1. Прочное основание

Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашему уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1Петр 3:15)

Жить в послушании Библии, значит строить дом на прочном основании. В завершение Нагорной проповеди Христос сказал:

Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. (Мф 7:24-27)

Иисус указал на очевидный факт: способность здания противостоять ливням и шквалам зависит от прочности его фундамента. Если человек выстроит дом на песке, этот дом развалится; если же он строит свое жилище на гранитном основании, дом выстоит даже в страшную бурю. На наших занятиях мы тоже будем строить дом. И когда ветры и ливни неверия будут его сотрясать, мы не усомнимся в том, что он выстоит, потому что его фундаментом служит несокрушимая скала Божьего Слова.

Однако прежде чем закладывать фундамент, стоит разобраться, какое же «здание» мы собираемся строить. Давайте начнем с самого начала.

А. «Здание апологетики»

Слово «апологетика» зачастую вызывает затруднения. На наших уроках мы будем использовать термин «апологетика» в узко-техническом смысле. Этот термин происходит от греческого АПОЛОГИЯ; он часто встречается в языческой и христианской литературе, и в самом Новом завете. В Апологии Сократа излагается его защитительная речь перед афинским судом. Иустин Мученик с своей Апологии стремился опровергнуть ложные обвинения, которые выдвигали против его собратьев-христиан неверующие. Апостол Павел, стоя перед разъяренной толпой в Иерусалиме, сказал: «выслушайте теперь мое оправдание (АПОЛОГИЯ) пред вами» (Деян 22:1). Оправдание в данном случае подразумевает защиту своих убеждений; апологет – тот, кто защищает определенные взгляды; «апологетика» непосредственно разрабатывает и учит использовать методы защиты своих убеждений.

Так или иначе, апологетикой занимаются многие религии и философии в мире. Однако на наших уроках мы обратимся исключительно к христианской апологетике, методам защиты истин, открытых человеку в Писаниях Ветхого и Нового заветов. Она называется христианской, т.к. «защищает христианское мировоззрение от различных направлений нехристианской жизненной философии»[1]. Мы занимаемся не общей апологетикой, а совершенно определенным ее видом. Используя прежнюю аналогию, можно сказать, что на наших занятиях мы строим здание христианской апологетики.

Б. Значение «Библейской апологетики»

Когда Христос говорил о прочном основании, на котором необходимо строить всю свою жизнь, Он имел в виду нечто вполне определенное. Единственное основание, способное противостоять бурным волнам греха, это Его Слово. Божье Слово записано в Писаниях Ветхого и Нового заветов. Все христиане единодушны в том, что:

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, Да будет совершен Божий человек, для всякого доброго дела приготовлен (2 Тим 3:16).

Библия для всех верующих представляет высший авторитет и руководство; без нее нам пришлось бы лишь гадать о Божьей воле. В Библии Бог ясно и определенно открыл нам Свои законы для всех сторон нашей жизни. Поэтому вместе с псалмопевцем мы можем сказать:

Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс 118:105).

Именно так Иисус говорил о Писании, утверждая записанное Слово Божье как основу нашей жизни. Библия – это фундамент, без которого все наши усилия закончатся крахом. Но сказать, что Библия служит лишь основанием апологетики, будет недостаточно. Ведь даже неопытный новообращенный христианин видит, что авторитет Библии – одно из важнейших его верований, которое необходимо защищать. Нападая на христианство, его противники нередко пытаются подорвать именно веру в авторитет Библии. Писание обвиняют в том, что оно содержит ошибки и противоречия, и его авторитет не превосходит другие человеческие книги.

Поскольку и сама вера в авторитет Писаний часто нуждается в защите, отношение апологетики к Библии иногда понимают неверно. Авторитет Библии – это и основание, на котором строится наша защита, и вместе с тем одно из верований, которое необходимо защищать. Слишком часто эту двоякую роль Библии упускают из виду. Действуя из лучших побуждений, христиане однако забывают о том, что Божье Слово есть основа всего, и пытаются строить апологетику лишь на человеческой мудрости и логических рассуждениях. Слово Божье помещают вверху в качестве крыши строения, которое опирается на апологетику. Однако нелегко поддерживать авторитет Писания подпорками человеческой мудрости. Строители подобного здания способны закрывать глаза на истину и отрицать это, но их дом построен на песке. Попытки защищать Писание, опираясь на человеческую мудрость как высший авторитет, обречены на провал. Такое ненадежное строение неизбежно будет разрушено.

Христианам следует помнить, что строить защиту веры можно только на прочном основании Библии. Тогда нам не придется опасаться ни сильных ветров, ни веса любых аргументов.

Библейскую апологетику можно сравнить с генералом в армии короля. Обязанность генералов — защищать своего короля, — и апологетика защищает авторитет Библии. Однако верные генералы будут защищать короля, руководствуясь уставом и его приказами. Таким образом, цель апологетики – защищать авторитет Писания согласно открытым в нем методам и принципам.

Направляющую роль Писания в апологетике показывает апостол Петр: Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашему уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Петр 3:15). В этом послании апостол говорит о страданиях, через которые проходят все христиане. Он знает, что, страдая от нападок греховного мира, мы нередко забываем, что служим Богу, и что любые испытания мы призваны принимать в послушании и доверии к Нему. Апостол надеется, что его читатели смогут достойно отвечать на вопросы своих гонителей, и призывает их святить Христа в сердце, чтобы приготовиться к испытаниям должным образом.

Особого внимания заслуживает порядок мыслей в этом предложении. Сначала Петр говорит: «Господа Бога святите в сердцах ваших», и лишь потом добавляет: «будьте всегда готовы … дать ответ …». Следовательно, прежде чем защищать свою веру, нужно передать власть над своим сердцем Христу как Господу. Это вовсе не означает, что на Бога нужно полагаться в эмоциональной жизни, а разум в апологетике свободен действовать, как угодно нам. К подобным выводам нас склоняют модные современные концепции. Но этот подход неверный.

«Передать власть над сердцем» не значит позволить Христу властвовать только в нашей внутренней жизни, словно на общение с неверующим миром Его правление не распространяется. Писание учит, что «сердце» есть суть личности, из него «источники жизни» (Прит 4:22). Сердце управляет не только чувствами, но и разумом, — всеми гранями личности и жизни человека. Святить Христа как Господа в своем сердце — значит подчинить ему все свои мысли, слова и поступки, включая методы защиты веры. Итак, по словам Петра, только подчинив себя власти Христа, мы защитим веру должным образом. Когда мы говорим с неверующим, Христос руководит нами как наш Господь. Он направляет нас через Свое Слово, и без Его руководства все наши усилия тщетны.

В последущих уроках мы будем строить защиту христианской веры на прочном основании Библии. Авторы множества книг, – среди которых есть книги и лучше, и хуже, – предлагают различные подходы к апологетике, и такое изобилие материала часто сбивает верующих с толку. Однако среди всей этой неразбрихи ясным остается одно. Выбирая методы апологетики, нужно основываться не на количестве книг, где он изложен, не на популярности его у влиятельных людей, не на опыте своей веры, а на том, как он согласуется с библейскими принципами. Если мы хотим иметь надежную защиту, нам следует строить ее на Божьем Слове.

В. Значение апологетики

Знать методы апологетики и развивать в себе умение применять их — это обязанность каждого христианина. Молодые и пожилые, богатые и бедные, блистающие интеллектом и обычные люди, — все, кто доверил свою жизнь и спасение Христу, — тем самым взяли на себя ответственность изучать апологетику. К сожалению, верные христиане часто не воспринимают эту ответственность всерьез.

Одна из причин такого отношения к апологетике коренится в неверном понимании слов Христа:

Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать; Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (Мф 10:19)

Этот отрывок вызывает серьезные затруднения. Многие считают, что он учит в защите веры полностью полагаться на водительство Святого Духа и поэтому отрицает всякую необходимость готовиться заранее Некоторые даже утверждают, что изучать апологетику — значит проявлять непослушание и недоверие к Богу. Однако подобное толкование не согласуется ни с Писаниями вообще, ни с выводами по тщательном исследовании этого отрывка.

Прежде всего, Иисус не говорил: «не задумывайтесь, что сказать». Как видно из последних переводов, Он учит нас не беспокоиться и не волноваться. В Мф 10:18 Иисус говорит, что Его учеников повлекут на суд к правителям и царям. Это могло их устрашить, и Он ободряет их, увещевая не тревожиться и не страшиться.

Он призывает нас оставить всякий страх, потому что мы никогда не будем одиноки. В нужное время Святой Дух Божий даст нам силу и мудрость. Как пишет апостол Павел: «при первом моем ответе никого не было со мною …. Господь же предстал мне и укрепил меня…» (2 Тим 4:16, 17). И тем не менее нужно помнить, что поддержка Святого Духа не заменяет знаний и тщательной подготовки. Бог наставляет нас не волноваться о пище и одежде (см. Мф 6:25-34), однако повелевает нам трудиться, чтобы заработать на жизнь. Мы призваны защищать веру, и наша обязанность — приготовиться к этому. Апостол Петр писал, что нам всегда нужно быть готовыми дать ответ (1 Петр 3:15). Поэтому всякий, кто безразличен к вопросам апологетики, тем самым не повинуется Господу Христу и не полагается на Святого Духа, поскольку истинное послушание и доверие ведет к старательному изучению апологетики.

Нередко, чтобы оправдать небрежение к занятиям апологетикой, приводят еще одну причину: защиту веры называют делом «профессионалов», служителей церкви, а не «рядовых» прихожан. По мнению обычного верующего, в совершенстве владеть апологетикой должны учителя воскресной школы и пасторы, а для прихожанина это предмет слишком философский, теоретический, абстрактный. Даже те, кто признает обязанность рядовых прихожан благовествовать, думают, что достаточно лишь рассказать Евангелие, а если у неверующего возникли вопросы, отсылают его к своему пастору, к «эксперту».

Действительно, учителя воскресной школы и служители церкви несут большую ответственность, чем остальные верующие, но защищать веру — долг каждого. Отрывок, который мы рассмотрели — 1 Петр 3:15, — не делает исключений. Каждый из нас призван страдать за Христа и готовиться защитить свою веру в Него.

Апостол Павел подчеркивает, что защищать веру призван каждый христианин. Как апостол, он был «поставлен защищать благовествование» (Флп 1:17). Однако Павел знал, что апологетика — обязанность не его одного. Поэтому он писал филиппийцам:

«я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати (Флп 1:7)

Павел был в тюрьме за благовествование, но христиане города Филиппы не оставили его в беде. Они посылали ему помощь от церкви. Они были настолько вовлечены в его апостольское служение, что он называет их соучастниками в благодати. Один из аспектов их соучастия и есть защита и утверждение благовестия (1:7). Апостол хвалил филиппийцев, потому что они серьезно относились к защите христианской веры. Так Слово Божье хвалит каждого христианина, который соучаствует в «защите и утверждении благовествования». Апологетика — занятие для всех, а не для некоторых «специалистов».

О важности занятий апологетикой свидетельствует и многое другое. Умение защитить свои убеждения делает наше благовестие более эффективным. Мы сможем без опасения говорить о христианстве со своими друзьями и соседями, зная, что способны ответить на их вопросы. Нам не придется опасаться высокообразованных неверующих, если мы умеем защищать свою веру.

Знание апологетики усиливает стремление благовествовать. И сомнения того, кому мы благовествуем, скорее рассеются, если он услышит ясные и последовательные ответы на свои вопросы.

При изучении библейской апологетики укрепляется вера и самого христианина. Многих верующих неотступно мучат сомнения, которые часто мешают им служить Христу в полную силу. Апологетика помогает отразить искушения оставить Христа, которые посещают христиан. А справившись с искушением, мы обретаем возможность посвятить себя другим аспектам ученичества и служения. Через занятия апологетикой даже тот, кого не касались сомнения, обретет большую уверенность и радость в послушании Богу. Апологетика – предмет важный и полезный для всех, и его следует изучать с интересом.

В следующих уроках мы будем возводить здание апологетики, камень за камнем созидая ее на прочном фундаменте Божьего Слова. Мы делаем это с единственной целью – подготовить верующих лучше служить Господу: строить Его Царство через послушание Ему и действенное благовестие.

Обзорные вопросы

1. В каком значении мы будем использовать термин «апологетика» на наших уроках?

2. Опишите двоякие отношения между Библией и апологетикой.

3. Какие возражения обычно выдвигают против изучения апологетики? Как бы вы ответили на них?

4. Какую пользу могут принести занятия апологетикой именно вам?

5. Укажите, каким образом отрывок 1 Петр 3:15 непосредственно связан с изучением апологетики.


Глава 2 из 15123»Последняя »