Оправдание по вере

Вера – еще один термин, которому Павел с готовностью дает определение. (Павла не так уж и трудно понять, если подобрать правильный ключ!) Он ссылается на повествование из книги Бытия и отклик Авраама на Божье обетование, предлагая следующее ясное описание веры: «Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так [многочисленно] будет семя твое». И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность» (Рим.4:18-22).

В этом отрывке представлены три особенно важных аспекта веры (или акта веры, в греческом языке это формы одного слова).

1. Авраам признал бессмысленность своего будущего без Бога и Его помощи. Согласно Божьему обетованию, потомки Авраама будут так же многочисленны, как звезды небесные. Однако с человеческой точки зрения это невозможно. Авраам прекрасно понимал, что его тело «уже омертвело». Уповая на Бога, он «сверх надежды, поверил с надеждою». Таким образом, упование на Бога не является чем-то обыденным, повседневным. Христианская вера требует радикального изменения направления нашего отношения к чему-то, к кому-то.

2. Но вера – это не только отношение. Она также представляет собой отклик на Божьи особые обетования. В случае с Авраамом, его вера представляет собой отклик на слова Бога: «Так (многочисленно) будет семя твое». Вера не является бессодержательным смирением, в котором таится надежда на высшую силу, нет! Верою мы откликаемся на Божье слово и его особенное вербальное содержание. Бог говорит, и мы, откликаясь на Его слово, веруем в Него. Бог дал особые обещания Аврааму. В Рим. 4 Павел продолжает развивать мысль о том, что Бог обещает оправдание уповающим на Него, как на Бога, воскресившего Иисуса из мертвых (Рим. 4:23-25; см. также Рим. 10:9).

3. Вера сосредоточена не только на сказанном Богом, но также и на Его характере. Авраам верил, что «Бог силен исполнить обещанное». Библейская вера отражает Бога, как объекта этой веры. В повседневной жизни мы обычно имеем разную степень доверия к людям, в зависимости от того, какие у нас с ними складываются отношения. У нас есть один уровень доверия к мужу или к жене, другой – к врачу, третий – к пастору или к другу. Рассказывая нам о том, каков Бог, Святое Писание определяет, какой должна быть наша вера в Него. Он есть Бог, оправдывающий нечестивых людей (Рим. 4:5), творящий все из ничего (4:17) и воскресивший Иисуса из мертвых (4:24). Будучи всемогущим, Бог использует Свою силу, чтобы создать праведность там, где не было никакой праведности, творение там, где не было никакого творения, жизнь там, где не было никакой жизни. Именно в такого Бога мы и верим.