17. Заключение апостола Павла: Деяния апостолов 21:17–28:31

Последние восемь глав книги Деяний Апостолов, которые рассказывают о заключении Павла, о судах над ним и о том, как он был доставлен в Рим, могут нас даже разочаровать. Около четверти книги посвящено обсуждению событий, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к доктринальному или миссионерскому успеху Церкви, ее продвижению вперед. Вместо того, чтобы показать, как Церковь расширилась до Рима и Испании, повествование резко обрывается. Мы покидаем апостола Павла в Риме, в арендованном им доме, под стражей. Книга ничего не говорит о слушании дела императором, о том, чем закончился этот процесс и что за ним последовало. Каким было дальнейшее служение апостола, если следствие закончилось освобождением Павла — мы не узнаем этого из книги Деяний. Рассказ внезапно заканчивается, что весьма неудовлетворительно с точки зрения обычного образа мышления.

Такой конец Деяний можно объяснить тем, что автор написал все, что знал на момент написания. Коли бы он стремился дать Феофилу исчерпывающую информацию, вплоть до заключительных событий, он сделал бы это так быстро, как только мог. Если он этого не сделал, то, может быть, ему просто нечего было сказать. Особое внимание, которое он уделяет описанию заключения апостола Павла, может означать, что Лука более свободно и полно описывал то, что видел своими собственными глазами, а также то, что у него могла быть веская причина более полно описывать именно те подробности, которые относились к этому периоду. Христианство все больше отделялось от иудаизма и его независимость все сильнее бросалась в глаза сторонним наблюдателям. Отношение Рима к этому процессу и непосредственно к христианству было очень важным для его будущего, т.к. если бы христианство расценили как опасное революционное движение, немедленно последовали бы гонения. Лука, обращаясь к Феофилу, который, по всей видимости, был римским чиновником, хотел доказать, что христианство не является политическим движением и не имеет никаких политических притязаний, а его отношения с римскими властями всегда были дружественными. Преследование христиан, начатое евреями, основывается на религиозной почве. Все обвинения христиан в мятеже против римской власти, как это было в Филиппах (Деян 16:20,21), безусловно ложны. Кроме того, эти главы Деяний обладают величайшей биографической и богословской ценностью, потому что, по сравнению с другими частями этой книги, значительно глубже открывают кровенные мысли Павла и его учение.

ИЕРУСАЛИМ

Появление Павла в Иерусалиме немедленно привело к конфликту в еврейской церкви, несмотря на все его попытки к примирению. По совету Иакова Павел взял на себя материальные издержки, чтобы помочь некоторым евреям-христианам исполнить их назорейский обет (21:23,34). Павел сам уже совершал этот обряд (18:18) во время своего предыдущего посещения Иерусалима. Иаков решил, что это поможет Павлу показать всем, что он не против добровольного соблюдения Закона. Поступая так, Павел мог остановить различные толки о том, что он учит евреев рассеяния не обрезывать детей и не поступать по обычаям Закона (21:21).

Павел уже решил последовать совету Иакова, когда произошла неизбежная стычка. Евреи из Асии (20:19), которые были его ярыми противниками в Ефесе и других местах, решив, что он привел своих языческих спутников в святилище храма, публично обвинили его в этом и набросились на него. Начавшийся бунт принял такие размеры, что потребовалось вмешательство римского военного отряда. Они смогли спасти Павла от гнева толпы и увести его в крепость Антония для дальнейшего расследования дела.

Павел добился у трибуна разрешения произнести речь со ступеней крепости (21:40) и, обратившись к толпе на арамейском языке, начал свою защитительную речь. Толпа уважительно слушала, а он рассказывал о своем обращении. Никто не возражал против «великого света с неба», поскольку для еврея он означал Шехину — Славу Божью, ни против прославления Иисуса, ни против учения о покаянии и крещении. Только когда Павел упомянул о язычниках, толпа снова взорвалась, и, чтобы спасти апостола от ярости толпы, его пришлось спешно отвести в крепость.

Дальнейшее расследование его дела выявило два очевидных факта: невиновность Павла в каком-либо политическом преступлении и его римское гражданство. В течение четырех лет он находился под охраной стражи. Два года были проведены в Кесарии, потому что Феликс надеялся получить от Павла взятку за освобождение (24:26). С вступлением на должность Феста Павел, видя, что евреи никогда не перестанут его ненавидеть и никогда не снимут с него своих обвинений, побоялся, что Фест послушает их и оставит его в темнице на неопределенный срок. Для того, чтобы забрать свое дело из рук Феста, он подал апелляцию кесарю (25:10-12).Фест, зная, что у Павла есть римское гражданство, был вынужден удовлетворить его требование и отпустить в Рим для суда перед кесарем. Ожидание суда заняло еще два года (28:30). Был ли Павел отпущен, потому что дело не было разобрано до назначенного срока или потому что был оправдан, ничего не сказано.

Период вынужденного бездействия не был бесплодным. Даже в Иерусалиме Павлу не запрещалось иметь связь с внешним миром (23:16), а в Риме он жил в доме, нанятом им самим, где и совершал свое служение среди тех, кто приходил навестить его (28:30,31). Он не мог путешествовать, но имел свободу учить и писать в пределах своей камеры или своего дома.

Послания, написанные им в этот период, свидетельствуют о том, что включение Павла не остановило роста Церкви, а написанные апостолом сочинения были еще весомей и поучительней, чем те, которые он написал ранее. Исключением может быть признано лишь Послание к Римлянам. Послания из тюрьмы в значительно большей степени посвящены общему чению, чем написанные ранее миссионерские послания, посвященные разрешению конкретных проблем. Тюремные послания показывают, что Церковь уже не была собранием новообращенных, ревностных, но неуверенных, смущенных текущими проблемами и немного неорганизованных дюдей, но быстро росла и созревала. Есть признаки появления второго поколения христиан, проблемой которых была скорее самоуспокоенность. Они уже были наставлены в начатках веры и нуждались в более глубоком чтении, которое могло бы просветить и утвердить их.

Несмотря на то, что заключение изменило планы Павла, его вера в то, то целью Бога было послать его в Рим, не ослабла. Голос, который он слышал в видении в Иерусалиме, ночью, накануне суда, дал ему ясные указания: «Дерзай, Павел: ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать в Риме» (Деян 23:11). В следующий раз он был ободрен во время кораблекрушения, когда ангел сказал ему: «Не бойся, Павел! тебе должно предстать пред Кесаря, и вот, Бог давал тебе всех плывущих с тобою» (27:24), и ответ Павла был характерным: «Я верю Богу» (27:25). Весь этот период говорит о медленном, но верном исполнении божественного плана в евангельском служении Павла.

Развитие его проповеди заметно также в повторяющихся ссылках на воскресение Христа в его защитных речах. Допуская, что данный отрывок Деяний в основном не поучительный, а апологетический, мы все же видим, что на первом месте в мыслях Павла стоит воскресение Христа. Защищаясь перед Синедрионом, он говорит: «Мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаянье воскресения мертвых меня судят» (23:6). На допросе у Феликса он уточнил учение «секты», к которой принадлежал, и сказал, что они имеют «надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» (24:15). Даже Фест, римский правитель, которого вряд ли можно назвать религиозно настроенным, представил Павла Агриппе словами, что евреи «имели какие-то споры с ним о их Богоночитании, и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив» (25:19). В ответ на предложение Агриппы сказать что-нибудь в свою защиту Павел спросил: «Что же? Неужели вы невероятным почитаете, что Бог воскрешает мертвых?» (26:8). После рассказа о своем обращении, в котором уже подразумевалось действие воскресшего Христа, Павел заверял слушателей, что его проповедь основана на пророчестве: «Что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу (иудейскому) и язычникам» (26:23).

Павел подчеркивает важность воскресения во всех посланиях начиная с самых ранних (Гал 1:1; 1 Фес 1:10; 1 Кор 15:1-8; 2 Кор 5:15; Рим 1:4). Значение воскресения для верующих отмечено в главах 6 и 8 Послания к Римлянам, но его влияние на этику и благочестивую жизнь более явно выражено в Посланиях к Ефесянам и Колоссянам. Возможно, период вынужденного бездействия во время заключения дал Павлу возможность более полно и глубоко продумать значение этой истины, уже и ранее хорошо ему знакомой, и более подробно сформулировать — какое влияние она оказывает на жизнь христианина.

ТЮРЕМНЫЕ ПОСЛАНИЯ

Четыре тюремных послания: Филиппийцам, Ефесянам, Колоссянам и Филимону — были написаны в период между 56 (57 г. н.э.) и 60 (61 г. н.э.). В отношении этих посланий существует несколько вопросов: писались ли они в Кесарии или в Риме? Все ли они принадлежат перу Павла? Кому они предназначались?

Нет никакого сомнения в том, что они писались во время заточения, потому что все они говорят об узах Павла (Флп 1:12,13; Еф 3:1; 4:1; 6:20; Кол 1:24; Флм 1). Вероятно, традиционный взгляд на то, что они писались из Рима, верен, потому что упоминание «кесарева дома» (Флп 4:22) и стража «претории» (1:13) больше подходят к Риму, чем к Кесарии. Павел находился в месте, легко доступном путешественнику, так что друзья его с легкостью приходили к нему, что гораздо более характерно для Рима, чем для Кесарии.

В последнее время возникает вопрос о подлинности Послания к Ефесянам. Гудспид и другие богословы утверждают, что оно было написано человеком, который сначала собрал и отредактировал послания Павла, а потом написал этот текст, чтобы как-то предварить все собрание посланий. Однако само послание носит имя Павла; ссылки на его жизнь совпадают с известными фактами его биографии, а сильное сходство с Посланием к Колоссянам объясняется тем, что оба писались примерно в одно и то же время, и потому в них схожи основные положения. Убедительных внешних подтверждений авторства кого-то другого нет, а те доказательства, которые приводятся, могут быть интерпретированы иначе. Возможно, Послание к Ефесянам было энцикликой — письмом, написанным не только церкви в Ефесе, но и всем церквям Асии, которые были полем миссионерской деятельности Павла перед тем, как он попал в тюрьму. В некоторых наиболее древних рукописях отсутствует фраза «находящимся в Ефесе» (Еф 1:1). Удивительно также, что в конце нет личных приветов, а ведь Павел провел три года в этой церкви, разве что он хотел, чтобы послание обошло несколько церквей. Изложенное в нем общее, широкое учение, не посвященное какой-либо определенной ситуации или проблеме местной церкви, подтверждает это впечатление. Если это было общее письмо церквям в Асии, несомненно, что одна копия пошла в Ефес. Поскольку ефесская община была самой крупной во всей провинции, эта копия письма была наиболее доступной и часто воспроизводимой. Адресаты каждого из остальных тюремных посланий ясно указаны в предисловиях к ним и никогда не являлись предметом споров.

ПОСЛАНИЕ К ФИЛИМОНУ

Общий фон

Послание к Филимону писалось в то же время и при тех же обстоятельствах, что и Послания к Колоссянам и Ефесянам. Раб колосского дельца Филимона — Онисим, посягнув на имущество своего хозяина, бежал в Рим, чтобы скрыться там в большом, насыщенном людьми, городе. Каким-то образом он столкнулся там с Павлом и обратился ко Христу (Флм 10).

Осознав необходимость исправления содеянного Онисимом зла, Павел отправил его обратно к Филимону с письмом, в котором просил принять этого раба и простить его. Павел предлагал возместить убытки Филимона из своего кармана (18,19). Он писал, что надеется скоро выйти на свободу и тогда опять посетить церкви.

Содержание и план

Хотя это послание сугубо личное, а не богословское, оно содержит такой замечательный образ смысла прощения, какого не увидишь нигде в Новом Завете. Достаточным подтверждением этого служит его план.

ПОСЛАНИЕ К ФИЛИМОНУ: ОБРАЗ ХРИСТИАНСКОГО ПРОЩЕНИЯ

I. Обращение: семья 1-3

II. Братская любовь 4-7

III. Ходатайство 8-20

IV. Прощальные приветствия 21-25

Оценка

В этом послании есть все элементы прощения: обида (11,18), сострадание (10), заступничество (10,18,19), замена собой виновного (18,19), восстановление расположения (15): переход к новым взаимоотношениям(16). Все стороны божественного прощения греха отражены в прощении, которого Павел добивался для Онисима. Это практический урок на тему молитвы Господней: «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».

ПОCЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ

Общий фон

В связи с необходимостью написания письма Филимону и отправкой его в Асию, Павлу предоставилась возможность послать и другие письма. И Послание к Ефесянам — знаменитое циркулярное послание, предназначенное для широкого распространения через ефесскую церковь, и Послание к Колоссянам — прямое обращение к церкви в Колоссах, писались вероятно в 60 или 61 г. н. э. Передавал их Тихик, которого сопровождал Онисим (Еф 6:21; Кол 4:7-9). Во время отправки этого послания с Павлом были: Аристарх, один из делегатов иерусалимского собора (Деян 20:4), Епафас, асиец, Лука, «возлюбленный врач» и Димас. В это время к Павлу присоединился Марк, подумывающий, видимо, о путешествии в Aсию (Кол 4:10), так как Павел рекомендовал его колоссянам. Об Иисусе Иусте, еврейском сотруднике Павла, известно мало. Тот факт, что эти братья упоминаются в Послании к Колоссянам и в Послании к Филимону, означает, что оба послания писались в одно и то же время.

Послание к Ефесянам писалось, когда многие церкви уже были основаны и когда Павел уже имел возможность продумать значение нового, недавно возникшего организма. Это единственная книга в Новом Завете, где слово церковь означает вселенскую Церковь, а не только поместную. Это послание писалось с целью рассказать уверовавшим язычникам об их новом призвании и открыть им тайну Тела Христова, в котором нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного.

Содержание

Через все Послание к Ефесянам проходит тема Церкви. Послание писалось не новичкам в христианской вере, но тем, кто достигнув известной меры зрелости и духовного опыта, желал продвинуться к более полному познанию, более глубокой жизни. Некоторые темы снова и снова повторяются в этом послании. Первая его часть пронизана мыслью о суверенной цели Бога создать Его Церковь (1:4,5,9,11,13,20; 2:4,6,10; 3:11), в ней подробно обсужден план искупления человека. Во второй половине в слове «поступать» подчеркивается мысль о поведении верующего, дается образец христианского поведения (4:1,17; 5:1,8,15) в противопоставлении с прежним поведением в мире (2:1). Сфера христианской деятельности находится «на небесах» (1:3,20; 2:6; 3:10; 6:12), что есть понятие духовное, а не географическое. Силой Церкви является действие Духа Святого, который запечатлевает принятых в нее (1:13) и служит средством доступа к Богу (2:18), источником откровения истины (3:5), тайной вселенской силы (3:16), узами единства (4:3,4), руководителем наших мыслей и речей (4:30), побудителем к радости (5:18) и Тем, Кто вооружает на борьбу (6:17).

Разделение текста Послания к Ефесянам, приведенное ниже, следует логическому порядку, ведущему верующего от понимания источника его спасения в замысле и действиях триединого Бога к практическому применению этого спасения в повседневной жизни.

План

ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ: ЦЕРКОВНОЕ ПОСЛАНИЕ

I. Вступление 1:1,2

II. Созидание Церкви 1:3-14

Отцом 1:3-6

В Сыне 1:6-12

Посредством Духа Святого 1:13,14

III. Ответственность Церкви: молитва 1:15-23

Надежда призвания

Наследие святых

Величие силы

Руководство Христа

IV. Сотворение Церкви 2:1-10

Материал: чада гнева

Средство: благодать

Цель: добрые дела

V. Согласие в Церкви 2:11-22

Единство евреев и язычников во Христе

VI. Призвание Церкви 3:1-21

Откровение мудрости Божьей 3:1-13

Познание на опыте полноты Божьей: молитва 3:14-21

VII. Поведение Церкви 4:1-6:9

Ее служение: разнообразие в единстве 4:1-16

Ее нравственные нормы 4:17-5:14

Ее общее поведение по отношению к миру 5:15-21

Ее внутренние моральные нормы 5:22-6:9

VIII. Духовная брань Церкви 6:10-20

IX. Заключение 6:21-24

Оценка

Если Послание к Римлянам представляет собой образец наставления Павла церкви, которую он хочет посетить впервые, то Послание к Ефесянам — образец его работы с уже зрелыми христианами. Многое из сказанного в нем повторяется в других посланиях. В то же время в самом Послании к Ефесянам мало что сказано такого об этике и богословии, чего не найдешь где-то в других местах. Все в целом, однако, создает новый образ церкви, образ самостоятельно действующего тела, созданного из евреев и язычников, имеющего свои собственные нормы и ведущего свою духовную брань. Цель этого тела — «единство веры и познания Сына Божияѕ» для того, чтобы возрасти «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (4:13).

ПОСЛАНИЕ К КОЛОССЯНАМ

Общий фон

Послания к Колоссянам и Ефесянам — близнецы. Их сходство настолько велико, что те, кто сомневался в авторстве Павла в отношении ефесского Послания, пришли к заключению, что оно — копия Послания к Колоссянам с некоторыми добавлениями. Колоссы расположены в глубине Асии на горном хребте с видом на долину реки Ликус недалеко от Иераполя и Лаодикии. В период Персидских войн в V веке до н э. Колоссы были значительным городом, но по мере того как разрастались Иераполь и Лаодикия, торговля в Колоссах неуклонно сокращалась. Город особенно славился блестящей черной шерстью, которую доставляли пастухи, пасшие овец на склонах прилегающих гор. В дни Павла тут царил упадок, но город был все еще немалых размеров.

Сам Павел скорее всего не посещал Колосс или его окрестностей, так как он говорит, что «они не видели его лица в плоти» (5:1). Этот город был евангелизирован во время пребывания Павла в Асии, вероятно, Тимофеем или Епафрасом (1:7), которые путешествовали, пока Павел был в Ефесе.

Ереси, появившиеся в Колоссах и послужившие поводом к написанию данного послания, возникли из-за места расположения этого города. Он находился на торговом пути, по которому в Рим доставлялись с Востока как восточные товары, так и восточные религии. Колоссяне были фригийскими язычниками (1:27), чьи религиозные верования были весьма эмоциональными и мистическими. Они пытались достигнуть полноты общения с Богом, и когда в их среду попадали учителя, обещающие мистическое познание Бога, колоссяне были буквально зачарованы ими. Они обольщались самодовольным смиренномудрием, выражавшимся, по всей видимости, в каком-то виде аскетизма (2:18,20,21); поклонялись ангелам, которых считали посредниками между Богом и людьми (2:18); воздерживались от определенных продуктов питания и напитков и соблюдали определенные религиозные праздники и особо почитаемые дни (2:16). Вполне возможно, что в этом учении было что-то от иудейского законничества, заимствованного ими от еврейского населения Малой Азии. Ссылки Павла на их склонность к обрядам (2:11) и на тот факт, что обряды и праздники только тень будущего (2:17), указывают скорее на что-то иудейское, чем языческое. Следовательно, ересь колоссян была того же порядка, что ересь галатов, с той только разницей, что она вращалась вокруг личности Христа, а не вокруг вопроса о спасении по благодати или по делам.

Многие толкователи Послания к Колоссянам считают, что эта ересь была синкретизмом (то есть смешением или взаимопроникновением) иудейских и восточных элементов. Она могла сводиться к почитанию «стихий мира» (2:8) наряду с иудейским ритуализмом, связанным с различными пищевыми ограничениями и обрядами (2:16). Это не была настоящая гностическая система, такая, как появилась в первом и начале второго веков, но в ней уже присутствовали определенные элементы, которые нашли развитие в более поздних философских системах.

Ответ на эту ересь крылся не в долгих спорах, а в правильном представлении личности Христа. Павел обращает внимание на то, что все философии, духовные силы, соблюдение обрядов и ограничений второстепенны, а первое место должно быть отдано Христу.

Содержание

Особое место в Послании к Колоссянам занимает 1:14-22, где Павел выдвигает свою христологию. Довольно любопытно, что это не отдельный фрагмент, а часть молитвы, которая начинается с 1:9. Со своего вступительного предложения, объясняющего фразу «возлюбленного Сына Своего» (1:13), эта молитва продолжает описывать Христа словами, которые подлежат только Божеству и заканчиваются поразительным утверждением: «В Нем обитает вся полнота Божества телесно» (2:9). В творении, искуплении, в церкви и в личной жизни — везде должен преобладать Христос.

Искупление стоит в Послании к Колоссянам на первом месте. Во Христе «мы имеем искупление Кровью Его и прощение грехов» (1:14). Посредством крови, пролитой Им на кресте, совершилось наше примирение с Богом (1:20,22), рукописание, бывшее против нас, было упразднено на кресте (2:14). В Послании к Колоссянам говорится о смерти и воскресении применительно к нашей жизни: «Итак, если вы со Христом умерли… то для чего… держитесь постановлений?… Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» (2:20; 3:1).

План

ПОСЛАНИЕ К КОЛОССЯНАМ: ПРЕВОСХОДСТВО ХРИСТА

I. Приветствие 1:1,2

II. Превосходство Христа в личностных

взаимоотношениях 1:3-2:7

В личных контактах 1:3-8

В личном представлении 1:9-23

В личном предназначении 1:24-2:7

III. Превосходство Христа в учении 2:8-3:4

Ложные философии и Христос 2:8-15

Ложное богопочитание и Христос 2:16-19

Ложный аскетизм и Христос 2:20-3:4

IV. Превосходство Христа в этике 3:5-4:6

Отрицательное: «Отложите…» 3:5-11

Положительное: «Облекитесь…» 3:12-17

Семейные отношения 3:18-4:1

Общее 4:2-6

V. Заключительные личные приветствия 4:7-18

Оценка

Послание к Колоссянам было написано к качестве средства борьбы с мудрствованием «лукавым», которое пустословило о таинствах, тайных знаниях, мудрости, а Христа из-за своей ложной философии не принимало. Павел показывает, что Христос есть «образ Бога невидимого» (1:15), что в Нем обитает вся полнота Божества телесно (1:19) и что в нем «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (2:3). Более того, нравственные требования христианской жизни тесно связаны с ее интеллектуальными нормами. «О горнем помышляйте, а не о земном» (3:2). Практическая часть этого послания, которая начинается этим призывом (3:5-4:6), связана с ним словом «итак», которое указывает на прямую и сознательную связь между знанием и поведением. Павел не был поклонником пустых теорий. В его понимании Евангелие имело ясные этические последствия.

ПОСЛАНИЕ К ФИЛИППИЙЦАМ

Общий фон

Послание к Филиппийцам — самое личное из всех посланий Павла, написанных церквям. На четырех страницах, которые оно обычно занимает в Библии, более сотни раз употребляется личное местоимение в первом лице. Павел не хвастается и даже не защищает, как во 2-м Послании к Коринфянам, свое личное служение. Филиппийская церковь была предельно верна ему, и он чувствовал, что может говорить с ними свободно о своих трудностях, личных стремлениях и целях.

Прошло почти десять лет с тех пор, как Павел, Сила и Лука посетили Филиппы. С самого начала проповедь дала положительный результат. В церкви было много женщин, возможно, подруг Лидии, которая трудилась вместе с Павлом в благовестии (Флп 4:3). Некоторые из них, например, Синтихия и Еводия, не всегда ладили между собой (4:2). С начала служения Павла в Македонии эта церковь поддерживала его, но, по мере того как путешествия уводили его все дальше и дальше от них, они делали для него не слишком много. Вести о бедствии в Иерусалиме и последовавшем затем аресте и путешествии в Рим пробудили сочувствие в их сердцах (4:10-14), и они снова подали ему руку помощи. Епафродит доставил Павлу их пожертвования, но сам сильно заболел. Павел считал его выздоровление ответом на молитву (2:15-27) и отослал его обратно в Филиппы со своим посланием (2:28,29). Он писал, что Епафродит рисковал жизнью, когда доставлял ему их дар, хотя и не говорит, какая именно опасность грозила ему. Возможно, что он заразился какой-то болезнью в пути при встречах с разными людьми или попал под подозрение как человек, который имеет дело с политическим заключенным.

Время написания Послания к Филиппийцам неясно, но разумно было бы заключить, что оно было написано во время двухлетнего пребывания Павла в Риме. Лайтфут полагает, что оно писалось раньше «асийских» посланий, потому что по тону оно ближе к посланиям, написанным во время путешествий. Сходство языка не может быть сильным аргументом, так как стиль и лексикон автора мог меняться со временем и в зависимости от причины, побудившей писать то или иное послание. Хотя верно, как это отмечает Лайтфут, что Послание к Филиппийцам по лексикону и общему стилю больше напоминает Послание к Римлянам, чем Послания к Ефесянам и Колоссянам. Оно предназначалось церкви, скорее европейской, чем азиатской, которая не попала под влияние мистицизма и законничества, так сильно беспокоившие церковь в Колоссах.

Важно отметить еще несколько факторов. Какое-то время должно было пройти, пока весть о прибытии Павла в Рим достигла Филипп и пока Епафродит успел доставить ему их дар. Некоторое время потребовалось на то, чтобы Павла узнала «претория» (1:13) и на проникновение Евангелия в «кесарев дом» (4:22). Кроме того, в среде проповедников существовало две группы, одна из которых завидовала Павлу и не терпела его, а другая поддерживала (1:15,16). Эти группы также не могли возникнуть за один день. Указание на неопределенность в решении его дела говорит о том, что он не был уверен в исходе судебного процесса, и хотя он был готов принять любой исход, он почему-то говорит, что «верно знает», что будет еще на некоторое время освобожден для будущего служения (1:23-26; 2:17,24).

В Филиппах не было, по-видимому, никакого определенного разделения или какой-то ереси, что требовало бы дисциплинарных мер. Упоминания иудействующих в 3:2 имеет в виду скорее потенциальную, чем реальную опасность, и несмотря на страстный тон Павла, его главной целью было не столько опровержение их заблуждений, сколько побуждение филиппийцев поступать достойно их призвания и их небесного гражданства (3:17-21).

Содержание

В тексте этого послания преобладают две темы: благовествование, упоминаемое девять раз как «участие в благовествовании» (1:5), «утверждение благовествования» (1:7), «большой успех благовествования» (1:12), или же появляющееся в таких выражениях как то, что Павел говорит что поставлен «защищать благовествование» (1:17), советует жить «достойно благовествования» (1:27) и «подвизаться за веру евангельскую» (1:27); он рекомендует Тимофея как того, кто «служит ему в благовествовании» (2:22); снова советует «подвизаться в благовествовании» (4:3) и, наконец, напоминает им о «начале благовествования» (4:15). Павел употребляет термин «благовествование» в смысле общей веры, т.е. проповеди и служения, слова и дела. В этом послании нет определения того, что такое благовествование, но самая его суть выражена в двух предложениях, которые отражают две его стороны, историческую и личную: «(Иисус) смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (2:8) и «найтись в Нем не со своей праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (3:9). Первое — Благая Весть о том, что Иисус умер за людей, второе — заверение в том, что человек может быть праведным пред Богом. Это две стороны благовествования.

Второй темой Послания к Филиппийцам является радость. В Риме будущее могло казаться Павлу грустным и неприятным, так как недруги пытались подорвать его работу, а исходом суда над ним могла быть немедленная казнь. Но Послание к Филиппийцам совсем не пессимистическое. Павел благодарит Бога при «всяком воспоминании» о филиппийцах (1:3), потому что Христос был проповедан у них, не важно «притворно или искренно» (1:18), потому что смирение верующих там возрастало (2:2); радовался тому, что сам сделался жертвой за веру Христову (2:17) и «весьма возрадовался» тому, что они опять начали заботиться о нем (4:10). Все послание пропитано светлой радостью веры, выступающей на мрачном фоне внешних обстоятельств и грядущих бедствий.

План

ПОСЛАНИЕ К ФИЛИППИЙЦАМ: ЛИЧНОЕ ПОСЛАНИЕ

I. Приветствия 1:1.2

II. Благодарение за личную дружбу 1:3-11

Признательность

Доверие

Молитва

III. Ободрение в личных обстоятельствах 1:12-2:18

Личное дерзновение Павла 1:12-26

Ободрение филиппийцев Павлом 1:27-30

Христос — пример служения 2:1-11

Цель служения 2:12-18

IV. Личные отношения с посланными 2:19-30

V. Личное предостережение против законничества 3:1-4:1

Личный пример 3:1-16

Увещевание филиппийцам 3:17-4:1

VI. Заключительные советы и приветствия 4:2-23

Единство 4:2,3

Радость 4:4-7

Помыслы 4:8,9

Благодарение 4:10-20

Приветствия 4:21:23

Оценка

Послание к Филиппийцам — это выражение благодарности за оказанную помощь и сообщение о личной христианской жизни Павла. Два важных отрывка из этого послания свидетельствуют о послушании Христа воле Божьей и о сильном рвении служителя Его Павла исполнить все, к чему он был призван (2:5-11 и 3:2-15). Первый отрывок писался не как специальное эссе по христологии, но был дан как иллюстрация природы смирения, к которому Павел призывал филиппийцев. Само то, что Павел принимал эту истину как должное, используя ее как иллюстрацию, подтверждает ее богословскую сущность. Люди принимают как должное то, во что они вместе верят, а спорят они только тогда, когда возникают разногласия.

Много чернил ушло на споры о фразе «уничижил Себя Самого» (2:7). До какой степени Христос уничижил Себя и отказался от божественных прав, когда сошел на землю и принял образ раба и по виду стал как человек? Господь Иисус Христос добровольно отказался от видимой славы, чтобы облечься в человека и понести на Себе наказание за грех в образе человека, но он никогда не переставал быть Богом. Эта фраза, наряду с Кол 1, Евр 1 и 2, Ин 1, один из самых замечательных текстов, относящихся к учению о Боговоплощении.

Другой отрывок, из главы 3 Послания к Филиппийцам, говорит о том, что двигало апостолом Павлом, вдохновляло его. Его удивительная посвященность и неутомимое рвение дают ему право стоять в одном ряду с выдающимися историческими личностями, посвятившими свою жизнь делу, и которое они беспредельно верили. Для него жизнь была Христос. «Достигнуть» Его, «познать» Его, «найтись» в Нем, достигнуть цели, которую Он перед ним поставил — это занимало все помыслы Павла. Послание к Филиппийцам описывает жизнь, полностью посвященную Христу.

ПОСЛЕДСТВИЯ ТЮРЕМНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ АПОСТОЛА ПАВЛА

Нетрудно предположить, чем закончилось тюремное заключение Павла, хотя относительно его освобождения возникают некоторые вопросы. Несмотря на его заточение и Кесарии и в Риме, служение Павла не закончилось. Через своих помощников и друзей, которых он упоминает в приветственных словах своих посланий, он находился и постоянной связи с церквями. Вынужденная передышка помогла уделить больше времени молитве и размышлениям, результатом которых были неоценимые откровения написанных в тюрьме Посланий Павла. Его апелляция к кесарю привлекла к христианству непосредственное внимание римского правительства и заставила его принять какое-либо решение в отношении законности или незаконности этого движения. Если его сделать дозволенным культом, «религио лицита», преследование его будет незаконным и ему обеспечена безопасность. С другой стороны, если его объявить вне закона, т.е. запрещенным культом, «религио иллицита», тогда последующее гонение только увеличит его популярность и даст ему возможность проявить силу. За десять лет работы среди язычников с 46 по 56 г. н.э. и за четыре года пребывания Павла в тюрьме, Церковь вышла из-под влияния иудаизма и сформировалась в независимое христианское движение. Теперь она была готова к еще большему расширению миссионерского служения.