Введение

Одним из положительных результатов дискуссии в современном американском пресвитерианстве относительно длительности дней творения (Быт. 1) стала публикация целого ряда интересных исторических исследований по данной теме. В недавно опубликованных статьях были представлены взгляды разных богословов, начиная с эпохи ранней Церкви и завершая нашим временем, включая период написания Вестминстерского исповедания веры.[1] Относительно недавней богословской традицией, которая подробно рассматривала данный вопрос (следовательно, ей необходимо уделить особое внимание в настоящей дискуссии), является нидерландский кальвинизм второй половины XIX и начала XX столетия. Изучение этой богословской традиции важно не только из-за ее богословской ценности, но и крайне необходимо в силу ряда серьезных заблуждений, которые существуют в отношении мнения некоторых ее самых знаменитых богословов. Например, в одной из недавно опубликованных статей утверждается, будто Герхард Вос отстаивал мнение о том, что дни творения были «буквальными» или «обычными» днями. Таким образом, по мнению автора данной статьи, Вос «придерживался точки зрения таких ортодоксальных реформатских ученых Нидерландов как Аалдерс, Кайпер и Бавинк».[2] Другой автор утверждает, что «Вос, Бавинк и Кайпер … придерживались толкования о буквальных шести днях творения из первой главы книги Бытие».[3] На основании подобных заявлений, несомненно, создается впечатление, что эти нидерландские богословы были бы согласны с нашими современниками, утверждающими, что день, о котором говорится в главе 1 книги Бытие, состоит из двадцати четырех часов.

Если в отношении Воса эти заявления, по всей вероятности, правильны, то говоря о Кайпере, Бавинке и Аалдерсе, можно утверждать об их ошибочности. При рассмотрении работ этих богословов становится совершенно ясно, что они отвергали мнение о том, что некоторые (или все) дни из первой главы Бытия были «обычными» сутками, что в значительной мере повлияло на их взгляды относительно точной продолжительности этих дней. Поэтому в данной статье предпринята попытка представить мнения этих богословов на основании их собственных слов, в то же время, обращено внимание на другие важные мнения богословов нидерландского кальвинизма. Мы сосредоточимся на рассмотрении самой большой из ортодоксальных реформатских деноминаций – «Реформатские церкви в Нидерландах» (Gereformeerde Kerken in Nederland), которая формировалась в течение, приблизительно, пятидесяти лет из слияния церквей Doleantie (буквально, опечаленных состоянием дел. – Прим. перев.) под руководством Кайпера и большинства отделившихся в 1892 году от государственной церкви общин, вплоть до разделения «освобожденных» (vrijgemaakt) и «синодальных» (synodaal) реформатских церквей в 1944 году. Мы также вкратце уделим внимание нескольким важным представителям нидерландской реформатской традиции в США.