4. Проповедование по апокалиптическим отрывкам Писания

Необходимость в новом подходе

Скажите кому-нибудь, что вы собираетесь проповедовать по книге Откровение, и вы неизбежно услышите что-то вроде: «Ничего себе, ну ты смелый человек!» Не пройдет много времени, как разговор переведется на модели понимания конца времен, ваш взгляд на тысячелетнее царство, период скорби и вознесение церкви, а также на то, как вы намереваетесь решить проблему расхождения во взглядах, которые неизбежно возникнут у членов церковной общины. Многие годы проповедование по апокалиптическим отрывкам Писания приводило к негативным последствиям: во-первых, чрезмерному увлечению диаграммами, схемами и бесконечными теориями, и во-вторых, чрезмерному изобилию разногласий между христианами. Это не должно нас удивлять. Если апокалиптический жанр касается только будущего (а это, несомненно, господствующий взгляд на толкование апокалиптических текстов в Соединенных Штатах), то наша проповедь не может принести пользу, а лишь сосредоточит внимание слушателей на временной шкале. Если же мы (как и все мыслящие христиане) не соглашаемся с таким пониманием, то в таком случае можно услышать только различные аргументы в поддержку своей точки зрения, обвинения в отношении других взглядов, и в конечном итоге никто не получает духовного назидания[xxiii].

Необходимо найти лучший способ. В конце концов, разве было бы не прекрасно, если бы можно было найти точку соприкосновения и обнаружить что-то общее, что объединяет конкурирующие взгляды? Представьте себе тот день, когда проповедники были бы научены толковать Книгу пророка Захарии или Книгу пророка Даниила таким образом, чтобы была всеобщая польза и наставление – даже для тех, которые не разделяют ваших принципов толкования эсхатологических текстов Писания!

В этом разделе я надеюсь достичь именно этой цели. И для этого мне необходимо на некоторое время перенаправить наше мышление, отвести наш взгляд от чрезмерной увлеченности событиями будущего. Только после этого мы сможем рассмотреть основные аспекты, в соответствии с которыми каждый евангельский проповедник апокалиптических текстов Писания сможет и должен будет начать разделять общую точку зрения. Я хотел бы, чтобы вместе со мной вы переосмыслили две вещи: прошлое и настоящее.

· Прошлое: обращение к кресту Христа как центру тяжести каждой апокалиптической проповеди.

· Настоящее: ударение на «нынешности», актуальности апокалиптической литературы в жизни христианина.

В двух словах, я пришел к рассмотрению креста Христова и христианской жизни как инструментов здравого смысла, которые нам необходимы для правильного проповедования по этому жанру литературы, независимо от того, какой особой точки зрения на толкование этих отрывков придерживается лично каждый из нас.

Прошлое: сосредоточенность на кресте

Возможно ли, что наша исключительная увлеченность касающимися будущего аспектами библейских апокалиптических текстов приводит к недооценке апокалиптической литературы – не только в отношении ее теперешней применимости (что мы вскоре обсудим), но также в отношении понимания ее центра тяжести, находящегося в прошлом? Мне кажется, что дело обстоит именно таким образом. Итак, обратимся к аспекту прошлого – рассмотрим, как затрагивается смерть и воскресение Иисуса Христа в апокалиптических отрывках Писания.

К сожалению, многие из нас, изучая, к примеру, Книгу пророка Даниила, не сосредотачивают свое внимание на ее основном значении, а именно на том, что она указывает на смерть и воскресение Иисуса Христа. Читая главу 2, где представлено видение, которое только напоминает апокалиптическое, и полноценно апокалиптические тексты глав 7–12, мы гоним от себя мысль, что эти отрывки сосредоточены на кресте, который есть их центр тяжести. Мы предпочитаем проповедовать по этим текстам таким образом, чтобы не замечать в них основного события. Мы также перескакиваем через наше время и «приземляем» наши проповеди на какие-то события в будущем. Проповедующему по Книге пророка Даниила будет чрезвычайно полезно напомнить слова Иисуса Христа, сказанные Им ученикам после воскресения:

«“О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?” И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Луки 24:25–27).

И еще один текст:

«И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний и сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах…» (Луки 24:44–47)[xxiv].

Согласно словам Иисуса, все Писание, включая апокалиптический литературный жанр, сосредоточено на смерти и воскресении Иисуса Христа. Напоминание себе этой простой истины может преобразовать нашу проповедь по Книге пророка Даниила.

В качестве примера я хотел бы рассмотреть великое апокалиптическое видение царя Навуходоносора, записанное в главе 2 Книги пророка Даниила. Формально эта глава не является полноценным апокалиптическим текстом (в отличие от текста глав 7–12 этой книги). Тем не менее ключевые текстуальные признаки ясно указывают на то, что данный отрывок является апокалиптическим.

· Прежде всего, мы рассмотрим апокалиптическую фразу стиха 2:45: «Великий Бог дал знать царю, что будет после сего». Эта фраза очень напоминает слова, записанные в Откровении, 1:1: «чему надлежит быть вскоре». Это апокалиптический стиль изложения, поскольку мы читаем о том, что касается будущего этого мира.

· Во-вторых, обратите внимание на слово «откровение», содержащееся в главе 2 Книги пророка Даниила. Бог дал Даниилу «открытие тайны», «раскрытие», «поднятие занавеса». В Септуагинте именно слово «апокалипсис» употребляется здесь не менее пяти раз (Дан. 2:19, 28, 29, 30 и 47). В каждом случае такого употребления слово «апокалипсис» связано с тайной, которая становится известной.

· В-третьих, довод в пользу того, что вышеизложенный текст является апокалиптическим, усиливается, когда мы обращаем внимание на содержание сна царя. Сильные метафорические и образные элементы составляют смешанный образ могущественной фигуры, которая явилась ему во сне.

· Наконец, читая главу 2 Книги пророка Даниила, мы обнаружим, что эта величественная статуя определенным образом связана с окончанием человеческой истории, которая, как мы знаем, заканчивается установлением вечного Царства. Несомненно, эта глава действительно является апокалиптической.

Теперь давайте вместе подумаем над тем, что обычно делает проповедник с этим отрывком Писания. Обычно в проповеди по этому тексту ударение будет поставлено на будущем (т. е. на том, что Бог показал Навуходоносору, что произойдет в «последние дни»). По сути, вся проповедь будет посвящена объяснению событий дня грядущего, когда мировые державы уступят место Царству Божьему. Согласно стихам 35 и 45, в тот день Божья истина «наполнит всю землю» и «будет пребывать вечно». Более того, часть проповеди, вероятнее всего, будет посвящена напоминанию церковной общине о том, что Божье владычество непоколебимо. Этот текст показывает нам, что Бог является верховным Владыкой над всеми событиями и правителями мира.

Однако обратите внимание на то, что не проповедуется на основании этого текста Писания! В то время как проповедник заявляет об утверждении Божьего владычества и описывает отдаленное будущее, когда это владычество будет установлено, он говорит очень мало или вообще не упоминает о Божьем деле спасения, совершенном в прошлом. Мы ничего не слышим о том, как царство, которое в главе 2 Книги пророка Даниила приравнено к камню, разбивающему истукана во сне Навуходоносора, уже было установлено в истории через смерть и воскресение Иисуса Христа.

Возможно, если бы проповедники сегодня могли увидеть, как по этому тексту Писания в Свое время проповедовал Иисус, они обнаружили бы образец для проповеди, которая прочно основана на Его смерти и воскресении. Но сначала нам необходимо понять, что «камень» во сне царя Навуходоносора представляет собой именно Божье Царство (см.: Дан. 2:44–45), а затем вспомнить о том, что конкретно Даниил сказал царю:

«Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан. 2:34–35).

Теперь необходимо обратиться к главе 20 Евангелия от Луки, чтобы увидеть, каким образом Иисус использует это апокалиптическое событие в Своей проповеди. Вспомните, что в этой главе религиозные руководители усомнились во власти Иисуса. В ответ на это Иисус решил рассказать им притчу (Луки 20:9–18). В притче повествуется о человеке, который посадил виноградник и вынужден был отлучиться на долгое время. Время от времени владелец посылал своих слуг, чтобы узнать о делах в своем винограднике, и каждый раз непослушные виноградари избивали и даже убивали этих слуг. Далее в истории говорится о том, что владелец виноградника послал своего возлюбленного сына в надежде быть услышанным, но нечестивые виноградари также не признали и власть сына и убили его.

Когда Иисус окончил притчу, религиозные руководители пришли в бешенство, потому что знали, что Он говорил об их отвержении Его. По этому поводу Лука пишет:

«Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие, написанное: “камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла”? Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит» (Луки 20:17–18).

Интересно отметить, что Иисус обратился к двум текстам Писания – псалму 117, стих 22, и главе 2 Книги пророка Даниила, чтобы подтвердить рассказанную Им притчу о Своей неминуемой смерти. Контекст первой цитаты, использованной Иисусом, связан с верой псалмопевца: несмотря на затруднительные обстоятельства, «не умру, но буду жить… смерти не предал меня» (Пс. 117:17–18). Таким образом, предсказывая в этой притче Свою смерть, Иисус сделал это, процитировав псалом, в котором говорится о жизни и смерти, а также о камне. Подобным же образом, ссылаясь на главу 2 Книги пророка Даниила, Иисус связывает Свою смерть с исполнением апокалиптического сна о камне, который «разобьет их» (см. подобные слова в отрывке Луки 20:19).

Я хотел бы обратить внимание на то, что когда Иисус решил толковать главу 2 Книги пророка Даниила, Он сделал это, связав пророческие слова со Своей смертью. Центром тяжести толкования Иисусом апокалиптического сна из главы 2 Книги пророка Даниила стала Его собственная смерть и воскресение. Подобное понимание должно открыть перед нами широкие перспективы для проповеди Евангелия независимо от наших эсхатологических принципов толкования.

Наша проповедь по главе 2 Книги пророка Даниила должна отводить главное место кресту Христа как особому времени в истории человечества, когда Бог разбил мировой порядок и установил Свое царственное правление. Именно такая посвященность тому, что все Писание, включая апокалиптические тексты, основано на кресте Христа, делает нас евангельскими проповедниками. Когда дело касается нашего отношения к данному литературному жанру, мы не должны быть просто прогнозистами-теоретиками[xxv]. Напоминание себе об этом сохранит и укрепит проповедника и подобных ему людей в истине Евангелия – и благим последствием этого будет не разделение, а назидание нашей церковной общины.

Настоящее: применимость в жизни христианина

Недавно один молодой человек подошел ко мне после воскресного богослужения и сказал: «Знаете, пастор, я несколько раз изучал книгу Откровение, но никогда не понимал ее так, как понял после Вашей проповеди. Я даже не имел представления о том, насколько полезна эта книга для моего ежедневного хождения во Христе». Для любого проповедника подобные слова звучат очень ободряюще, и, по моему мнению, когда мы будем именно так проповедовать по апокалиптическим отрывкам Писания, они должны будут звучать все чаще. В конце концов, апокалиптическая литература более применима к нашей жизни, чем нам кажется. Если мы хотим эффективно проповедовать в рамках этого литературного жанра, от нас потребуется переосмысление нашего подхода к вопросу его нынешней применимости. Проще говоря, мы слишком долго ожидали слишком малого от этого жанра литературы.

Самой природой апокалиптической литературы является раскрытие реальности нынешней борьбы со злом – борьбы не на жизнь, а на смерть. Однако для того чтобы увидеть современную применимость этой литературы, прежде всего в разуме проповедника должна быть установлена связь между литературой «апокалипсиса» и «пророческой» литературой[xxvi]. Ранее в этом курсе мы уже упоминали о соотношении между этими жанрами. Тогда мы указали, что несмотря на то что книга Откровение, несомненно, относится к апокалиптическому жанру, ее также можно отнести и к пророческому жанру (см.: Откр. 1:3; 22:6, 7, 18 и 19).

Одной из основных характеристик литературного жанра, известного как «пророческий», является то, что я называю «обязательность»[xxvii]. Проще говоря, пророков волновал вопрос этики. Например, при чтении Книги пророка Амоса впечатляет не только описание грядущего дня Господня (чрезвычайно апокалиптическая идея), но также необходимость для народа Божьего покаяться и начать снова вести праведную жизнь в послушании Божьему Слову. То же самое касается книги Откровение. Она преисполнена пророческой обязательностью. Она требует этических перемен и не позволяет христианам во все века подвергать риску свою жизненную посвященность в угоду нравственно неполноценному окружению. По сути, Иоанн употребляет слово «храни» не менее десяти раз по отношению к своим читателям, призывая их «проявлять осторожность» или «повиноваться». На протяжении всей книги читателям рекомендуется «вспомнить», «сделать» и «оставаться чистыми» в этом мире. Апостол чрезвычайно смел и тверд в своем намерении сберечь для Бога народ, который назван «победившими», – мужчин и женщин, которые никогда не скомпрометировали своих христианских убеждений под давлением этого враждебного мира.

Проповедникам хорошо бы всегда помнить об этом. Ведь слишком долгое время нас подводили к вере в то, что данный литературный жанр подходит только для того, чтобы взглянуть в отдаленное будущее. Мы считали, что он почти ничего не может предложить нам «здесь и сейчас», разве что можно было вывести из него лишь какое-нибудь скудное применение. Но это совсем не так. Нам лучше переосмыслить многое: хотели бы мы увидеть тот день, когда евангельские проповедники с различными эсхатологическими взглядами смогут стать плечом к плечу и говорить проповедь, в которой основное ударение будет ставиться на том, что говорит сам текст Писания? Применимость этого жанра литературы для жизни современного христианина огромна, и поэтому мы должны с радостью проповедовать по таким текстам.

В отличие от многих из нас, апостолы умели использовать в проповедях апокалиптические тексты Писания без возникновения споров и дискуссий, которые отличают нашу проповедь сегодня[xxviii]. То, как они использовали этот жанр, объединяло и утешало верующих в этом тревожном мире, и было бы хорошо, чтобы мы последовали их примеру в проповедовании по текстам этого жанра. Обратите внимание на слова Петра: «…небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и [все] дела на ней сгорят» (2-е Пет. 3:10). Затем обратите внимание на то, к чему он призывал в этой проповеди:

«Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам… Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире» (2-е Пет. 3:11–14).

Петра не беспокоил вопрос, когда именно вернется Христос, он подчеркивал то, каким образом христиане должны жить, пока Христос не вернется. Используя апокалиптические образы, он ставил перед собой цель помочь верующим стремиться к благочестивой жизни; он хотел, чтобы они были без пятна и порока и пребывали в мире. Христианские общины должны были быть святыми, бдительными, ожидающими, верными и занятыми трудом благовестия. И обратите внимание на то, что Петр не использовал диаграммы и схемы, которые так сильно вызывают интерес у нас сегодня.

Можно привести множество других прекрасных примеров того, как апостолы призывали к вере, используя апокалиптические образы, и если бы у нас было время, мы рассмотрели бы их все. Но пока мы упомянем только о двух из них. Первый пример находится в Первом послании к фессалоникийцам, где апостол Павел использовал апокалиптический образ «трубы» вот с какой целью: «Итак утешайте друг друга сими словами» (1-е Фес. 4:13–18). Второй пример: даже Иисус, несмотря на то что Сам никогда не писал апокалиптических трудов, все же со властью и могуществом использовал в Своих проповедях апокалиптические образы. Самый известный пример – глава 13 Евангелия от Марка, изучая которую мы часто цепляемся за детали, описанные в стихах 5–31. Но в своей проповеди мы не должны пренебрегать тем выводом, который сделал Иисус. В стихе 32 и следующих Иисус ясно указывает на цель апокалипсиса: «смотрите», «бодрствуйте» и «молитесь». По сути, Он повторяет эту идею не менее трех раз (см. также: Марка 5:32, 35, 37). В параллельном тексте в Евангелии от Матфея, главы 24 и 25, Иисус обращает особое внимание на «бодрствование» (см.: Матф. 25:1–13) и «верность» (Матф. 25:14–30).

Подводя итог вышесказанному, если каждый проповедующий по апокалиптическим отрывкам Писания посвятит себя выполнению указаний, кратко изложенных в этом курсе, он сможет проповедовать в рамках этого жанра литературы таким образом, который будет назидать церковь – всю церковь. Хорошей проверкой для нас будет вот что: если наша проповедь по тексту этого жанра служит причиной расколов и разделений из-за временных шкал и схем, значит, мы что-то неправильно поняли и нам необходимо срочно переосмыслить некоторые вещи! Помните, в этой литературе есть центр тяжести, который прочно утвержден в прошлом: сосредоточенность на кресте. Более того, настойчиво рекомендуется выводить из этих отрывков Писания применение для сегодняшнего дня, потому что именно такой образец преподали нам апостолы. Они были уверены, что эти тексты даны нам для ободрения, утешения, а также для того, чтобы развивать в нас благочестие. Основной аргумент этого раздела заключается в следующем: изложенные в данном курсе идеи достаточно сильны для того, чтобы поддержать всех проповедующих по апокалиптическим отрывкам Писания, независимо от того, каких методов эсхатологической герменевтики они лично придерживаются. Как проповедник вы должны приложить все усилия, чтобы эти идеи стали вашими личными.