2. День Пятидесятницы – исполненное Обетование

День Пятидесятницы известен как день Излияния Святого Духа (Деяния 2:1-4). Апостолы ждали наступления этого дня, хотя они и не знали, что же в действительности должно было произойти. Бог появился внезапно – в сильном ветре, громогласном звуке и огне, разделившемся на многие огоньки пламени, почивших над главами всех христиан, Бог даровал им силу провозглашать чудные дела Божьи на разнообразных иностранных языках.

Это появление Бога сходно с аналогичным приходом на горе Синай (Исход 19-20). Сам Бог начинает новый период, новую эру, для своей ВЗ Церкви как эру Христианской Церкви – как орудие всемирного распространения Благой Вести. НЗ верующим дарована Духом сила провозглашать Христа, планировать и созидать Его Церковь.

Нигде в Библии мы не найдем символизм огня как символ человеческого энтузиазма. Ведь это символ Божьего суда, критичной проверки истинности веры в Слово Христово для людей. Слова апостолов – «Покайтесь и веруйте во Христа» – не просто какие-то человеческие высказывания. Это честная и серьезная проповедь жизни и смерти, поверить во Христа, проповедуемого апостолами, или … отвергнуть Его.

По большому счету, Пятидесятница не была днем обращения. Апостолы уже были верующими во Христа, обращенными людьми. Пятидесятница была днем Христоцентричной проповеди, днем провозглашения спасения во Имя Иисуса Христа, получаемое только верою в Него. Пятидесятница стала на все времена Днем Укрепления, Днем получения великой силы Церковью, чтобы стать и продолжать быть НЗ Церковью, миссионерской Церковью. Пятидесятница – «нормальное» получение верующими Духа Христова.

Поэтому сейчас они могут ожидать мудрости, радости, более сильной веры, возрастающей веры, более глубокого осмысления ВЗ Писаний, способности провозглашать Христа, даже руководства для чтения и понимания Писания, используя в свете НЗ Христологии. Иногда они могут говорить на иных языках (время от времени, если нужно подчеркнуть присутствие Духа на пике искупительной истории). Употреблять дары пророчества, учительства и исцеления. Никто в Церкви не получает все дары, но все разделяют дары, будучи одним телом во Христе. Даже в наши дни, мы разделяем этот дар, так как однажды он был дан всем верующим, как аргументирует Й. ван Брюгген в своей работе.

Сейчас, Церковь Пятидесятницы полностью подготовлена и вдохновлена провозглашать Евангелие спасения по всему миру, используя любые средства общения, с решимостью и отвагой новой укомплектованной Армии Христа.

Исполненное обещание Христа

Перед Своей смертью Христос пообещал Святого Духа Своим ученикам. В Иоанна 7:37-39 Он объявляет о Духе, Который будет пребывать на каждом верующем, создавая в нем реки воды живой. Но Дух не придет, пока Христос не будет прославлен. А это означало распятие, погребение, воскресение из мертвых и вознесение на небеса, где Христос будет восседать по правую руку Бога-Отца.

Но сейчас Христос уже на небесах. Он посылает Свой Дух, исходящий как от Него, так и от Отца (Иоанна 14:26). Святой Дух – это другой Утешитель (Иоанна 14:15). Он как Утешитель научит апостолов и наставит их на всякую истину, сказанную Христом. Это означает, что Дух Святой предоставляет не столько новую информацию, сколько новое восприятие, новый взгляд, новое понимание всего сказанного Иисусом. Дух Святой наставит апостолов на всякую истину (Иоанна 16:13). Он ничего не добавит от себя, но только то, что говорил Христос.

Это означает, что апостолы под вдохновением Святого Духа будут четко понимать значение и важность жизни, служения и слов Христа. Поэтому апостолы получили истинное понимание Христа. Это – полная истина. Они написали свое осознание в книгах Нового Завета, принимаемые нами как богодухновенные. Поэтому сегодня нет необходимости молиться о новых откровениях Духа. Только молиться о понимании Писаний Духа, написанных апостолами. Мы сделаем угодное Святому Духу, серьезно исследуя книги Ветхого и Нового Завета, получая понимание и общение в вере с Иисусом Христом, нашим Господом и Спасителем.

2.2 Проповедуя Христа как содержание и исполнение Ветхого Завета

Главное послание Пятидесятницы не заключается в говорении на иных языках апостолами, а в проповедовании об Иисусе, как обещанном Христе, Мессии Ветхого Завета. Петр, в доказательство Мессианского статуса Иисуса, цитирует множество ВЗ отрывков. С момента излияния Святого Духа апостолы знали только одно: провозглашать Христа как исполнение ВЗ обетований. Иисус Христос есть сын Давидов, Он Царь неба и земли, и всякий, призывающий имя Господне (Куриос Христос), будет спасен. С начала Пятидесятницы спасение можно получить только верою в Иисуса Христа.

Поэтому эта весть так поразила слушателей в Иерусалиме. Они услышали, что распяли Иисуса, Господа и Христа, назначенного Богом. Не удивителен их страх и вопрос: что же нам делать? (Деяния 2:37). «Покайтесь и веруйте в Иисуса Христа», – ответил апостол Петр. Для иудеев это означало изменение их мышления и взгляда на Иисуса из Назарета. Вначале они надругались над Ним и отвергли. Сейчас же им заповедуется поверить в Него. Основное изменение сердца и разума принесет им прощение. Они примут крещение во Имя Христа и дар Святого Духа, излитого на них. Не только один или два из них, нет, – каждый верующий получит этого Духа.

Святой Дух на всех членах! Не на нескольких, как было во времена Ветхого Завета. Нет, на всех! Более того, они не просто получили Духа, нет, они были исполнены Святым Духом настолько, насколько могли вместить. Это не были дождевые капли. Нет. Это было обильное излияние Святого Духа, намного больше, чем обычный душ. Оно было подобно бурному потоку пустынной реки, быстро пролагающей свое русло, наполняя берега животворной водой, дабы жаждущие вскоре могли произвести новую жатву. Пятидесятница – день полной жатвы, которая вскоре наступит. Начатки плодов приносились в Храм. Вскоре наступит полная жатва.

Дар Духа не заключается в личном Святом Духе каждого верующего. Это Дух Христов, дарованный всем включенным в Его Тело. Сейчас Новозаветная Церковь способна читать ВЗ Писания с полным пониманием и готова провозглашать Христа как Спасителя мира, только верою.

2.3 Как Дух давал им провозвещать (Деяния 2:4)

В проповедях Петра, Павла и других апостолов, в их посланиях четко видно исполнение Христова учения в день Воскресения. В Луки 24:46-49 Христос уже открыл разум и сердца апостолов в чтении Ветхого Завета, в свете и перспективе Самого Себя. ВЗ обетования фокусировались на Мессии грядущем, страдающем, воскресающем из мертвых и провозглашенном во всем мире, всем народам.

На протяжении своего существования, ВЗ Израиль как Церковь ВЗ подготавливалась к исполнению мировой миссии. В Бытии 12:3 Бог обещал Аврааму благословения его Сына, Иисуса Христа, всем народам. Поэтому главной целью ВЗ истории было не так спасение Израиля, как спасение всех народов. Настоящая Церковь – это Христова Церковь.

День Пятидесятницы означал завершение периода ВЗ Церкви-Израиля. Она продолжила свое существование в НЗ Церкви Христа, истинном Израиле, уверовавшем в Иисуса Христа как Господа и Спасителя. Излияние Святого Духа дало способность Церкви быть по-настоящему миссионерской церковью, глобальной и вселенской. Если ВЗ период Церкви – это подготовка к миссии, то НЗ период Церкви – реализация миссии.

Послание Пятидесятницы – это не послание Святого Духа Самого по Себе. Это послание Духа Христа. Апостолы не провозглашали Духа. Нет, они проповедовали Христа, будучи наставлены Самим Духом Христовым. Дух Святой не акцентирует внимание на Себе. Он указывает на Христа. Христос – центр Евангелия, проповеди, Церкви. Он — единое основание. Духу приятно, когда провозглашается Христос, а не Он Сам. Святой Дух ведет только к Христу и никуда больше. Истинный Дух – это Дух Христа.

Возьмем, к примеру, театральную постановку на сцене. Все софиты направляют свой яркий свет на играющих в спектакле актеров. Сами софиты в большей или меньшей степени сокрыты от глаз зрителей занавесом или чем-то другим, дабы не обращать на себя внимания. Святой Дух подобен яркому софиту. Он направляет Свой мощный поток света на Христа, на «драму» провозглашения веры или отвержения Господа. Но это настоящая «драма», а не театральная постановка! Это реальность Христа в собрании Его Церкви и осуждении неверующего мира.

Благодаря Христовой подготовке в течение сорока дней после Воскресения и излиянию Святого Духа апостолы получили полное понимание Христа, Его дел и слов.

2.4 Пятидесятница – сдвиг Парадигмы в преодолении Вавилона

Зачем апостолы говорили на многих иностранных языках? Почему не использовали арамейский, иврит или даже популярный в то время греческий (койне) язык? Любой человек в Иерусалиме смог бы понять их. Но есть определенная глубокая тайна в проповеди на иных языках. Это указывает нам на Вавилонское смешение языков. Бог разрушил единство языков, потому что люди возжелали превзойти Бога. Они хотели воздвигнуть один народ, одну религию и один храм-башню для гарантирования совершенного людьми будущего и спасения. И конечно, Бог знал, что единый язык превзойдет Его Имя и люди забудут истинного Бога. Поэтому Он разрушил единство людей разными языками и отделил Израиль как свой избранный народ на земле.

На протяжении длительного периода Бог защищал Израиль национальными границами и охранял от других народов. Храм, церемонии, Иерусалим – все было изолировано от (злого) мира язычества. Если кто-то желал получить благословение Бога Израиля, то ему было необходимо ехать в Иерусалим, подобно эфиопскому евнуху (Деяния 8:27). Никто кроме Израиля не имел доступа к прощению грехов искуплением в Храме.

Пятидесятница преодолевает Вавилон открытием «секретного» и «святого» языка спасения для всех народов. Уже нет необходимости ехать в Иерусалим, Евангелие спасения пришло ко всем народам, к каждому – на родном языке. Но Бог не восстанавливает разнообразие Вавилона, ведь аналогичный процесс объединения народов против Бога может повториться снова. Бог не сосредотачивается пока на создании одного народа и одного языка, но на одной Церкви и одной вере во Христа, глобально единой в одном исповедании веры.

Пятидесятница – уникальный и чудотворный сдвиг Парадигмы в искупительной истории. ВЗ Церкви необходимо оставить свою безопасную территорию для вторжения в целый мир как НЗ Церковь. Церковь с миссией общемирового провозглашения прощения грехов живым Иисусом Христом, Господом и Спасителем всего мира.

Это сдвиг Парадигмы означает Божье «возвращение» в этот мир. Период Израиля как святой нации завершен. Это начало Нового Израиля, Церкви Христовой во всем мире. В провозглашении Евангелия Бог вернется во все страны, все народы, все племена и во все роды. Сейчас Бог задает жизненно важный вопрос: Кем, по вашему мнению, является Христос?

2.5 Пятидесятница – мобилизация всех верующих

Излияние Святого Духа – это вход в новую эру истории Церкви. Как сказал апостол Петр в Деяниях 2:16-17, это начало «последних дней». Пятидесятница – это завершающее искупительное историческое событие истории Откровения и Церкви. Все Божьи замыслы должны быть исполнены Христом (Евреям 1:1-3). И Святой Дух послан исполнить замыслы Христа в собрании общемировой Христовой Церкви.

Это искупительное действие связано с провозглашением искупления за наши грехи. Факт искупления осуществлен на кресте. Вечная ценность Христова искупления продемонстрирована в Его Воскресении. Подготовка к распространению вести Искупления совершена в Вознесении. Сейчас, Христос – Правитель мировой истории, фокусирующий Свое внимание на собрании Своей Церкви во всем мире. Его трон – внутренняя штаб-квартира Его глобальной войны. Христос отвоевывает этот мир от сатаны и греха.

С небес Христос подготавливает Свою Церковь для выхождения из границ Израиля, используя все средства общения, преодолевая языковые, социальные, политические и культурные барьеры. Церковь подготовлена. Дух излит на всех (Деяния 2:3). Все исполнились Святым Духом (Деяния 2:4). На всех людей — сынов, дочерей, молодых, старых, слуг, Христос излил Свой Дух (Деяния 2:17-18). Христианская Церковь – свидетельствующая и исповедующая Церковь. Все члены! Каждый христианин может провозглашать своего Господа Иисуса Христа. Каждый верующий исполнен силою распространять Евангелие. Конечно, не каждый является очевидцем, подобно апостолам и семидесяти ученикам. Но каждый верующий знает значение Христа, знает и верит в могущественные чудеса Божьи в жизни Христа. Каждый христианин исповедует славное вознесение Христово и ожидает Его возвращения в День Последнего Суда. Каждый христианин понимает жизненно важное послание жизни и смерти и спасения верою, только во Христе. Каждый верующий может засвидетельствовать это Евангелие другим. Каждый член вовлечен в общемировую миссию Христовой Церкви.

Все члены! Конечно, не у всех одно и то же служение. У одних видения, у других сны, третьи — пророчествуют. У одного дар проповеди, у другого – учительства, а у третьих дары вспоможения, утешения, исцеления и помощи. Все отличаются друг от друга специфическими дарами и средствами общения. Все сосредоточены в Одном Христе. Он — содержание нашей веры и провозглашения.

Не каждый верующий будет «равен» в социалистическом и коммунистическом понимании этого слова. Мужчина-христианин остается мужчиной, женщина-христианка остается женщиной. Есть христиане-господа, а есть и христиане-слуги. Есть молодые и старые. Есть лидеры и занимающие должности, а есть и не имеющие таковых. Мы не равны между собой, но едины в Господе. У нас есть одно послание, провозглашаемое многими голосами, разными путями и способами – Христос, как Дух научил нас, согласно апостольским словам (Деяния 2:42). И Христос апостольского свидетельства книг Нового Завета.

НЗ Церковь подобна хорошо укомплектованной и подготовленной для военных действий армии. Подобно солдатам, все христиане мобилизованы для участия в победоносной войне Христа. Провозглашая, воспевая, свидетельствуя, молясь и даже страдая и умирая ради Христа. НЗ Церковь по своей сути – фундаментально миссионерская Церковь, превосходящая свои границы, идущая в мир и проникающая в каждый аспект жизни с единственным посланием жизни только во Христе.

2.6 Обетование всем дальним, Деяния 2:39

Обещание Святого Духа даровать Церкви силу для провозглашения Христа не ограничено 120 учениками в день Пятидесятницы. Обещание охватывает каждого нового верующего, когда бы он или она не жили.

Обещание Пятидесятницы не заключается в том, что будут просто верующие из язычников. Оно говорит обо всех дальних, кого не призовет Господь. Все они будут исполнены Духом. Это не повторение Пятидесятницы, это – продолжение Пятидесятницы. В любую эпоху, в любом народе верующие во Христа будут исполнены Духом с той же целью, что и в день Пятидесятницы. Они снова получат силу провозглашать Христа.

Это обетование подчеркивалось на протяжении истории Церкви, как записано в Деяниях. Сейчас, когда люди обращаются к Христу, они получают Святого Духа, что проявляется в их жизни (Деяния 2:42-47, 4:31-37). Также нет никаких свидетельств, что апостолы или верующие молились о получении Святого Духа. Они получили Духа как Божий дар.

В Деяниях 4:31-37 Церковь боялась преследования. Затем апостолы молились … не получить Духа, так как они уже Его получили, но даровать силу «со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса». По своей молитве они не получили иные языки, но способность смело провозглашать Божье Слово. И снова «апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их», (Деян.4:33).

Поэтому не нужно молиться о даре излияния Святого Духа, но принимать верою. Излияние Духа для дарования Церкви силы свидетельствовать продолжается в истории Церкви, с видимыми знаками и чудесами или без.

Оно подобно водному насосу для доставки воды по трубам в селение в пустыне. В прошлые века люди шли к далекому колодцу, чтобы набрать воды в курдюки, кувшины или бочки, а затем тщательно транспортировали в село. Но в один прекрасный день происходит техническая модернизация. В селе устанавливается труба и один насос (водокачка). Все счастливы, хотя у них есть всего лишь один насос в центре селения и ни одного в каждом доме, или хотя бы на окраинах. Самое главное то, что в деревне есть труба. Это главная причина для радости и праздничной церемонии. Будущие насосы в каждом доме и на окраинах являются продолжением первого насоса, но не его повторением.

Для подчеркивания обещания Святого Духа даровать силу НЗ Церкви всем верующим Деяния предоставляют несколько фактов экстраординарного продолжения события Пятидесятницы – Деяния 8:15-17 (Самария); 10:44-45 (Кесария – Корнилий) и 19:5-7 (Эфес – Малая Азия). Эти отрывки – единственное свидетельство излияния Духа или говорения на иных языках. Они подобны дорожным указателям развития искупительной истории, доказывая сдвиг Парадигмы церковной истории в сторону верующих неиудейского происхождения.

События в Самарии, Кесари и Эфесе не подтверждают бесконечное повторение, вплоть до сего дня, знаков и чудес, произошедших в день Пятидесятницы. Они только подчеркивают, что обетование Духа Христова дано и «всем дальним» верующим. Великий водораздел Церковной истории достигает своей наиболее важной, тройной вершины:

1. Деяния 8:15-17 отмечает сдвиг Парадигмы искупительной истории в область Самарии. Филипп и христиане, ушедшие из Иерусалима, провозгласили Христа в столице нового региона, Самарии. Многие из самарян неиудейского происхождения уверовали и были крещены во Имя Иисуса (Деяния 8:6, 12-13). Но, что самое интересное, они не получили Святого Духа, как обычно происходило, незамедлительно. В этом – особое значение.

Из-за поступка Симона Волхва, желавшего создать своего рода пятидесятническое движение без Христа, Бог хотел, чтобы апостолы работали очень осторожно. Он задержал излияние Святого Духа, чтобы уверить самарянских верующих, что это действительно Дух Христа. Этой отсрочкой в начале и даянием Духа позже («замедленная съемка», как комментировал Й. ван Брюгген), Бог продемонстрировал единство послания Филиппа и апостолов.

Апостолы, Петр и Иоанн, посетили Самарию, молились с возложением рук о получении Святого Духа верующими самарянами, и новые верующие получили Духа (Деяния 8:14-16). Это событие подтверждает единство и расширение единой апостольской Церкви, противопоставленное приватному движению Симона Волхва. Верующие из Иерусалима, Филипп и апостолы провозглашали одного и того же Христа.

Этим событием подчеркивалось единство. Оно демонстрировало Самарянскую церковь не как особую новую церковь или деноминацию. Нет. Церковь Самарии была тесно связана с Иерусалимской церковью, одной единой апостольской верой. Святой Дух подтвердил это апостольское единство.

2. Деяния 10:44-45 отмечает сдвиг Парадигмы в сторону язычников. Если самаряне были хоть как-то связаны родством с иудеями (Самария была в прошлом северной частью Израиля), то в отношении римского сотника Корнилия так не скажешь. Корнилий был богобоязненным человеком и принимал ВЗ Писания как божественные. Но Петр никогда бы не переступил порог его дома, если бы Господь не «заставил» его это сделать благодаря видению полотна с нечистыми животными и заповеди есть то, что Господь соделал чистым (Деяния 10:9-16). Далее Дух повелел Петру следовать за слугой Корнилия (Деяния 10:19).

В результате проповеди Петра в доме Корнилия Святой Дух излился «даже на язычников» (Деяния 10:44-45). Петр был поражен этим Божественным доказательством нового расширения НЗ Церкви. Теперь он был убежден, что Бог разрушил стену между иудеями и язычниками. Поэтому Петр крестил их во Имя Христа. И снова огромный указатель в НЗ Церковной истории, произошедший единожды. Как иудеи, так и язычники могут быть спасены верою во Христа.

3. Деяния 19:6-7 описывает двенадцать верующих, учеников Иоанна Крестителя, живших в Малой Азии. Странно было то, что они не получили Святого Духа по обычному образцу. Вопросы Павла прояснили ситуацию. Они до сих пор были «за пределами искупительного исторического времени». Они верили во Христа согласно учению Иоанна Крестителя. Они не знали целой истории вплоть до Его вознесения. Они лишь получили крещение Иоанна Крестителя. Для того чтобы принять их в общение с Христовой Церковью, Павел провел учение о пришествии Христа после Иоанна и крестил их во имя Господа Христа. Возложением рук Павел показал превосходство Христа, пришедшего вслед за Иоанном Крестителем. Как обычно, вначале произошло водное крещение. И только после они приняли Святого Духа в связи с водным крещением, как и было обещано всем верующим.

2.7 Сила объединенного свидетельства многими голосами

Излияние Святого Духа в день Пятидесятницы демонстрирует также единство апостольского свидетельства Христа. Сначала появилось единое пламя, разделившееся впоследствии на множество огненных языков над главами учеников. Это единение верующих в одном Евангелии и одной вере во Христа.

Следующие главы Деяний описывают множество голосов, разнообразие выражений верующих. Но вместе эти голоса составляют одно послание, одного Христа, реализующихся в одной Церкви, одной Общности. Это происходило снова и снова, даже когда общество верующих все более возрастало и пришло множество проблем. Апостолы заботились о единстве НЗ Церкви. Один Дух руководил ими не создавать несколько разных церквей, но только одну Христову Церковь, не отвергая другие Христовы общины, но объединяя их. Единство Церкви и стремление к единству – истинная особенность Духа Христа.

Это единство в Христовом Духе, как записано в Деяниях 2:41-47 и 4:32-37, но также в защите от греха Анании и Сапфиры (Деяния 5:1-17), демонстрирует уникальную силу Иисуса Христа. Это экуменический вызов неверующим.

2.8 Заключение 2 главы Деяний апостолов

Вторая глава Деяний предоставляет ключ к пониманию последнего периода искупительной истории и истории откровения. Эта глава звучит как труба, провозглашающая всему миру о грядущем Царе. НЗ Церковь – это руководимый Святым Духом глашатай послания Спасения единственно чрез веру во Христа. Церковь мобилизована, снаряжена и организована к участию в этом завершающем периоде истории.

Это формат Церковной истории общемировой миссионерской Церкви Христа. Инструменты Евангельского оркестра подготовлены и настроены на Божественный лад, и вот, звучит мелодия новой жизни во Христе. После 2 главы Деяний, НЗ Церковная история только начинается….