1. Избегание апокалиптических отрывков Писания

Призыв к проповеднику

Однажды моего брата спросили: «Какая твоя любимая книга?» Не моргнув глазом он ответил: «Та, по которой собираются снять фильм. Я не читаю книг». Я склонен думать, что многие люди похожи на моего брата. Если мое подозрение правильно, то, возможно, проповедникам пора начать учиться разъяснять отрывки Писания, которые напоминают полнометражные кинофильмы, как например, апокалиптические тексты. Последнее время евангельские проповедники пренебрегают использованием этого литературного жанра в своих проповедях, и нам необходимо выяснить причину такого отношения к нему.

Возможно, некоторые из нас, кто проповедует, считают, что людям тяжело понять этот литературный жанр. Мы думаем, что это просто непостижимо для них; мы убеждаем себя, что в этих текстах описывается слишком много таких странных вещей, которые просто кажутся бессмыслицей. Однако заботливые люди в нашей церкви знают, как преодолеть такую отговорку. Они напоминают нам: «Проповедник, не забывай: одна картина ценнее тысячи слов».

Распространенные ошибки

Возможно, мы стараемся держаться подальше от апокалиптической литературы по другим причинам – в конце концов, в истории церкви вокруг этого жанра литературы постоянно велись жаркие споры. Десятилетиями на сидящих на церковных скамьях с кафедр беспорядочно изливались бесполезные методы чтения, понимания и изучения чего-либо апокалиптического. Возможно, мы избегаем таких проповедей, потому что многие наши предшественники просто недобросовестно совершали свой труд. Проповедующие по апокалиптической литературе склонны допускать четыре распространенные ошибки.

1. Чрезмерное стремление к отождествлению. Некоторые проповедники слишком увлекаются отождествлением каждого названия, числа и наказания, упомянутого в апокалиптических текстах, с конкретными людьми, местами и политическими событиями. Например, проповедник, рассматривающий главу 2 Второго послания к фессалоникийцам, может потратить десять часов своих занятий, пытаясь определить, кто на сегодняшней мировой арене является человеком греха – папа римский, Путин или воскресший в будущем из мертвых Саддам Хусейн? А какой проповедник не сбивался с правильного курса в своих исследованиях, пытаясь определить, каких людей или политических организаций представляют десять рогов или десять диадем, о которых сказано в главе 13 книги Откровение? Мы даже можем дойти до того, что начнем искать через Google ответ на вопрос, входит ли сейчас в состав Европейского союза десять государств!

2. Неспособность правильно понять употребление образов и совокупность художественных приемов речи. В то время как отцы церкви, проповедуя с кафедры, время от времени допускали ошибки в понимании какой-то аллегории в Писании, мы все, похоже, неправильно истолковываем употребление образов в апокалиптической литературе[i]. Например, я видел, как библейские занятия терпели провал из-за того, что проповедник и подобные ему люди зацикливались на попытке понять, как летающий свиток из главы 5 Книги пророка Захарии (длиной двадцать локтей и шириной десять локтей) смог влететь в окно дома вора и «истребить его и дерева его и камни его» (Зах. 5:4).

3. Иллюзия того, что историческая обстановка несущественна. Как проповедники мы часто поддаемся искушению (с большей готовностью, чем сами желаем это признать) найти в библейском тексте непосредственное применение – мы хотим обнаружить его значимость для современности. Вследствие этого мы становимся неспособными когда-либо понять апокалиптическую книгу так, как ее понимали первые читатели. Нас настолько захватывает то, к чему движется история, что мы забываем подумать о том, какой была эта история или чем все закончилось. Подумайте только над нашими толкованиями апокалиптических видений и пророчеств Захарии. Мы пренебрегаем тем важным фактом, что эта книга была написана в период после выхода из вавилонского пленения и что она была написана людям, которые жили в обетованной земле уже около двадцати лет. Никто не управлял их культовым поклонением. Строительство храма все еще не было закончено. Мы обманываем себя, когда думаем, что эти детали не важны для подготовки нашей проповеди.

4. Решение пренебречь этими отрывками Писания вообще. Возможно, это самая распространенная из всех ошибок. Многие из нас очень хотели бы проповедовать по главам 1–6 Книги пророка Даниила или по главам 1–3 книги Откровение – в конце концов, на основании этих отрывков возможно подготовить прекрасную серию проповедей о характере христианина и жизни церкви. Но затем мы вообще перестаем истолковывать эти книги. Вероятнее всего, те из нас, кто совершил подобную ошибку, никогда даже не задумывались над тем, чтобы использовать с этой целью Книгу пророка Захарии или главу 13 Евангелия от Марка – мы просто не знали бы, с чего начать.

Это самые распространенные ошибки, которые совершают проповедники, когда проповедуют на основании апокалиптической литературы, и я думаю, что этот перечень ошибок можно продолжить. Зная то, как со временем эти книги нарушали покой церкви, мы совершаем ошибку, когда решаем никогда не включать данный жанр литературы в программу наших проповедей.

Утрата уверенности

Давайте честно признаемся, что большинство из нас избегают проповедовать на основании апокалиптических отрывков Писания, потому что нам недостает уверенности в своих знаниях, в своей способности правильно их истолковывать. Изучение апокалиптической литературы чем-то напоминает плавание на лодке. Всё, что в воде и на лодке, находится в движении (так же все «плывет» при изучении апокалиптической литературы, нет твердой почвы под ногами. – Прим. ред.) – иногда даже кажется, что слова обладают способностью передвигаться. В результате этого многие проповедники предпочитают отправляться в плавание по другим жанрам литературы. апокалиптические отрывки Библии бросают нас всех в воды неизведанной глубины. Поместите «лодку» проповедника в середине главы 13 книги Откровение – и он тот час же потеряется в водовороте глубинных течений и подводных камней. Для того чтобы правильно проповедовать на такие отрывки Писания, проповедник должен уметь управлять своим судном, реагируя на едва различимые порывы ветра. Однако духовная награда за покорение этих вод должна быть велика – иначе для чего бы еще Бог включил этот литературный жанр в Библию? Таким образом, необходимо идти напролом через уникальные трудности изучения и проповедования по апокалиптическим текстам Писания. Проповедник должен посвятить себя тому, чтобы привыкнуть к «морской качке».

Когда вопрос касается остальных литературных жанров Библии, подобное убеждение не требуется[ii]. Например, когда мы решаем истолковать одно из посланий Павла, почва под нашими ногами достаточно тверда. Наша подготовка напоминает прогулку по хорошо протоптанным тропинкам. Наш подход к исследованию текста основывается на прочно утвержденных принципах. Нам кажется, что мы ведем археологические раскопки. Степень нашей уверенности зашкаливает. Мы изучаем текст, используя проверенный багаж знаний и инструментов для того, чтобы раскрыть Божью истину. Если даже мы только внимательно рассматриваем почву, пользуемся своей маленькой лопаткой и метелкой, нам кажется, что мы с легкостью справимся со своей задачей.

Проповедование по апокалиптическим текстам никоим образом не напоминает археологические раскопки! Оно абсолютно отличается и представляется даже чем-то незнакомым. Проповедь по апокалиптическим текстам Писания лучше сравнить с плаванием в открытом море. Мы должны пробрести навык различения примет, ориентирования по звездам и быть готовыми к переменам ветра, которые зачастую происходят неожиданно. В течение всего этого времени мы должны оставаться достаточно сильными, чтобы быть в состоянии поднять тяжелые намокшие паруса, если не хотим сбиться с курса.

Данное учебное пособие предназначено для того, чтобы познакомить проповедников (в особенности молодых проповедников, которые сейчас проходят обучение) с некоторыми инструментами, необходимыми для работы с библейскими текстами, повествующими о конце времен. Моя основная цель проста. Я хочу призвать вас принять решение с усердием взяться за изучение это жанра литературы во время вашей предстоящей подготовки программы проповедей. В конце концов, такие книги, как Книга пророка Даниила, Книга пророка Захарии и Откровение, ждут вас – они напоминают большие корабли, стоящие в гавани и зовущие вас на борт. Другие суда также ожидают вас – они похожи на красивые лодочки с написанными на бортах названиями и номерами (Иез., гл. 38–39; Ис., гл. 24–27, 33–35; Иоил. 3:9–17; Матф., гл. 24, Марка, гл. 13; Луки, гл. 21, и 2-е Фес., гл. 2). Все эти библейские тексты готовы взять вас в путь по бескрайним водным просторам.