3. Книга Деяний апостолов

Царское составление – проводимое Его Духом

Книга деяний показывает великую турбулентность и огромную скорость происходящего в истории. От Иерусалима до Рима. В любом месте, где находится Святой Дух, руководящий потоком, настройкой и направлением этой истории разнообразными способами. В данном кратком исследовании мы сконцентрируем внимание на три основные темы:

3.1. Святой Дух убеждает НЗ Церковь

3.2. Святой Дух ведет НЗ Церковь

3.3. Эффективность НЗ Церкви, произведенная Святым Духом

3.1. Святой Дух убеждает НЗ Церковь

Удивительный факт мы замечаем в Деяниях. Святой Дух полностью убеждает апостолов. Удивительно, потому что Евангелия показывают другую картину – сомневающихся и противящихся учеников Христа. В Деяниях же они прямо смотрят вперед, говоря и действуя правильным образом. Удивительно еще и потому, что апостолы – люди с несовершенными личностями и способностями.

Однако Святой Дух снарядил их таким образом, что их верность Христу не исчезала. Почему? В Евангелии от Марка 13:11 Христос говорит им не беспокоиться о том, что сказать. Дух даст им понимание, изложение, выражения, храбрость и мудрость, как передать Евангелие, даже стоя пред царями, священниками и Кесарем.

Это, например, произошло в конфронтации с Синедрионом (Деяния 4). Снова в 7 главе Деяний в ответе Стефана синедриону. Но это началось раньше. Когда люди начали издеваться над апостолами и обвинять их в чрезмерном употреблении сладкого вина в день Пятидесятницы (Деяния 2:13). Эта убежденность Духом проявляется двойственно:

1. В апостольском понимании и оценке современной истории.

2. В храбрости проповеди.

3.1.1 Апостольское понимание и оценка времени

Деяния четко показывают, что апостолы начали читать ВЗ Писания через Христологическую перспективу. В любое время Святой Дух учил их прославлять Христа как Спасителя. Конечно, они исповедовали Святого Духа как Бога, но их акцент был на значении Христа, а не дарах Духа. Вера в Иисуса Христа крайне необходима для получения прощения и освящения. Всякий верующий во Христа также получает Духа Христова, Инициатора новой жизни.

Апостолы не собрали вместе разного рода небылицы о Христе подобно Апокрифам и Корану. Нет. Они упорядочивали свое понимание Библейским способом: рождение, страдания, искупление на кресте, воскресение и вознесение. Заметьте, день Пятидесятницы не включен в первые апостольские учения!

Сдвиг парадигмы легко виден в проповеди Петра. В Матфея 16:22 Петр противился Христу в Его программе страданий. Петр даже отрекся от всех связей между ним и Христом, когда Иисус стоял перед Синедрионом. Но в Деяниях Петр, проповедь которого записана в Деяниях 2, демонстрирует единство между Ветхим Заветом и Христом. Особенно молитва в Деяниях 4:27 доказывает глубокое понимание сдвига Парадигмы. Какие шокирующие факты! Второй псалом исполнен, но лидеры Израиля присоединились к врагу Божьих людей! А Иисус Христос оценивает Ветхий Завет, по праву Сына Давидова, Сына Божьего.

Это Христологическое прочтение Ветхого Завета продолжается в Деяниях 5:31-32. Петр не боится человеческих постановлений, храня верность Христу. В Деяниях 7:52-53 Стефан обвиняет Синедрион в неверии: их отцы убивали пророков, а они убили Иисуса Христа. Филипп показывает Христологическую перспективу ВЗ эфиопскому евнуху в Деяниях 8:35. То же видим в проповеди Павла об Иисусе Христе как Сыне Божьем в Дамаске. Также апостол Павел пытался убедить иудеев Рима читать ВЗ в новом свете и понимании Христа (Деяния 28:23).

Святой Дух ввел апостолов в новую эру. Даже им самим было тяжело изменить свое иудейское мировоззрение в осознании того, что Бог Израиля принимает язычников. Но они справились и приняли Божью благодать и мудрость. Этот же самый Дух находится сегодня с нами, даруя нам понимание ВЗ и НЗ Писаний в свете Христа. Таким способом, Святой Дух убеждает новых верующих НЗ Церкви.

3.1.2 Храбрость

Храбрость апостолов в проповеди во Имя Христа озадачила Синедрион (Деяния 4:13). Снова и снова упоминается их решительность. Это означало, что они

– публично, открыто говорили об Иисусе, предоставляя факты;

– свободно отвечали в стесненных и угрожающих ситуациях, без страха перед последствиями, благодаря внутренней храбрости и уверенности;

– говорили с властью, во Имя Кого-то большего, чем слушающие, Во Имя обещанного Царя, Божественного Сына Давидова.

Эта храбрость не была их природной храбростью, но полученной от Святого Духа (Деяния 4:31). Эта храбрость была просто необходима для введения Церкви в НЗ эру. НЗ церковные лидеры должны были противостоять оппозиции Синедриона и старой Церкви. Сейчас НЗ Церкви необходимо найти новые пути и идентичность: истину Христа. Это обетование для НЗ Церкви – храбрость во Христе, говорить, провозглашать, сопротивляться человеческим возражениям, не в церковных зданиях, но открыто и публично, на улицах городов. Смело, провозглашая ради славы Царя небес. Храбро говоря, с властью заповедуя повиновение и веру. Смело проповедуя, потому что Евангелие – это серьезно. Не просто приглашение, но повеление покаяться.

Храбрость – последнее слово Деяний 28:31. Нахождение Павла в темнице не должно быть препятствием для распространения Евангелия. Боязливые апостолы, страшащиеся иудейской оппозиции, превратились в храбрых вестников Царя Иисуса. Ничто не могло остановить силу Евангельского провозглашения – ни тюрьма, ни угрозы, ни царь Ирод, ни кесарь. Дух, давший им смелость, убедил Церковь быть Церковью Христа.

3.2 Руководимые Святым Духом

Руководство Духа в важные моменты ясно показано в Деяниях. Например, грех Анании и Сапфиры незамедлительно был наказан Святым Духом (Деяния 5:1-11). Это был упоминаемый Христом огонь, огонь Возмездия. Но люди не ужаснулись этого шокирующего события. Они осознали, что Апостольская Церковь – не человеческое изобретение. Она действительно истинная Церковь, Божий народ, Его святое священство, сохраняемое и защищаемое Богом. Поэтому совершенный суд Святого Духа убедил новых верующих присоединиться к Церкви (Деяния 5:14).

Все более и более очевидными становились препятствия, создаваемые ВЗ лидерами, в деле становления НЗ Церкви. В Деяниях 5:32 Петр осознает необходимость для НЗ Церкви понимания своей идентичности как Божьей Церкви, в противопоставлении ложному остатку ВЗ Церкви, управляемому человеческими измышлениями. Петр провозгласил свой взгляд как свидетельство двух надежных свидетелей – самого себя и Святого Духа (Деяния 5:32).

И снова Дух ведет Церковь к Эфиопскому евнуху (Деяния 8:30). Дух вел Филиппа в основании церквей на любом месте. Подобно тому, как Святой Дух «заставил» Петра войти в дом Корнилия (Деяния 10:19), сравните с Деяниями 10:44; 11:15.

Дух руководил Антиохийской церковью в избрании Павла и Варнавы для миссионерского служения (Деяния 13:2, 13:4). Дух Святой руководил Павлом в запрете направляться в Малую Азию и в разрешении идти в Македонию (Деяния 16:6,7,10). Сначала Павлу придется отправиться в Македонию и Ахаию, а затем, в качестве заключенного, в Рим (Деяния 20:22-23, 21:4. 11-14).

Главное руководство Святым Духом отмечено в Деяниях 15:28. Пытаясь достигнуть язычников, Церковь сталкивается с противостоянием со стороны иудеев-христиан. Они настаивали на соблюдении обрезания и закона Моисеева христианами из язычников. Фактически, они хотели превратить их в евреев. Павел, Иаков, Петр, а в конце и все собрание в Иерусалиме, протестовали против такого взгляда. Руководимые Святым Духом, они составили первое соборное постановление: «Не затруднять обращающихся к Богу из язычников». Свобода веры сохраняется во взаимосвязи с серьезностью христианской жизни.

Это решение имело решающее значение для всего мира, хотя часто и забывалось в истории миссии. Церковь должна быть контекстуализирована в любой культуре, противостоя языческому миру, его мировоззрению и практике жизни. Это истинное христианство невозможно просто скопировать с «материнских» церквей за рубежом и импортировать в другую культуру. Любая церковь в любом контексте должна быть адаптирована к специфике культуры, создавая новые подходы, новые исповедания и пути поклонения, идентифицируя себя в противопоставлении языческой религии и секуляризации общества. Только повинуясь Святому Духу и апостольскому постановлению, миссия принесет плоды создаваемых новых церквей.

Дух движет Церковь и дает ей способности. Он инициирует и руководит в решении важных задач НЗ Церкви, в провозглашении славы Христовой и гарантировании построения истинной церкви, локально и глобально.

3.3 Эффективность, производимая Святым Духом

Святой Дух создает в верующих реки воды живой (Иоанна 7:37-39). Это подразумевает всевозрастающую реку благодати, растущую силу веры, особое понимание в новых ситуациях для решения новых задач и проблем. Быть «исполненным» Духом означает способность каждого верующего принимать подходящую «порцию» возрастания в христианском свидетельстве. Павел, поражая Елиму Волхва, был исполнен Духом (Деяния 13:9). Аналогично с Филиппом, (Деяния 8:29), Петром (Деяния 10:19), Агавом (Деяния 11:27). Нет никакого оправдания. Провозглашение Христа нельзя отвергнуть. Петр мог засвидетельствовать истину перед Синедрионом (Деяния 4:8, 6:10), Стефан (Деяния 6:4, 7:55), Павел (Деяния 9:17), Варнава (Деяния 11:24), вдохновляя общину оставаться верными Христу. Результат – широкое распространение Церкви.

В Деяниях 11:24 «исполнение» Духом означает радость и свободу. Несмотря на преследования, Церковь устоит. Это настоящая миссионерская сила Святого Духа. То же происходит в Деяниях 9:31. Вся община исполнена Духом и возрастает в силе и количестве. В будущем отношение верующих, их благочестивая жизнь будет сильнейшим доказательством силы Святого Духа в миссии.

Это означает новую задачу для НЗ старейшин и церковных лидеров. Они поставлены на служение Духом Христовым (Деяния 13:23 и 20:28), которое включает ориентацию на миссию и благовестие, преподавание, чтение и изучение Святого Писания, защищая единство Церкви. Сосредотачиваясь на мировом собрании Церкви Христовой, повинуясь Духу апостольских и миссионерских НЗ Писаний.

Итог

Дух Святой постоянно работает в укреплении Церкви для провозглашения Христа. В особо важные моменты Святой Дух упоминается с ясной целью. Он действует в миссии. Он управляет динамикой и измерениями евангельского распространения. Он вводит Церковь в поток истории миссии. Все верующие и церковные лидеры исполнены Духом для исполнения Божественного призвания.

Мы никогда не сможем получить Святого Духа для удовлетворения индивидуальных желаний, используя Его как лампу Алладина. Вместо этого Дух руководит Церковью в преодолении языковых, культурных, политических и экономических барьеров.

В Деяниях, от начала до конца, Святой Дух – Инициатор и Руководитель. Он вовлекает Церковь в дело завоевания этого мира, во имя Христа. Для НЗ Церкви нет иного пути, как следовать за Святым Духом, в Его захватывающем путешествии чрез историю, двигаясь в будущее…