3. Изучение апокалиптических отрывков Писания

Дилемма нашего предвзятого подхода

Мне было девять лет, когда в 1970 году Хал Линдсэй и Кэрол Карлсон впервые опубликовали свою известнейшую книгу «Последняя великая планета Земля». Книга стала чрезвычайно популярной – настолько популярной, что позднее великий Орсон Уэллес великодушно согласился озвучить своим притягательным голосом слова автора в ее экранизации. Естественно, книга и снятый по ее мотивам кинофильм сыграли свою роль в формировании понимания моим поколением библейских апокалиптических отрывков. Практически то же самое можно сказать сегодня о многих молодых проповедниках, которые попали под влияние бестселлера «Оставленные».

Невзирая на нашу теперешнюю эсхатологическую позицию, мы все должны признать, что довольно сложно рассматривать любой апокалиптический текст в Библии, не имея при этом своего предвзятого мнения. Честно говоря, даже перед чтением текста у нас уже есть определенное представление о том, о чем он говорит и, следовательно, что это должно означать. Такая дилемма подхода к изучению библейских текстов с предвзятым мнением не ограничивается исключительно данным жанром литературы, но касается каждого текста и жанра Библии. Зная свою склонность полагаться на определенную систему взглядов, проповедникам необходимо постоянно напоминать себе о том, что не наша прочно укоренившаяся система взглядов, но Божье Слово является суверенным. При подготовке к проповеди мы должны изучать каждый текст Писания, осознавая эту истину. Мы должны посвятить себя многократному перечитыванию Божьего Слова с молитвой и необходимым смирением ученика, а иногда даже с желанием в самый первый раз узнать вложенное Богом в этот текст значение [xii].

В этом разделе я не планирую убедить вас в своих пересмотренных взглядах на «Последнюю великую планету Земля». Наоборот, я хотел бы при помощи трех методик поделиться с вами тем, какая великая польза была бы для моего личного изучения этого жанра литературы, если бы кто-то сказал мне, что именно мне необходимо искать в самом начале. Говоря языком образов, который мы употребляли в начале этого пособия, прежде чем мы отправимся в плавание по данному жанру литературы, мы должны научиться вести судно, руководствуясь положением звезд на ночном небе. На богословском «небе» есть три созвездия, которые направляют нас в нашем изучении апокалиптической литературы: использование в ней символов, ее взгляд на историю и ее литературная структура, для которой характерно краткое повторение тем.

Использование символов

Первый метод, который я предложил бы проповедникам, учащимися читать и понимать апокалиптические тексты Писания, связан с символизмом. Джон Бартон написал забавные строки: «Мы инстинктивно знаем, что предложение, начинающееся словами «и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь, и звезды небесные пали на землю», не закончится словами «а над остальной частью страны будет переменная облачность, местами проливные дожди»[xiii]. Мне нравится эта фраза, и истина, которая за ней кроется, помогла мне в мои ранние годы изучать данный литературный жанр. апокалиптическая литература развертывает над нами огромное созвездие символизма. Например, с самой юности я находился в условиях, когда каждое число в апокалиптических текстах должно было трактоваться с точки зрения его буквального и при этом здравого смысла. По сути, в Соединенных Штатах тогда был период времени, когда иное понимание рассматривалось как подвергание себя опасности усомниться в авторитете Библии (последствия разногласия между модернистами и фундаменталистами, имевшего место в 1920-х годах, когда о проповедниках, утверждавших, что числа в книге Откровение имеют символическое значение, говорили, что они одушевляют текст и подрывают первоначально вложенное в них Богом значение).

По сей день я глубоко признателен проповедникам и богословам, которые сражались против тех, кто действительно извращал библейский текст, представляя его означающим лишь то, что хотелось им. Однако за последние 80 лет многие консервативные богословы предоставили нам хорошее основание для изучения апокалиптических текстов, содержащих символические ссылки, – и в то же время эти богословы не пожертвовали своей верой в непогрешимость и авторитет Божьего Слова. По сути, этот жанр литературы требует другого набора инструментов для раскрытия его значения. Мы читаем Книгу пророка Даниила и Откровение не так, как могли бы читать Деяния. Когда Лука пишет: «А мы после дней опресночных отплыли из Филипп и дней в пять прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней» (Деян. 20:6), он имеет в виду именно то, о чем говорит. В конце концов, он пишет в жанре исторического повествования. Когда же Иоанн пишет: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр. 14:1), он может подразумевать что-то другое.

В литературе символы указывают не только на какую-то конкретную вещь, но также на что-то, что скрыто более глубоко. Все символы «наряжены» и выглядят так, будто их необходимо понимать буквально, когда, по сути, их необходимо понимать фигурально. Проповедующим по апокалиптическим текстам необходимо научиться понимать эти символы в «литературном», а не буквальном смысле[xiv].

Вот одна ключевая подсказка по первому методу изучения: символы в книге Откровение часто понимаются посредством отслеживания их употребления в ветхозаветной литературе[xv]. Мой коллега Артур Джексон сказал так: «Все пророки собираются в Откровении». В качестве примера давайте рассмотрим идеальный куб, которому соответствуют размеры Нового Иерусалима, описанного в главе 21 книги Откровение. Если мы буквально представим себе 12 000 стадий, то длина, ширина и высота города составит 2 221 километр. Но если обратиться к Ветхому Завету за помощью в понимании этого символа, то окажется, что скиния также имела форму идеального куба. Святое святых являло собой установленное Богом место для Его встречи со Своим народом. Небесный город также является таким местом. Это место, где Бог обитает с нами, – и сама скиния становится местом встречи для нас.

Не допустите ошибки: созвездие символизма, раскинувшееся на небосводе апокалиптической литературы, подвергнет испытанию рвение каждого проповедника. Говоря конкретнее, вам необходимо определить для себя, будет ли число зверя, упомянутое в книге Откровение, в буквальном смысле поставлено на лбы тех людей, которые отвергнут Евангелие, или же оно просто представляет собой сравнение с теми, кто обладает сокровенной и внутренней печатью Святого Духа на своих лбах. Подобная сложность возникает, когда мы пытаемся понять, что такое 70 недель, о которых говорится в Книге пророка Даниила. Проповеднику нужно решить, какое отношение – если таковое вообще имеется – эти недели имеют к 42 месяцам, трем с половиной неделям или времени, временам и полувремени, о которых говорится в Книге пророка Даниила и Откровении[xvi]. Существует множество других примеров. Например, в главе 11 книги Откровение мы читаем о двух свидетелях. Кто же они: два человека, которые появятся на мировой арене перед самым концом света, или же это лишь символические и репрезентативные образы, которые относятся к свидетельству церкви во времена гонений и указывают на ее непреклонную преданность и верность Евангелию? Можно привести десятки других примеров, но и этих уже достаточно, чтобы понять основную идею. Пусть проповедник, который желает проповедовать по апокалиптическим текстам Писания, прежде чем приступить к исполнению своей задачи, осознает: существуют разные варианты понимания, и ему необходимо начать много и усердно читать и изучать[xvii].

Взгляд на историю

Когда мы начинаем изучать данный жанр литературы, мы быстро приходим к пониманию, что авторы апокалиптических текстов также имели свой особый взгляд на историю. Когда я впервые начал изучать библейские апокалиптические отрывки с желанием проповедовать по ним, я обратил внимание на уйму вещей. Я упомяну только три из них; своим третьим наблюдением я надеюсь уберечь вас от кораблекрушения на мелководных рифах, которые потопили многих проповедников до вас.

Во-первых, самое простое наблюдение заключается в том, что все авторы апокалиптических текстов делятся взглядом «свыше». Я имею в виду, что написанное ими отражает Божью точку зрения. Бог управляет человеческой историей из Своего тронного зала. Читаете ли вы великие видения Захарии, Даниила или даже Иоанна – эта Божественная перспектива остается неизменной. Читателям предоставляется возможность заглянуть за кулисы, или, другими словами, мельком взглянуть за небесные врата на конец истории.

Такой взгляд на историю удивительно отличается от нашего обычного взгляда на нее, а возможно, даже и от того, чему нас учили в школе. Слишком часто в своем понимании событий человеческой истории мы страдаем близорукостью. По своему направлению наш взгляд чрезмерно горизонтален: похоже, что мировые события происходят сами по себе, не имея вертикальной системы координат, без Божественного участия. Но, к счастью, точка зрения авторов апокалипсиса должна придавать силы проповеднику и подобным ему людям.

Когда мы начинаем читать и изучать данный жанр литературы с желанием проповедовать по ней, мы обнаруживаем, что эти вдохновляющие образы Бога, восседающего на троне, утешают нас. Здесь присутствуют все великие Божьи дела спасения и суда, которые совершаются с вечной целью и по Его волеизъявлению. Безусловно, главы 4 и 5 книги Откровение представляют собой наиболее яркий пример этой истины. Каждое из наказаний, изливаемых на землю в шестой и последующих главах книги Откровение, имеет свое начало на небесах. Там на троне восседает превознесенный Агнец Божий. Только Иисус оказался достойным открыть книгу и осуществить Божьи планы. Если обратиться к Книге пророка Захарии или Книге пророка Даниила, то в них можно увидеть то же самое.

Во-вторых, проповедующие по текстам данного литературного жанра также должны привыкнуть к стилю изложения, присущему авторам апокалиптических текстов, когда те постоянно сталкивают во времени одну историческую эпоху с другой. Некоторые библейские комментаторы назвали такой стиль изложения трансвременным[xviii]. Образы, которые описывают авторы апокалиптических текстов, иногда могут применяться по отношению к более чем одному периоду в истории. Например, давайте рассмотрим четыре царства, упомянутые в главе 2 Книги пророка Даниила. Эти царства были изображены четырьмя животными в главе 7 Книги пророка Даниила, которые соответствовали древнему Вавилону, Персии, Греции и Риму, существовавшим до прихода Христа. Однако те же образы животных обладают трансисторическими качествами. В Откровении, 13:1–2, мы сталкиваемся со смесью этих животных образов в одном животном, но здесь данный образ употребляется уже по отношению к Риму и всем мировым государствам, которые появятся в конце времен. Обращение на это внимания с самого начала должно удержать, в частности, молодых проповедников от того, чтобы стать чрезмерно непреклонными в своем толковании. Проще говоря, когда дело касается истории, рассматриваемый нами жанр литературы представляет довольно гибкий взгляд, который мы просто не привыкли видеть в других жанрах[xix].

В-третьих, проповедники должны быть готовы провести различие между исторической точкой зрения библейских авторов и мифологическим фольклором[xx]. Неспособность провести такое различие затянула некоторых проповедников на рифы неверия. Просто нет уважительной причины, чтобы скрывать это от вас: каждый проповедник, который учится понимать апокалиптические тексты Писания, должен хорошо изучить другие писания прежде, чем поднимет парус, чтобы плыть по водам этого жанра. Например, в то время как Апокалипсис Иоанна повествует о драконе, беременной женщине и младенце Христе (глава 12), другие поразительно похожие истории можно найти в древней мифологии. В греческом фольклоре есть история о богине Лето, которая забеременела Аполлоном, сыном Зевса. В этом мифе рассказывается о том, что дракон по имени Питон напал на нее, когда узнал, что ее потомок будет стараться уничтожить его. Упреждающий удар Питона терпит неудачу, так как ветры богов переносят Лето на остров. Там она защищена и обеспечена всем необходимым, пока не рождает Аполлона. Когда Аполлон вырос, ему понадобилось только четыре дня, чтобы выследить дракона и убить его. Эта история удивительно напоминает историю из книги Откровение.

К сожалению, подобные совпадения того, что мы читаем в Библии, с тем, что мы находим в мифологии, привели некоторых проповедников к ошибочному выводу, что Библия – не что иное, как еще один из множества мифов, распространенных по всему миру. В прошлом веке богослов Рудольф Бультман зашел настолько далеко, что сказал: христианство должно быть классифицировано в своей повествовательной форме как мифологическая истина, скрывающаяся под маской исторической формы (частично вывод Бультмана являлся результатом его интереса к анализу Библии при помощи такой дисциплины, как критика формы).

Что из всего этого может взять для себя проповедник? Возникает множество вопросов. Можем ли мы классифицировать библейский апокалипсис как миф (как считала плодовитый писатель Карен Армстронг)?[xxi] Является ли библейское повествование не чем иным, как одной из многих версий одной и той же истории? Если это так, то какое отношение это имеет к такому понятию, как авторитет Писания? А если нет, то почему? Проповедующим по апокалиптической литературе нужно будет начать много читать, если они хотят найти правильные ответы на эти вопросы. Несмотря на то что рассмотрение этой важной темы не является целью данного курса, необходимо сказать, что наше чтение должно включать не только чтение древних текстов, но также изучение апологетических трудов. Более того, наша программа по чтению должна включать труды на тему авторитетности Писания и формирования канона Писания[xxii].

Литературный прием краткого повторения тем

Второе созвездие на небесах апокалиптической литературы раскрывает нам прием краткого повторения тем. Глобальные идеи библейского апокалипсиса часто преподносятся волнообразно. Понимание этого поможет нам в изучении апокалиптической литературы, в особенности таких важных вопросов, как ее структура и последовательность. Зачастую определенный термин или тема употребляется условно для сохранения структуры апокалиптического труда. Например, после семи посланий семи церквям в Откровении (главы 2 и 3) следует раскрытие семи печатей книги (Откр. 5:1–8:5). В свою очередь, после семи печатей слышится сильный звук семи труб (Откр. 8:1–11:19). После того как суды постигли землю, мы видим семь знамений (Откр. 12:1–15:4), за которыми следуют семь чаш Божьего гнева (Откр. 15:5–18:21).

Помимо отношения к структуре повествования, метод краткого повторения еще более связан с последовательностью этого повествования. Чтобы показать важность этого, нам необходимо просто рассмотреть тот факт, что некоторые проповедники подходят к изучению книги Откровение с применением принципа толкования, заключающегося в том, что все события, описанные с 4-й по 22-ю главу, развертываются не просто когда-то в будущем, но в хронологической последовательности. Другие же проповедники, подобные нам, понимают этот текст иным образом: автор книги Откровение решил использовать метод повторения тем в отрывке с 4-й по 22-ю главу, и при помощи этого литературного приема он хочет снова и снова обратить внимание читателей на одни и те же темы. Каждый проповедник должен понять это важное различие прежде, чем отправится в плавание. В конце концов, ваш взгляд на повторяющиеся моменты в этой литературе сформирует ваше понимание конкретного текста и проповедь по нему. В свете этой истины я предлагаю каждому проповеднику, который впервые приступает к изучению апокалиптической литературы, приобрести лучшие библейские комментарии, в которых рассматриваются различные точки зрения на толкование этих отрывков Писания. Такое изучение окажет двоякую помощь: во-первых, оно поможет проповедникам избежать поспешного суждения относительно того, что говорится в тексте и, следовательно, что в нем подразумевается; и во-вторых, оно предоставит проповедникам время для того, чтобы обдумать и сформировать свое ясное понимание текста прежде, чем сделать окончательный вывод.

В заключение, мы должны обратить внимание на третий и последний раздел нашего курса. Уделив внимание причинам, по которым мы избегаем апокалиптических отрывков, и рассмотрев разделы о том, как распознавать и изучать апокалиптические отрывки, мы готовы приступить к самому важному разделу – о проповедовании по апокалиптическим отрывкам Писания. Для этого также необходимо будет пройти переобучение, так как многие проповедники, не правильно понимая причины, по которым Бог дал нам этот жанр литературы, потерпели кораблекрушение в своем проповедовании по этим отрывкам Писания, разбившись о скалы разногласий и раздоров.