Каменные сердца нуждаются в оправдании

Следует отметить, что одного лишь рассмотрения работ, посвященных богословию Павла, недостаточно. Нам также необходимо понять, что Святое Писание говорит об оправдании.

«Бог оправдывает!» (В английском переводе (дословно): «Бог есть Оправдатель!»), Рим. 8:33. Триединый Бог по великой любви послал Сына в этот мир, дабы Он умер как заместительная жертва. На этом основании Бог оправдывает верующих (Рим. 5:1-11). Но что происходит в процессе оправдания? Само слово «оправдание» истолковывается по-разному. Поэтому, будет полезным рассмотреть библейские тексты, которые объясняют значение данного выражения. Апостол Павел заимствует это выражение из Ветхого Завета, в особенности из текста Быт. 15:6: «Ибо, что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:3, прямая ссылка на Быт. 15:6).

В Ветхом Завете «праведностью» называется положение, которое получает израильтянин при неукоснительном соблюдении требований закона, «и в этом будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам» (Втор.6:25). Однако трагедия завета заключается в том, что, несмотря на славный Божий дар искупления и Тору, израильтяне зачастую вели себя как язычники. Будучи жестоковыйными людьми с каменными сердцами, они восставали против Бога. Израильтяне так и не заняли положения праведности, которое было бы даровано им, если бы они жили в соответствии с идеалом заповеди, изложенной во Второзаконии.

Однако это положение праведности является именно тем, что было даровано верующим во Христа. Несмотря на то, что эти бывшие идолопоклонники променяли славу Бога и подавляли истину неправдою, Бог, тем не менее, провозглашает их праведными. Бог называет их людьми, которые исполнили пред лицем Его все, что Он повелел. Выражение «пред лицем Господа, Бога нашего» (Втор. 6:25) имеет серьезное значение. Оправдание, в котором вменяется нам праведность, представляет собой как юридическое провозглашение нашего положения, так и утверждение о наших отношениях с Богом. Люди-грешники объявлены Богом таковыми, кто исполнил все, что Он заповедал.

Это оправдание, ставшее возможным благодаря кресту Христа, означает, что нам не следует тревожиться перед лицом Бога (в присутствии Бога). Нет ничего, что может стать преградой между оправданным человеком и вечным благословением жизни с Богом во время Судного дня. Выражение «Бог есть Оправдатель!» (Рим. 8:33) – это ответ Павла на вопрос: возможно ли, чтобы кто-либо выдвинул обвинения против избранных Божиих. Конечно же, нет! Павел, несомненно, в данном случае ссылается на великое свидетельство пророка Исаии о Боге:

«Близок оправдывающий Меня:

Кто хочет состязаться со Мною?

Станем вместе.

Кто хочет судиться со Мною?

пусть подойдет ко Мне.

Вот, Господь Бог помогает Мне:

кто осудит Меня? Вот, все они, как одежда,

обветшают; моль съест их»