Представители «Нового взгляда на Павла» утверждают, что нам необходим новый взгляд на оправдание верою.

[Статья опубликована на сайте Christianity Today («Христианство сегодня») 8/10/2007 8:48]

Возьмите любой недавно опубликованный библейский комментарий или учебник по богословию, и вы прочитаете о таком явлении как «Новый взгляд на Павла». На протяжении десятилетий семинарии с повышенным интересом обсуждали вопрос, как новые аспекты понимания иудаизма (периода Второго Храма) влияют на наше восприятие богословия Павла. По мнению некоторых сторонников «Нового взгляда», реформаторы XVI столетия направили протестантов на неправильный путь понимания чрезвычайно важного учения об оправдании.

Как следствие, «Новый взгляд на Павла» вызвал серьезные разногласия. Лигон Дункан, бывший модератор деноминации Пресвитерианской церкви в Америке (The Presbyterian Church in America (PCA)), сказал, что «богословие «Нового взгляда» подрывает уверенность верующих в вопросе сущности евангельской вести». В июне Генеральная ассамблея Пресвитерианской церкви Америки заявила, что сторонникам «Нового взгляда» необходимо уведомить пресвитерии, членами которых они являются, о своих воззрениях, так как они не соответствуют Вестминстерским стандартам.

Н. Т. Райт, ведущий богослов «Нового взгляда на Павла», неоднократно отвечал на критику в свой адрес. В 2004 году в беседе с Д. Г. Данном (который создал термин «Новый взгляд на Павла») Н. Т. Райт обвинил своих критиков в создании веб-сайтов, где они «…крайне грубо отзываются о двух мужчинах, сидящих на этой сцене (то есть о Райте и Дане), заявляя, будто бы они предали Павла и отреклись от истинного реформатского учения об оправдании по вере…».

Итак, можем ли мы назвать обсуждение данного вопроса среди реформатских богословов «мышиной возней»? Конечно же, нет! Ведь некоторые представители «Нового взгляда» также учат, что учение Мартина Лютера, будучи обусловленным его полемикой в борьбе с католической церковью, сбило всех протестантов с правильного пути. Необходимо ли нам, дабы сохранить верность Писанию, изменить наше учение и проповедь? Британский ученый Симон Газеркоул попытается ответить на этот вопрос в предлагаемой вниманию читателя статье.

Редакция журнала Christianity Today (Христианство сегодня).

В течение приблизительно тридцати лет ряд богословов обсуждают вопрос «нового взгляда» на апостола Павла и его учение об оправдании по вере. По мнению сторонников этого подхода, обеспокоенность представителей протестантской Реформации по многим вопросам была изначально обусловлена либо ошибочными, либо не совсем удачными предпосылками. Одним из этих вопросов была доктрина об оправдании, которую Мартин Лютер называл не иначе как «краеугольным камнем христианского вероучения». Тем не менее, по мнению некоторых представителей евангелического лагеря, в работах богословов «Нового взгляда» (в особенности в работах Джеймса Д. Г. Дана и Н. Т. Райта) содержится ключ к пониманию первоначального замысла апостола Павла. Так из-за чего весь этот сыр-бор?