Оценка «Нового взгляда на Павла»

Не следует думать, будто бы в «Новом взгляде на Павла» нет ничего полезного, в чем некоторые критики пытаются нас убедить. Например, один из важных вкладов «Нового взгляда» заключается в том, что он подчеркивает Божьи деяния во Христе, охватывающие все народы. Павел использует оправдание, дабы показать, как все христиане, как из иудеев, так и из язычников, имеют доступ к Богу на одном единственном основании – на основании веры.

«Новый взгляд» также показывает важность исторического контекста Павла. Совершенно ясно, что некоторые важные аспекты обсуждения, в котором Павел участвовал вместе с современниками, предваряют более поздние богословские споры (например, противостояние между Августином и Пелагием и, в меньшей степени, между Лютером и его противниками). Тем не менее, мы не должны истолковывать действия Павла, опираясь на наши излюбленные дебаты из церковной истории. Е. П. Сандерс верно указывает на тот факт, что в целом традиционное протестантское восприятие иудаизма (периода Второго Храма) обусловлено реакцией на католическое учение о праведности по делам. Вот почему Сандерс стремится изображать иудаизм честно и непредвзято. Это еще один важный вклад: в церкви не должно быть места дешевым карикатурам на иудаизм. Сандерс побудил исследователей более серьезно относиться к иудейским источникам времен Павла, дабы понять их истинный смысл.

Тем не менее, другие ученые представили доказательства того, что Сандерс, выступая против традиционного однобокого понимания иудаизма, и сам представил однобокий взгляд. Поэтому, серьезное изучение этих источников все еще представляет собой важную область научного исследования. Нам также необходимо следить за тем, что мы говорим об иудаизме с кафедры и во время изучения Писания. Христиане должны избегать как дешевых карикатур, так и политически корректного беспокойства о высказывании, что евреи должны услышать Евангелие.

Подобным образом, пасторы, проповедуя на основании Евангелий и книги Деяний апостолов, должны объяснять, что, с одной стороны, Иисус и Павел подвергали своих современников критике, а с другой стороны, высоко ценили закон Моисеев. Вполне очевидно, что некоторые иудеи первого столетия, истолковывая закон, вкладывали в него смысл, чуждый Торе. Однако мы не должны критиковать сам закон, как если бы он представлял собой некий сборник маловажных правил и ограничений. В противном случае, мы будем критиковать Самого Бога. Ведь Его закон «свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим.7:12).