Духа. Апостол Павел призывает:

… непрестанно молитесь (1 Фес 5:17)

Способность к библейской апологетике развивается лишь в том случае, когда наша жизнь наполнена молитвой. Это особенно справедливо в отношении практического благовестия. Слишком часто, изучив теорию, христиане исполняются уверенности в себе. Они обращаются к неверующему без малейшего сомнения в том, что справятся самостоятельно и даже не думают просить помощи у Бога. Возможно, они старательно трудились над освоением методики, но увидеть плоды своих трудов им удается редко. Они способны победить неверующего в споре, но обратить его к вере своими силами не смогут. И до встречи с неверующими и после беседы с ними, нам нужно быть постоянными в молитве, чтобы полагаться в апологетике не на себя, а только на Христа.

Нельзя переоценить свидетельство благочестивой жизни. Без этого наши усилия в защите веры будут тщетными. Можно убедить неверующего в истинах Божьего Царства, но если мы ведем себя как граждане ада, едва ли наши слова возымеют действие. Наибольшие знатоки теории бессильны в апологетике, если в жизни их слова расходятся с делом.

Б. Здравый подход

Апостол Петр (1 Петр 3:15-16), говорит о манере беседы с неверующим, о методе библейской апологетики. «С кротостью и благоговением», — увещевает он, потому что тон разговора может иметь решающее значение. Фактически, наше отношение к человеку говорит громче слов. Для огромного множества обращенных убедительнее всего были не доводы христианина, а его отношение к ним. В Писании немало тому подтверждений. Мы рассмотрим некоторые из них и обобщим изложенное в них учение:

Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому (Кол 4:5-6)

Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властя, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость всем человекам (Тит 3:1-2)

От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают споры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния и познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю (2 Тим 2:23-26)

Конечно, это лишь небольшая часть отрывков, которые подчеркивают важность верного тона в разговоре. Все их невозможно рассмотреть. Однако и приведенные стихи дают нам основания для некоторых общих рекомендаций. Они помогут апологету в сложных ситуациях, которые часто возникают в беседе с нехристианами.

1. Кроткая твердость

Обычно христиане говорят неверующим о вере либо слишком жестко, либо с излишней мягкостью. Мы знаем, что апостол Петр учит нас защищать веру «с кротостью» (1 Петр 3:15), а Павел писал Тимофею «с кротостью наставлять противников» (2 Тим 2:25). Некоторые христиане стремятся следовать библейским наставлениям в апологетике, но считают, что кротость означает неуверенность. В подобных случаях, пренебрегая своим доверием к Богу, они произносят нечто вроде: «ну, не знаю, может христианство и не совсем истина…» или «возможно, я ошибаюсь…». Однако помните о том, что апологету нужна твердость. Кротость не подразумевает компромисс, кротость не отступает от уверенности в том, что Божье Слово надежно и достойно доверия.

Другие христиане помнят лишь о твердости и наступают на неверующего, безжалостно паля из всех орудий. Воображая себя несокрушимыми рыцарями веры, они пытаются силой загнать неверующего в Царство Божье. Таким апологетам нужно напоминать себе о библейском повелении –наставлять противников с кротостью.

Предлагая неверующему Евангелие робко, мы оказываем ему медвежью услугу. Обращаться к нему нужно с твердостью, уверенно, как к человеку, который повис над пропастью. И в то же время непременно кротко, чтобы излишней горячностью не столкнуть его в бездну. Кроткая твердость библейской апологетики подобна руке любящего друга, который ведет слепого к безопасному убежищу в этом мире, к спасению во Христе.

2. Спорить уважительно

Апостол Петр указывает на еще один аспект апологетики: веру нужно защищать «с благоговением» (1 Петр 3:15), иными словами, относиться к собеседнику уважительно. Однако многие христиане неправильно толкуют и это повеление. Слишком часто полагают, что уважать неверующего значит не подвергать сомнению его взгляды: «Он настолько умнее меня! Как я могу с ним спорить!?» Действительно, по человеческим меркам неверующий может превосходить христианина в интеллекте и положении.

Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; (1 Кор 1:26)

Однако это не значит, что мы не вправе оспаривать убеждения даже величайших из людей. Мы призваны дать ответ всякому человеку (1 Петр 3:15), «исправлять противников» (2 Тим 2:25). Нужно готовиться к спору с неверующим и охотно вызывать его на поединок. По сути важнейшая задача апологета в том, чтобы показать неверующему, что у человека нет никаких оснований гордиться собой или своими способностями. Нужно уметь объяснить ему, что он всего лишь человек.

Некоторые христиане не боятся спорить с неверующими, но при этом не выказывают к собеседнику ни уважения, ни почтения. Про себя они думают: «Этот неверующий просто ноль, кем бы он там ни был. Он глупец. Я здесь единственный, кто знает истину». Такое отношение часто проявляют студенты, которые считают своих неверующих профессоров безнадежно глупыми и вызывают их на поединок с видом высокомерного превосходства. Им нужно напомнить, что Писание учит защищать веру в уважительном тоне и с почтением к собеседнику, «никого не злословить… оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Тит 3:2). Нам следует призывать неверующих оставить стремление независимости и довериться Христу, чтобы спастись. Но делать это необходимо с уважением к человеку. Уважительный тон – важный аспект внимательного подхода.

3. Конкретные ответы

Часто в разговоре с неверующим возникает еще одна проблема – это тенденция либо не замечать его вопросов и направлять беседу к своей цели, либо, наоборот, следовать любому предложенному им направлению.

С одной стороны, есть мнение, что «дать ответ всякому» (1 Петр 3:15) означает следовать в беседе той линии, которую задает неверующий. Искреннее стремление ответить на его вопросы похвально. Однако Писание нигде не учит нас отвечать на всякий вопрос без исключения. Отвечать каждому, как наставляет нас апостол Петр, не значит отвечать на каждый вопрос. Апостол Павел писал Тимофею: «от глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры» (2 Тим 2:23). Нужно быть готовым отвечать неверующему и делать это охотно, но осмотрительно, избегая тех вопросов, которые ведут лишь к бесполезному препирательству. Вместо этого следует направлять разговор так, чтобы дал «им Бог покаяние к познанию истины» (2 Тим 2:25). Наша цель — привести заблудшего грешника ко Христу. Мы заинтересованы не в том, чтобы демонстрировать свои знания и таланты, ссориться или препираться. На какие вопросы отвечать, и в каком направлении развивать мысль зависит от того, насколько это ведет к желаемой цели, — вере в Христа и послушанию Ему как Господу.

4. Тщательная подготовка

Практическое применение библейской апологетики — дело нелегкое, поскольку предполагает использование библейских принципов в постоянно меняющихся ситуациях. Эта сложность заставляет апологетов бросаться в крайности.

Одна точка зрения подразумевает, что в беседе с неверующим особенно важен индивидуальный подход, и поэтому попытки структурировать методы апологетики не имеет смысла. «Не существует метода или системы, которые годились бы в любой ситуации, — зачем тогда вообще их изучать», — говорят некоторые. Несмотря на свои благие намерения, эти христиане забыли библейское повеление готовиться защищать веру. Они не осознают, что лишь исключительно изобретательные, одаренные и особо благословенные из нас найдут что сказать, не имея предварительно продуманной модели поведения.

С другой стороны, некоторые христиане видят потребность в библейском методе и предлагают – как результат исследований — в каждой ситуации использовать детально расписанный план. Слова Павла адресованы им: «со внешними обходитесь благоразумно» (Кол 4:5). С неверующими нужно общаться мудро. Однако благоразумие должно быть «приправлено солью», чтобы мы знали, «как отвечать каждому» (Кол 4:6). Итак мудрость в библейской апологетике предполагает и подготовленность, чтобы справиться с возникающими ситуациями, и гибкость, чтобы выказать заботу и христианскую любовь каждому человеку индивидуально. Нужды умирающего старика явно отличаются от потребностей вступающего в жизнь студента. Их вопросы будут разными и нужно знать, как отвечать каждому. Апологет, который внимательно готовился к беседе, сможет помочь своему ближнему и провести беседу в угодной Богу манере.

Немало вопросов в апологетике связаны с поступками и чувствами апологета в беседе с нехристианами. Мы затронули лишь нескоторые из важных аспектов этой темы. Постоянное исследование методов защиты веры в свете Писания – единственный путь сохранить здравый подход, который заложит основу ее успеха и эффективности.

В. Верный метод

Для библейской апологетики важны благочестие в повседневной жизни и внимательный подход к неверующим. Но так же необходим и верный тон: как мы отвечаем на вопросы неверующего. Чтобы разработать верную методику, нужно помнить библейские принципы апологетики, которые мы обсудили в предыдущих уроках. Будет полезно перечислить их еще раз.

1. Библейская апологетика вырабатывает свой метод, опираясь на Писание.

В Библии немало сказано о том, как защищать веру. В ней дано богословское обоснование защиты веры, которое служит ей опорой и указывает ей цель. Библейское богословие дает общие принципы, которыми следует руководствоваться в выборе метода апологетики. Более того, в Библии даны модели, которые надлежит использовать в христианской апологетике. Кроме этих полезных наставлений Писание содержит и конкретные примеры того, как защищали веру христиане прошлого. Все это стоит принять во внимание, создавая верную модель апологетики. Главное в библейской апологетике — быть библейской.

1. Согласно библейской апологетике христиане призваны защищать веру с полной уверенностью в том, что это вера истинная и ее безусловно можно защитить.

В апологетике мы опираемся на свою веру в истинность христианства и отвечаем неверующим с этой позиции. Верный метод начинается с убежденности в том, что Иисус есть Господь (1 Петр 3:15) и Его Слово истинно и непогрешимо.

Нельзя сомневаться в этом и думать, что могут обнаружиться новые «факты», опровергающие веру. Христианин знает совершенно точно, что его вера истинна, потому что Бог, обладающий полнотой знания, открыл ему это. Апологет христианства часто сталкивается с соблазном отступить от своей уверенности и сказать, что христианство – лишь «возможный вариант» или «вероятно, истина». Однако развивать эту мысль далее — означает признать, что, возможно, христианство ложь. Подобный метод неприемлем для библейской апологетики. Защищая веру, нужно твердо стоять на позиции доверия к Богу.

1. Христианская апологетика утверждает отличие творения от Творца.

Защищая веру, христиане должны всегда помнить, что человеческий разум нельзя рассматривать в качестве последней инстанции или высшего авторитета. Цель апологетики в том, чтобы человек признал свою зависимость от Бога и подчинился Ему. И нам не следует поощрять неверующего к тому, чтобы он продолжал считать себя верховным судьей в вопросе достоверности христианства. Слишком часто апологетика просто призывает нехристиан откорректировать некоторые недостатки в их якобы независимом мышлении. Однако в Писании нигде не сказано, что человеку позволено возводить себя на пьедестал и судить слова Христа, — Библия призывает людей оставить ложные пути и признать свою полную зависимость от Бога.

1. Библейская апологетика учитывает то, как грех и возрождение влияют на способность человека знать истину и принимать верные нравственные решения.

Нехристиане отвергают Бога как источник истины; христиане же, напротив, признают свою зависимость от Бога и Его Слова и стремятся быть послушны Ему во всем. Поэтому не существует «нейтральных фактов», на которых христианин мог бы выстроить защиту веры. Таких ступенек к вере не существует. Христиане рассматривают все факты в свете Писания, а неверующие полностью отвергают откровение Бога. Христианин учитывает это свойство «фактов» и выбирает соответствующий метод апологетики.

1. Библейская апологетика стремится действовать эффективно и убедить неверующего изменить свои взгляды, основываясь на том, что он — образ Божий и осознает свою тварную сущность.

В истории апологетики не раз возникала идея о том, что убедить неверующего позволяют интеллект и логика. Так или иначе эта идея препятствует развитию большинства методов апологетики. Следуя библейскому методу нужно помнить, что действенность защиты веры определяется тем фактом, что человек по-прежнему несет в себе образ Божий и поэтому знает Бога, хотя и не желает Его признавать.

Мы можем с уверенностью обращаться к нехристианам не потому, что они – разумные существа, владеющие логикой. Мы можем говорить с ними на основании того, что они – подобие Божье, и того, что они уже знают.

Эти пять принципов составляют достойную основу дальнейшего раскрытия библейского метода апологетики. Он прост, если не забывать этих принципов.

В этом уроке мы говорили о практических вопросах защиты веры. Ее неотъемлемые аспекты: благочестивая жизнь, внимательный подход и верный метод.

Обзорные вопросы:

1. Как различные аспекты нашей христианской жизни влияют на эффективность защиты веры?

2. Назовите три принципа, которые нужно помнить, беседуя с неверующими. Подтвердите ваши слова ссылками из Писания.

3. Какими пятью библейскими принципами следует руководствоваться в выборе метода защиты веры? Можете ли вы подкрепить свои слова Писанием?