1. Введение

Мессианские ожидания в Ветхом Завете рассматриваются в этой статье с точки зрения христианина. В Новом Завете можно найти ответы на многие вопросы, связанные с Личностью и жизнью Иисуса Христа. Ответы новозаветных авторов на такие вопросы, как «Кто такой Христос?» или «Для чего Он пришел?», проливают свет и на Ветхий Завет. Эти новые подходы к Ветхому Завету уже с самого начала столкнулись с большим сопротивлением. Нетрудно заметить, что даже 2000 лет спустя это новое прочтение Ветхого Завета все еще вызывает споры[1].

Предположим, я решил написать книгу под названием «Снятое покрывало: Ветхий Завет в свете Иисуса Христа», и эта статья стала бы одной из ее глав. Следовательно, тема о «мессианских ожиданиях» была бы просто одной из многих тем, с которыми нам пришлось бы столкнуться, если мы намереваемся изучить тот чистый и яркий свет, который Иисус Христос пролил на Ветхий Завет.

Можно привести множество других тем, которые стали бы предметом рассмотрения в предполагаемой книге «Снятое покрывало: Ветхий Завет в свете Иисуса Христа» (их перечень далеко не исчерпывающий)[2]:

– должна быть глава о типологии, которая бы объясняла то, что всем деяниям Божьим присущи некоторые общие черты. У Бога есть Свой стиль. Оглядываясь ретроспективно назад в Ветхий Завет, мы наблюдаем, что некоторые люди, вещи и события теперь напоминают нам о многом, что мы находим во Христе или о том, что Он делал. В этом смысле можно подумать о лестнице, которую видел во сне Иаков – лестнице, по которой восходили и нисходили ангелы (Быт. 28:12), и о том, что Иисус ссылается на эту историю, говоря: «отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Иоан. 1:51).

– другая глава может быть посвящена «Иисусу, Который занимает место израильского народа». В ней будут рассматриваться такие отрывки, как «из Египта вызвал сына Моего» (Ос. 11:1). В этом стихе «сын Мой» указывает на Израиль как народ Божий. Как известно, Матфей цитирует эти слова (Мф. 2:15), но относит их к Иисусу, вероятно, как к Сыну Божьему. Примеры того, как весь израильский народ представлен одним человеком, который занимает место целого народа, обнаруживаются уже в самом Ветхом Завете. В отрывках, говорящих о Рабе Господнем (Ис. 42, 49 и 53), призыв стать рабом изначально обращен к целому народу (Ис. 42:1-4), но когда становится ясно, что они неспособны исполнить эту задачу, рабом призывается стать сам пророк (Ис. 49:1-6). Пророк также сознает, что такое призвание превышает его возможности; тогда он рисует неопределенную картину Личности, Которая займет место народа и своими страданиями искупит его вину (Ис. 52:13-53:12. Такое истолкование предлагается в книгах Goldingay, 1984:80, 152-159 и Williamson, 1998:113-166).

Все вышеприведенные темы предполагаемой книги «Снятое покрывало: Ветхий Завет в свете Иисуса Христа» можно было бы назвать «мессианскими». Это означало бы, что слова «мессия» и «мессианский» употребляются в широком смысле. Я же намереваюсь использовать значения этих слов в более узком, конкретном смысле[3]. Для этого есть свои причины:

§ Во-первых, неверно предполагать, что современное употребление слов «мессия» и «мессианский», когда под ними подразумевают будущую (возможно, эсхатологическую) личность спасителя, аналогично употреблению этих слов в Ветхом Завете. Поэтому я пытаюсь избежать впечатления, что эти слова – как мы сейчас их используем – играли столь важную роль во времена Ветхого Завета.

§ Во-вторых, Новый Завет связан с Ветхим различным образом, и если вы употребляете одно слово – «мессианский» – для обозначения всех связей, вы рискуете потерять ключ к этому многообразию.

В этой статье я проанализирую мессианские ожидания в Ветхом Завете в четырех частях. Во-первых, я остановлюсь на значении и употреблении древнееврейского слова מּשׁיח; во-вторых, будет предложено определение «мессианских ожиданий в Ветхом Завете»; в-третьих, я прослежу истоки мессианских ожиданий в Ветхом Завете; и, наконец, будет исследована одна особенная сторона мессианский ожиданий, а именно – мессианские ожидания в Псалмах.