4. Прослеживая истоки мессианских ожиданий в Ветхом Завете

В исследовании истоков «мессианских ожиданий в Ветхом Завете» главный вопрос, который я ставлю перед собой, состоит в следующем: возможно ли четко определить период в истории, описанной в Ветхом Завете, когда впервые возникают мессианские ожидания? Опять же, на этот вопрос дается множество ответов. Некоторые ученые отвечают отрицательно, потому что, по их мнению, мессианские ожидания появляются только в межзаветный период. Обсуждая значение и употребление слова מּשׁיח в Ветхом Завете, я уже упомянул об одной причине такой позиции: в Ветхом Завете מּשׁיח не употребляется для обозначения личности будущего спасителя. Я согласен с этим наблюдением, но вывод из наблюдения основан на неправильном смешении слова и концепции.

Но есть и другая причина, по которой многие хотят найти истоки мессианских ожиданий именно в так называемом периоде второго храма. Это убеждение, что причиной возникновения мессианских ожиданий было длительное отсутствия царя в Иерусалиме. Понимание того, что монархия Давида не стала постоянной, привело к проецированию в будущее идеи о грядущем царе. Можно согласиться с наблюдением о значительном влиянии на развитие мессианских ожиданий таких понятий, как разочарование и несостоятельность.

Но, как было правильно указано учеными, такие понятия имели место и ранее. Свидетельства о разочаровании и несостоятельности встречаются уже в монархическом периоде. Это поразительно выражается у пророков восьмого века – Амоса, Исаии и Михея. В их пророчествах суда провозглашается грядущий суд Божий против царей, правящих в их время. И в то же время в нескольких пророчествах спасения (хоть и не во всех) они уже видели роль нового царя, часто напоминающего Давида, – вопреки несостоятельности современного им захватчика престола Давидова и вопреки вытекающему отсюда разочарованию. Этот будущий царь был во многих отношениях идеальной личностью, который удовлетворит ожидания мира и справедливости, чего не смогли достичь правящие в то время цари. Поэтому истоки мессианских ожиданий, вероятно, следует искать именно в этом провозглашении суда и спасения дому Давидову (см. van der Woude, 1985:102-104). Эти мессианские ожидания укоренены в пророчестве о доме Давидовом во 2Цар.7. Божье обетование сохранить преемственность царей дома Давидова стало мостом надежды, через который люди приходили к убеждению, что жалкая неспособность царей или вообще их отсутствие – это еще не конец истории народа Божьего.