2. Общественная и экономическая жизнь Новозаветного периода

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

Мир I в. н.э. немногим отличался от нашего мира, мира конца XX века. Богатые и бедные, порядочные люди и преступники, свободные и рабы жили бок о бок, а социальные и экономические условия были во многом подобны современным.

ЕВРЕЙСКОЕ ОБЩЕСТВО

Как в еврейском, так и в языческом обществе была своя аристократия. В еврейском обществе ее составляло священническое сословие и ведущие учителя Закона — раввины. С момента маккавейского восстания и до воцарения Ирода Великого во главе иудейского общества находился клан Хасмонеев. При Ироде и его сыновьях священники хасмонейского рода сохранили свои позиции в религиозной жизни — определенные свидетельства о ведущей роли можно найти в книгах Нового Завета. Они руководили всеми делами, связанными с деятельностью храма, получали часть доходов от торговли жертвенными животными, забирали себе часть денег, получаемых от сбора налога на содержание храма.

В числе членов Синедриона, высшего совета иудаизма, находились весьма богатые люди. Евангелия называют двоих из них: Никодима и Иосифа Аримафейского. Вероятно, они были крупными землевладельцами.

Прочие жители Палестины занимались земледелием, ремеслом или торговлей. В большинстве они были очень бедны. Однако они были свободными людьми — рабовладение не получило распространения среди иудеев. У некоторых из них, как, например, у рыбаков, ставших учениками Иисуса, были свои маленькие предприятия, дававшие неплохой доход.

Социальная дифференциация в еврейском обществе в известной мере сглаживалась благодаря Закону, требования которого были одинаковы для всех. Все были одинаково ответственны перед Богом. Хотя богатство и рассматривалось иудеями как особое божественное благословение и награда за праведность, но не было никаких оснований утверждать, что совершающий добрые поступки бедняк меньше достоин награды, чем богатый. Укорененное в иудаизме представление о равенстве перед Богом ограничивало еврейскую олигархию в ее стремлении к власти и угнетению народа.

ЯЗЫЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аристократия

В языческом мире I века расслоение общества было гораздо отчетливей. Социальная структура претерпела серьезные изменения в результате Гражданских войн в Риме. В Италии практически исчез класс свободных земледельцев, владевших небольшими участками земли. Многие представители древней сенатской аристократии погибли. Их место быстро занимала новая аристократия, богатевшая за счет скупки земель разорявшихся землевладельцев. Другим источником доходов стала эксплуатация провинций — государственные чиновники и спекулянты делали там баснословные состояния. Богатеющая на глазах аристократия утопала в роскоши. В обществе господствовали цинизм и развращенность. В то же время низшие классы постоянно беднели, т.к. труд не давал никакой гарантии от разорения и нищеты.

Средний класс

Постоянные войны давали неизменный приток рабов. Вследствие этого средний класс империи постоянно сокращался. Многие его представители были убиты в войнах или пострадали от репрессий. Другие не могли выдержать конкуренции крупных предприятий, основанных на рабском труде. Они продавали за бесценок свои фермы и имения, пополняя толпы безработных в больших городах, особенно в Риме, голодные и опасные, готовые на все, чтобы выжить.

Плебеи

Плебеи, или городская беднота, были весьма многочисленны. Их ряды регулярно пополнялись разорившимися представителями среднего класса. У большинства не было постоянной работы и в известной мере им было хуже, чем рабам, которые хотя бы имели гарантированный кров, еду и одежду. Толпы безработных ежедневно заполняли улицы больших городов, выпрашивая пропитание и бесплатные развлечения. За деньги они готовы были поддержать любого политика, чем регулярно пользовались многочисленные авантюристы, покупая их голоса на выборах или формируя из них вооруженные отряды, терроризировавшие население.

Рабы и преступники

Рабы составляли значительную часть населения Римской империи. Точных цифр на этот счет нет, но, вероятно, свободными были менее половины ее жителей, и лишь немногие из них являлись полноправными гражданами. Войны, массовые разорения, сравнительно высокая рождаемость вели к быстрому росту количества рабов. Впрочем в их рядах тоже существовала дифференциация. Многие из них были врачами, учителями, управляющими имениями, искусными ремесленниками. Известный философ-стоик Эниктет был рабом. Рабы служили чиновниками в государственных учреждениях. Издатели использовали труд рабов для переписывания книг. Домашняя прислуга в богатых домах тоже состояла из рабов. Самым тяжелым было положение сельскохозяйственных рабов. Имея в своем распоряжении дешевую рабочую силу, владельцы имений не заботились об усовершенствованиях и облегчении человеческого труда. Поэтому рабам приходилось выполнять исключительно тяжелую работу.

Рабство унижало человека. Рабовладение делало хозяев настолько зависимыми от труда рабов, от их усилий и их искусства, что сами они, в конце концов, теряли всякую способность к труду. Праздность разъедала свободное население империи. С другой стороны, нравственность и понятие о собственном достоинстве невозможны среди тех, для кого произвол хозяина является единственным законом. Хитрость, ловкость, лесть, обман, притворное послушание стали естественными качествами раба. Во многих семьях рабы становились няньками и воспитателями детей. Им они передавали все свои пороки, обучали их лжи и хитрости. Нравственное разложение сверху донизу пронизывало античное общество.

Конечно, не следует спешить с обобщениями. Многие хозяева хорошо обращались со своими рабами, а многие рабы честно служили своим господам и были им по-настоящему преданы. Некоторым из них удавалось скопить некоторое состояние и выкупить себя на свободу. Отпуск рабов был достаточно частым явлением. Вольноотпущенники, составлявшие в римском обществе особую социальную группу, стали со временем достаточно многочисленны. Многим из них удалось достичь весьма высокого положения и играть заметную роль при дворе императора и в правительстве. Из них в значительной мере формировался растущий бюрократический аппарат империи.

Институт рабства нашел свое отражение в книгах Нового Завета, где термин «раб» употребляется достаточно часто. Нигде в Новом Завете рабство не осуждается и не защищается. Судя но посланиям Павла, верующие и это время были как среди рабов, так и среди рабовладельцев. Павел призывает рабов повиноваться господам, а рабовладельцев не быть жестокими по отношению к рабам. Несомненно однако, что именно распространение христианства привело к постепенному исчезновению рабства.

Обилие безработных, отсутствие у множества людей средств к существованию, привычка к праздности — все это составляло плодородную почву для роста числа преступников. Было бы несправедливым говорить, что римское общество было целиком преступным — большое число граждан оставалось честными и порядочными людьми. Однако известно также, что и среди императоров, и среди их окружения, и среди сенаторов, и правительственных чиновников было много бессовестных и нечестных людей, отвратительных преступников. Все римское общество было пропитано злом. Жуткое описание, представленное в Послании к Римлянам, ничего не преувеличивает (Рим 1:18-32). Язычество не могло выработать внутри себя никаких средств, сдерживающих моральный упадок общества.

КУЛЬТУРНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Литература

Правление Августа сопровождалось необычайным подъемом римской литературы. Поэт Вергилий стал пророком новой эры. Его «Энеида» была попыткой прославить Рим Августа и показать божественное происхождение империи. В его произведениях возвещается приход грядущего золотого века, а одна из его Эклог (четвертая) как бы указывает на некоторое знакомство автора с книгами Ветхого Завета. Гораций обогатил латинскую поэзию, привнеся в нее греческие формы. Поэзия Овидия является довольно адекватным отражением моральных взглядов римлян той эпохи. Период Августа был «золотым веком» для римской поэзии.

Ничего достойного не было создано в латинской литературе в период между Августом и Нероном. С царствованием Нерона связано творчество двух выдающихся писателей: Сенеки и Петрония. Первый из них — философ-стоик и учитель Нерона — оставил после себя философские трактаты, посвященные главным образом этической проблематике, и несколько трагедий. Петроний, получивший при дворе Нерона имя «Арбитр изящества», прославился тонкостью вкуса. Его суждение ценилось императором, желавшим прославиться как поэт и артист. Роман Петрония «Сатирикон» остается одним из лучших источников для понимания этого времени.

В последней трети I века Плиний Старший написал свою «Естественную историю», которая была одной из первых попыток научного описания природы. Это был обширный энциклопедический труд. В это же время Квинтилиан создал систематический труд, в котором тщательно разработал теорию риторики и грамматики. Следует упомянуть еще сатирика Марциала, чьи остроумные эпиграммы и ныне доставляют удовольствие читателю.

При Нероне, Траяне и Адриане в литературе начинает преобладать критический тон. Историки Тацит и Светоний описывают дела кесарей без всякой попытки прославить и приукрасить их. Особенно суров Тацит, кровно связанный со старой республиканской аристократией, не особенно дружелюбной к императорам. В его «Анналах» и «Истории» обнаруживается недовольство системой принципата, распространившееся в обществе. С критикой поведения и морали своих современников выступил Децим Юний Ювенал, прославившийся своими сатирами в начале II века. Даже если некоторые его описания преувеличены и носят явно карикатурный характер, они все же дают, видимо, адекватное представление о нравственном разложении римской элиты.

Искусство и архитектура

Императоры, правившие в I веке, вели постоянное строительство в Риме. Римляне не были оригинальны в своем декоративном искусстве, но преуспели в создании монументальных архитектурных сооружений. Они достигли многого в технике строительства, научившись использовать арочные перекрытия, широко применяя кирпич и цемент в качестве строительных материалов. Многие построенные ими мосты, акведуки, амфитеатры и бани стоят и сегодня.

В скульптуре у римлян преобладал портретный жанр. Известно множество созданных ими скульптурных изображений императоров, полководцев, политиков. Сохранилась погребальная резьба на гробницах и саркофагах, многочисленные барельефы, бюсты и конные статуи, а исторические скульптуры, такие как Арка Тита в Риме, были широко распространены.

Музыка и театр

Эти два вида искусства были предназначены для развлечения толпы. Сценическое искусство было очень сильно затронуто общим нравственным разложением и само в немалой степени способствовало ему. Фарсы и комедии времен ранней империи были грубыми и вульгарными, они показывали самые низменные стороны жизни и отличались цинизмом и развращенностью. Римский театр представлял резкий контраст с театром Эсхила, Софокла и Еврипида — великих греческих драматургов, создавших трагедии, насыщенные глубочайшим философским и богословским смыслом.

В Римской империи исполнялась разная музыка. Основными музыкальными инструментами были флейты и свирели, но известны были и ударные и медные инструменты, а самыми популярными были лира и арфа. Музыка обычно сопровождала религиозные обряды и процессии. Но кроме того, аристократы любили, чтобы музыка была фоном их разнообразных развлечений.

Арена

Амфитеатр оказывал наиболее пагубное влияние на публику. Императоры и претенденты на высокие политические должности, стремясь завоевать расположение толпы, устраивали на арене кровавые состязания, на которых люди сражались друг с другом или с дикими зверями. Участниками этих зрелищ были специально подготовленные рабы-гладиаторы, военнопленные, приговоренные к смерти преступники, а иногда и наемники, решившиеся искать на арене славы и денег. Некоторым из них удавалось успешно выступать в течение нескольких лет и благополучно уйти в отставку. Но большинство погибало на арене. Представления в амфитеатре приучали публику к кровопролитию и разжигали у нее жажду крови. Если сцена с ее грубыми фарсами воспитывала в римлянах развращенность, то арена учила их жестокости.

Языки

Мы можем выделить четыре основных языка Римской империи, употреблявшихся в интересующую нас эпоху: латинский, греческий, арамейский и древнееврейский. Латинский язык был официальным языком империи. На нем велось все судопроизводство. Это также был язык римской литературы. Как разговорный язык большинства населения он, помимо Италии, распространился в западных областях империи: в Северной Африке, Испании, Галлии, Британии. Народы покоренных римлянами стран, восприняв язык завоевателей, постепенно вносили в него некоторые элементы своих родных языков. Трансформированная подобным образом латынь стала основой для многих современных европейских языков. Греческий язык был языком античной культуры. На нем читали и говорили все образованные люди империи. Кроме того, он был разговорным языком для населения многих восточных провинций. Говорили на нем и в Палестине, вероятно, Иисус и Его ученики часто пользовались им, когда имели дело с язычниками. Арамейский язык был наиболее распространенным языком народов Ближнего Востока. На этом языке Павел обращался к жителям Иерусалима (Деян 22:2), когда произносил свою защитную речь на ступенях крепости Антония. Некоторые цитаты из речей Иисуса указывают, что Он тоже говорил на этом языке (Ин 1:42, Мк 7:34, Мф 27:46). Арамейские выражения были в ходу и в древней церкви — например, «Авва» (Рим 8:15) и «Маранафа» (1 Кор 16:22). По-видимому, многие из первых христиан говорили на арамейском языке. Классический еврейский язык, которому арамейский был родственен, перестал употребляться большинством населения еще во времена Ездры. В I веке он применялся лишь священниками и книжниками в богослужебной практике и богословских диспутах. Простой народ его не понимал.

Широкое употребление этих трех языков видно из того, что надпись на кресте над головой Иисуса была сделана «ѕпо-еврейски (по-арамейски), и по-гречески, и по-римски» (Ин 19:20). Даже в Палестине все эти три языка были общеприняты и широко использовались.

Такое разнообразие языков в самом центре возникновения христианства дало ему возможность универсального выражения. Ни латынь, ни еврейский язык не сыграли важной роли в истории Церкви в I веке н.э. в отличие от арамейского и греческого. Предание говорит, что в середине I века некоторые из самых ранних записей слов Иисуса были сделаны на арамейском языке. А наука располагает неоспоримыми доказательствами того, что весь Новый Завет почти с самого начала циркулировал в рукописях на греческом языке.

Наука

Римляне, владычествовавшие в мире в I в., мало интересовались серьезной наукой. Их отношение к ней было чаще всего чисто утилитарным. Большинство технических открытий, использовавшихся римлянами в строительстве и военном деле, было сделано греками.

Некоторые отрасли науки были уже очень хорошо развиты в Греции задолго до прихода Христа. Геометрия (буквально — измерение земли) вначале активно развивалась в Вавилоне и Египте и, согласно преданию, была принесена в Грецию Фалесом Милетским. Греки подняли эту науку на необычайную теоретическую высоту. Система геометрии, изложенная в «Началах» Эвклида Александрийского (около 300 г. до н.э.), и сейчас остается образцом математической теории.

Замечательные открытия в области механики и физики принадлежат Архимеду из Сиракуз (287-212 гг. до н.э.). Он разработал теорию рычага и установил закон гидростатики. Его работы в математике являются первым образцом использования метода бесконечно малых величин, лежащего в основе дифференциального и интегрального исчисления. Некоторые из его технических изобретений были применены во второй Пунической войне при обороне Сиракуз от римлян.

Астрономия шагнула далеко вперед в дохристианском мире. Еще в IV веке до н.э. греческие ученые считали землю шаром, вращающимся вокруг своей оси. Около 160 г. до н.э. Гиппарх, разработавший методы как планиметрии, так и сферической тригонометрии, вычислил размеры луны и ее расстояние до земли. Эратосфен Александрийский (273-192 гг. до н.э.) вычислил длину окружности земли, причем, несмотря на неточность измерительных приборов, сделал это с удивительной точностью. Наукой, получившей наиболее стремительное развитие в I веке, была география. В космологии того времени преобладало представление, что Земля находится в центре мироздания. Вокруг нее вращаются планеты и звезды. Птолемей Александрийский (127-151 гг. н.э.) написал свой знаменитый труд, который оставался главным авторитетом в этой области до открытий Коперника. Он же создал географические карты всех известных в греческом мире земель.

Медицина процветала во многих центрах римского мира. В

I веке был известен университет в Тарсе, связанный с больницей при храме Эскулапа.1 Школа греческой медицины была основана в Риме в правление Августа. Врач императора Тиберия Цельс написал трактат по хирургии, обнаруживший большие познания в этой отрасли медицины. Другой врач, Диоскорид, подробно описал шестьсот лекарственных растений. Особое место в истории медицины занимает Гален (129-200 гг. н.э.), который обобщил все медицинские знания античности и свел их в единую систему. Ему принадлежит множество открытий в медицине и биологии. Хотя многие его заключения были ошибочными, его труды использовались медиками вплоть до эпохи Возрождения.

Научные труды, оставленные римлянами, не отличаются оригинальностью и не свидетельствуют о любознательности авторов. Наиболее известна 37-томная «Естественная история» Плиния Старшего. Эта обширная энциклопедия естественно-научных знаний того времени включала все предметы от земледелия до зоологии. Плиний честно зарегистрировал все данные науки, которые мог собрать, но в ряде случаев он не умел отличить факты от вымыслов, и его заключения не всегда оказывались достоверными.

Евреи в эту эпоху мало интересовались теоретическими науками. Никто из них не отличился в математике или естественных науках. Зародившаяся в их среде Церковь не занималась наукой как таковой, потому что основные ее интересы лежали в сфере этики и религии. Однако в учении Церкви, которое основывалось на Откровении, не было ничего, что могло бы препятствовать науке. Павел писал о Боге, что «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим 1:20). Между богословским исследованием божественного откровения, совершаемого силой Святого Духа, и научным исследованием Его откровения через рассматривание творений нет никакого противоречия. Книги Нового Завета не являются научными книгами, и их авторы не были учеными, по крайней мере, в современном смысле этого слова, но они не противоречат науке ни в своих утверждениях, ни по своему духу.

Образование

Нынешняя система бесплатного обязательного среднего образования, устанавливаемая государством для всех детей до шестнадцати лет, была неизвестна в Римской империи. Только со времен Веспасиана императоры стали серьезно поддерживать народное просвещение. Воспитание ребенка в среднем римском доме обычно начиналось педагогом — рабом, который должен был давать ребенку первые уроки и водить его в одну из частных школ в городе. До тех пор пока римский мальчик не признавался совершеннолетним, он находился под надзором наставника.

Сами школы были мрачными заведениями, располагавшимися в общественных местах, рядом с базарами и лавками. Учителя знали мало, а их педагогические методы не отличались разнообразием. Учение сводилось к зубрежке, подкрепляемой телесными наказаниями. За редким исключением, располагались эти классы в неуютных и холодных помещениях. Никакого школьного оборудования типа классных досок, схем и плакатов там не было.

Основу курса обучения составляла выработка практических навыков. Главными предметами были чтение, письмо, счет. Затем начиналось изучение греческих и латинских поэтов. Ученики выучивали наизусть длинные отрывки и должны были с выражением их декламировать. После этого некоторые ученики изучали риторику, учились составлять речи по правилам ораторского искусства. Иногда богатая молодежь отправлялась учиться в знаменитые греческие университеты Афин, Родоса, Тарса или Александрии. Были популярны также лекции странствующих философов. Образование еврейского мальчика происходило по той же схеме, только программа была более ограниченной. Читать и писать он учился по Ветхому Завету. Среди евреев диаспоры преподавание при синагогах велось на древнееврейском и греческом языках. Изучалось иудейское предание и богослужебные ритуалы. В некоторых случаях допускалось чтение языческой литературы. Если мальчик проявлял желание стать ученым, его посылали для дальнейшего образования к какому-нибудь известному раввину. Так, например, было с апостолом Павлом, который был воспитан «при ногах Гамалиила» согласно со строгим законом его отцов (Деян 22:3).

Нет достаточных данных, чтобы делать обобщающие выводы о состоянии образования во всей империи. По-видимому, в каждом городе существовала собственная система просвещения. Однако распространение письменности даже в беднейших районах Египта, подтверждаемое папирусами, свидетельствует о том, что писать и читать умели даже представители низших классов. Вероятно, средний уровень просвещения в ранней империи вполне сравним со средневековым уровнем или даже с уровнем Европы XVIII столетия.

НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА

Некоторые историки рисуют состояние нравственности в ранней империи в исключительно мрачном свете. Однако едва ли все было столь однозначно. Как это часто бывает, порядочные люди оставались малозаметны, а преступники привлекали всеобщее внимание. Тем не менее, основываясь на данных истории, а также на литературе того времени, мы можем определенно утверждать, что в целом нравственность была существенно ниже, чем в последующих веках.1 Грозное предупреждение грешникам, содержащееся в Послании к Римлянам (Рим 1:18-3:20), изначально относилось именно к обществу ранней империи, и все имеющиеся источники подтверждают точность данной Павлом характеристики.

Падение нравов не означало, что в империи не было порядочных людей, или что добродетель совершенно исчезла. Но можно зафиксировать своего рода «отрицательную динамику» в развитии морали, постоянное движение в сторону вседозволенности и беззакония. Жизнь человека стоила крайне мало — убийства были довольно частым явлением. Развод считался естественным делом и добиться его было очень просто. Родители избавлялись от нежеланных детей — хорошо известно письмо некого Иллариона своей жене Алисе: «Если родишь ребенка и это будет мальчик, то пусть он живет, если же будет девочка, подкинь ее». Процветали суеверия, всякого рода обман и хитрости.

Моралисты того времени, как, например, Сенека — воспитатель Нерона, в своих книгах разрабатывали возвышенные нравственные идеалы, обличали пороки своих современников. Но их выступления не произвели каких-либо значимых перемен. Их идеи оставались только рассудочными схемами, не имеющими никакого практического применения. Языческое общество не имело сил само исправить себя. Сознание собственного бессилия вызывало пессимизм и депрессию. Безнравственность и жестокость в политике, распущенность в удовольствиях, обман в делах, лицемерие и суеверия в религии делали жизнь в Риме тяжелой для большинства, а для некоторых и вовсе невыносимой.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

Христиане I века, как и мы сегодня, должны были зарабатывать себе на жизнь ежедневным трудом. Практика их веры, равно как и проповедь Евангелия, во многом зависели от существующего экономического положения. Состояние сельского хозяйства, промышленности, финансов, транспорта — все это серьезно влияло на распространение Евангелия.

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

Римская империя занимала территории, со всех сторон окружающие Средиземное море. Судя по археологическим данным, прибрежные земли были тогда более плодородными, чем сейчас. Северная Африка, которая в наше время страдает от засух и почти сплошь покрыта пустынями, изобиловала обширными хозяйствами, где пасся скот, выращивались овощи, фрукты и зерновые культуры. В Италии главной формой организации сельскохозяйственного производства были большие имения, сдававшиеся в аренду фермерам или издольщикам. В них выращивались почти все виды плодовых и зерновых культур. В западных провинциях — Британии, Германии, Галлии — по приказу Августа были сооружены оросительные системы, что дало возможность развивать там земледелие.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Промышленное производство в древности не играло той роли, которую играет сейчас. Большинство товаров производилось вручную в небольших мастерских или на предприятиях, использовавших рабский труд. Существовало региональное разделение труда. Медная посуда производилась в Кампании, полотно и бумага привозились из Египта, гончарные изделия делали на севере Италии. Одежда, мебель, предметы домашнего обихода производились городскими ремесленниками. Вероятно, в каждом маленьком селе были мастера, обеспечивавшие товарами своих земляков.

Империя импортировала предметы роскоши. Золото, слоновая кость и редкие породы древесины привозились из Африки и стран Востока, жемчуг и драгоценные камни — из Индии, меха привозили из центральной Азии и России, янтарь — с севера Германии. Караваны были громоздки и часто подвергались нападению разбойников. Хотя в империи было немало хороших дорог, перевозка товаров шла медленно из-за несовершенства транспортных средств. Доставка по воде осуществлялась по судоходным рекам. Морские перевозки были возможны только летом. Массовое производство дешевых товаров было невозможно из-за низкой производительности труда и отсутствия транспорта.

ФИНАНСЫ

Наиболее распространенной денежной единицей империи был динарий и золотой орий или фунт. Фунт стоил сорок динариев. Динарий несколько раз упоминается в Новом Завете, поскольку на Востоке он составлял обычную дневную плату рабочего (Мф 20:2). Многие города империи имели право чеканить собственные деньги, монеты покоренных Римом государств также не изымались из обращения, поэтому в империи одновременно существовало множество денежных единиц. Менялы вели свои дела во многих провинциях империи, как это видно из эпизода очищения храма Иисусом (Мф 21:12).

Банковское дело было распространено, но банки не были похожи на современные. Чаще всего это были частные компании. Иногда торговые фирмы вели деловые переговоры от имени своих клиентов. Давались займы, ссуды, скидки по договору, производился обмен иностранных денежных единиц, выдавались кредитные обязательства. Проценты при займах колебались от четырех до двенадцати процентов, но некоторые заимодавцы брали и больше. Брут однажды уплатил за заем сорок восемь процентов. Притчи о талантах (Мф 25:25) и минах (Лк 19:13) показывают, что ссуда денег под проценты была обычным средством увеличения доходов.

ТРАНСПОРТ И ПЕРЕДВИЖЕНИЕ

Управление громадной империей было достаточно эффективным. В значительной степени этому способствовала превосходная система дорог. Римские дороги и много веков спустя, можно сказать до нашего века автомобилей, оставались лучшими в мире. Римляне старались, чтобы их дороги были по возможности прямыми. Они сравнивали возвышенности и строили мосты через долины и реки. При прокладке дороги они удаляли верхний слой почвы и заполняли полотно тремя слоями строительного материала, а затем покрывали поверхность камнем. Полотно дороги делалось в центре несколько выше, чем по краям, чтобы обеспечить сток воды. Римские дороги редко строились более пяти метров в ширину, но они были гладкими и прочными. В некоторых местах они используются и по сей день.

Эти дороги расходились от Рима во все концы гигантской империи. По ним шли караваны купцов, двигались армии, имперская почта доставляла государственные депеши, а курьеры — посланные частными лицами письма и деловые документы.

Некоторые из этих дорог были особенно знамениты, как, например, Аппиева дорога («Вия Аппия»), соединявшая Рим с югом Италии. Она шла от Рима через Капую до Брундизия (совр. Бриндизи). Из Брундизия путешественник мог отплыть в Диррахий — порт на западном побережье Иллирика, а оттуда начиналась Егнатейская дорога, пересекавшая Иллирик и Македонию и шедшая в Фессалонику, а затем в Византий (теперь Стамбул), находившийся на берегу Босфора. Другая дорога вела из Трои на юг, к Эфесу, а затем на восток, через Лаодикию и Колоссы в Антиохию Писидийскую. Оттуда она поворачивала на юг и, проходя через Иконию и Дервию, вновь поворачивала на восток в Тарс и Антиохию Сирийскую. Из Антиохии дороги вели на восток к Евфрату, а затем вливались в торговые пути, идущие в Индию.

Вия Фламиния шла в северном направлении на Аримин, а оттуда на Медиолан. Из Медиолана расходились дороги в Галлию, Германию, Регию и Норик. Вия Клавдия Августа, которую начали строить при Августе (в 15 г. до н.э.), а закончили при Клавдии, соединила Верону с Дунаем. Дороги, шедшие вдоль Дуная, соединяли Верону с Византией.

На запад из Рима шла Виа Аврелия, ведущая в Геную. Оттуда начиналась шедшая в Массилию (Марсель) Виа Домиция. Из Массилии, пересекая Пиренеи, шла Виа Августа, уходившая далее на юг в испанские города Таррако, Кордуба и Гадес.

В Галлии и Британии было построено множество коротких дорог, соединявших между собой города этих провинций.

Путешествовавшие no этим дорогам пользовались тем транспортом, какой могли себе позволить. Некоторые шли пешком, другие ехали на ослах. Более зажиточные передвигались на мулах или лошадях. Государственные чиновники и магнаты путешествовали в легких экипажах. Гостиницы были расположены достаточно часто, так что путники могли останавливаться для еды и отдыха. Роскошных гостиниц было мало, а еще меньше — удобных и чистых. Путешественники чаще рассчитывали на гостеприимство друзей, не желая становиться жертвами жадности хозяев и мошенничества гостиничной прислуги.

Товары перевозились главным образом по воде. На Средиземном море было много хороших портов. Главным из них являлась Александрия. Через нее шла почти вся торговля зерном, поскольку Египет был житницей империи.

Александрийские торговые суда были самыми лучшими и самыми крупными. Некоторые из них достигали шестидесяти метров в длину. Передвигались они под парусами и с помощью весел. Один из наиболее крупных александрийских кораблей мог, помимо груза, брать на борт до 1200 пассажиров. Большинство судов из Александрии было оборудовано для перевозки зерна, потому что на них осуществлялось снабжение хлебом Рима. При Клавдии ремонт кораблей субсидировался государством. Апостол Павел во время кораблекрушения находился на александрийском корабле (Деян 26:7), а после спасения отплыл в Италию с о. Мальта на другом корабле (Деян 28:11), называвшемся «Два брата».

Военные корабли были легче и маневреннее торговых и обычно ходили на веслах. В качестве гребцов использовались рабы-каторжники. Нередким явлением были корабли с двумя, тремя и даже пятью рядами весел (галерами). Парусами пользовались лишь при крейсировании в открытом море. В морских сражениях, где исход зависел от маневренности кораблей, паруса всегда убирали и передвигались на веслах. На внутренних реках и каналах использовались баржи. На них перевозили преимущественно товары. Пассажиры редко пользовались таким средством передвижения. В Новом Завете нет никаких упоминаний об этом виде транспорта.