Что нового можно сказать о Павле?

Прежде всего, нам необходимо прояснить один очень важный момент. На самом деле, название «Новый взгляд на Павла» не совсем соответствует действительности (то есть название не вполне соответствует содержанию).

Во-первых, нет никакого тайного общества, которое занималось бы распространением идей этого нового направления. Сторонники данного направления даже не выступают единым фронтом. Кроме того, ученые, которых обычно отождествляют с «Новым взглядом», спорят друг с другом так же, как и представители традиционного протестантского лагеря. Таким образом, «Новый взгляд на Павла» представляет собой скорее удобную площадку для современного направления в области изучения богословия апостола с весьма узкой специализацией.

Во-вторых, «Новый взгляд на Павла» не предполагает пересмотр всех без исключения аспектов богословия апостола. Например, он не говорит ничего нового о личности Христа, Святом Духе или христианской жизни. По сути, новый взгляд сосредоточен на учении Павла об оправдании. Более того, здесь предпринимается попытка понять, против чего именно выступает апостол, обсуждая вопрос об оправдании по вере. В особенности «Новый взгляд на Павла» занимается рассмотрением трудностей, которые были у апостола, с «делами» или «делами закона».

Различия между традиционным и новым взглядом можно вкратце выразить следующим образом. Согласно традиционному пониманию, дела закона представляют собой деяния праведности, которые совершаются с целью приобретения благоволения в глазах Бога. С точки зрения нового взгляда, дела закона – это составляющие иудейского закона, которые подчеркивают привилегированное положение иудеев и отличают Израиль от других народов.

Новый взгляд состоит из двух жизненно важных элементов. Первый элемент выражается, в большей степени, в новом взгляде на иудаизм, нежели на Павла. Он выступает против традиционного понимания, согласно которому, иудеи времен Павла верили, что могут заслужить награду у Бога посредством собственных дел. Вместо того чтобы рассматривать современников Павла как законников, «Новый взгляд» утверждает, что ранний иудаизм стремился сохранить идентичность иудейского народа, особенно посредством соблюдения Шабата, обрезания новорожденных младенцев и употребления кошерной пищи. Эти характерные особенности или свидетельства идентичности иудейского народа подчеркивали его исключительность, его положение как Божьего народа, состоящего в завете.

Во-вторых, данное понимание иудаизма первого столетия применяется, следовательно, и к Павлу. Согласно «Новому взгляду», Павел, упоминая о «делах закона», имеет в виду только эти аспекты иудейской жизни (Шабат, обрезание, законы о кошерной пище). Таким образом, проблема, с точки зрения Павла, не заключалась в законнической самоправедности. Скорее для иудеев эти дела закона подчеркивали богоизбранность израильского народа, к которому не принадлежали язычники. Будучи призванным Богом обращать язычников, Павел отмечает, что иудеи заблуждались, считая, будто бы Божий завет ограничивается только Израилем. Этот принцип апостол применяет и в контексте церковных отношений. Как иудеи неправильно ограничивали Божий завет, так и христиане из иудеев ошибочно настаивали на соблюдении закона христианами из язычников как условии того, чтобы стать полноправными учениками. Подобная обстановка привела к тому, что Павел обличил Петра в Антиохии (Гал. 2:11-14). Как Петр мог позволить себе избегать общения с христианами из язычников в этом городе? Совершенно очевидно, что его действия не соответствовали истине Евангелия.

Итак, данные положения представляют собой результат исследовательских работ, которые начали появляться как грибы после дождя в конце семидесятых, начале восьмидесятых годов двадцатого века. Новый взгляд на иудаизм отстаивался в основном Е. П. Сандерсом в работе Paul and Palestinian Judaism (Павел и палестинский Иудаизм) (1977). Сандерс был особенно обеспокоен антииудейскими тенденциями традиционного взгляда, и его склонностью изображать иудаизм менее значительным, чем христианство. Сандерс стремился воспроизвести первоначальную, свободную от наслоений, картину раннего иудаизма, которая не была искажена христианским предубеждением. Он утверждал, что как предшествующий христианству иудаизм, так и его преемник – раввинистический иудаизм, так же сильно подчеркивали важность благодати, как и христианство Павла. В иудаизме избрание, как и Божье спасение Израиля от египетского рабства, занимало центральное положение. Соблюдение закона всего лишь удерживало (хранило) иудеев в завете, который заключил Бог.

В ученых кругах работа Сандерса была расценена как весомый вклад в исследование иудаизма. Однако, применение его идей в области исследований богословия Павла не вызвало серьезного интереса. Таким образом, Н. Т. Райт и Д. Г. Данн, наряду с самим Сандерсом, попытались более успешно выразить идеи нового взгляда на иудаизм с помощью нового взгляда на Павла. Они сосредоточили внимание на «эксклюзивизме», на чувстве национальной праведности, которое поддерживалось посредством таких проявлений как, например, соблюдение Шабата, обрезание и употребление кошерной пищи. Задача Павла, как утверждают представители «Нового взгляда», заключалась в том, чтобы предупреждать иудеев об опасности эксклюзивистской национальной праведности, так как Бог давал возможность людям из всех народов веровать в Мессию.