Глава 24 Пророчества о других народах

Введение

Три «малых» пророка обращают внимание каждый на один народ: Авдий пророчествует об Едоме, Наум — об Ассирии и Аввакум — о халдеях. В отличие от Исайи, Амоса и других пророков, авторы этих книг говорят каждый практически лишь об одном языческом народе; они либо ободряют, либо обличают Израиль, сопоставляя его судьбу с судьбой язычников. Эти книги почти не дают информации о жизни пророков. Ссылки на события того времени крайне скупы, поэтому датировать с определенностью служение пророков невозможно; мы ничего не знаем о предках пророков, об одном лишь Науме известно, откуда он родом.

Авдий обличает гордость Едома (1:21)

Самая короткая книга в Ветхом Завете — это книга пророка Авдия. О самом авторе ничего, кроме имени, не известно. Исходя из содержания его книги, ученые предлагают различные даты служения Авдия — от времен Амоса и до последнего года жизни Иеремии(Ааге Бентцен допускает даже такую позднюю дату, как 312 г. до Р. X., когда, согласно Диодору Сикулу, Петра была под арабским контролем).

Однако следует отметить, что самое выдающееся событие в этом пророчестве — разрушение Иерусалима; стихи 10-14, скорее всего, описывают состояние города и страны в начале периода пленения, сразу после разрушения Иерусалима вавилонянами. События, описанные в 4 Цар. (8:20-22) и 2 Пар. (21:16-17), произошедшие в IX веке, практически не соотносятся с пророчеством Авдия. В то же время Пс. 136:7, Иер. 9:25-26, Плач 4:21, Иез. 25:12-14, 35:11-12 и 36:2-6 свидетельствуют об отношениях между Едомом и Иудеей в VI веке до Р. X. Вероятно, идумеи захватили территорию южной части Иудеи во время вторжения вавилонян в 597-586 годах до Р. X. Автор неканонической Второй книги Ездры утверждает, что идумеи сожгли храм; однако это утверждение не подтверждается другими источниками. Однако, вне всякого сомнения, идумеи помогали вавилонянам разрушать Иерусалим; поэтому вероятно, что книга пророка Авдия написана вскоре после разрушения Иерусалима в 586 году до Р. X., хотя это и нельзя утверждать с определенностью.

Вражда между идумеями и израильтянами восходит к Иакову и Исаву (Быт. 27:41-45; 32:1-21; 33:1-17). Исав и его потомки поселились в земле Сеир или Едом (36:1-43), которая тянется примерно на 150 км на юг от Мертвого моря до залива Акаба. Во времена Моисея Едом не позволил Израилю пройти через свою землю (Чис. 20:14-21). Царь Саул успешно воевал с Едомом (1 Цар. 14:47). Давид завоевал и покорил Едом, поставив по всей стране войска для охраны торговых путей и медных рудников (2 Цар. 8:14). При иудейском царе Иораме Едом восстал против Иудеи и стал независимым царством (2 Пар. 21:8). В VII веке до Р. X. Едом достиг вершин процветания, но был разрушен, скорее всего, во второй половине VI века. Малахия (1:3-4) также свидетельствует о разорении и опустошении Едома.

Книгу пророка Авдия можно разделить на четыре части:

I. Гордость Едома и грядущее разрушение 1:1-9

И. Обвинения против Едома 1:10-14

III. День Господень и восстановление Израиля 1:15-16

IV Триумф Израиля над Едомом 1:17-21

Едом горд. Идумеи живут в неприступной каменной крепости и думают, что им не грозит никакое нашествие.

Они не только похваляются своей безопасностью внутри естественной крепости (горы Сеир), но также и гордятся своей мудростью. Убаюканные верой в то, что им ничего не грозит, жители Едома не подозревают, что унижение их близко. Воры могут унести только то, что найдут; но Едом ожидает опустошение от своих союзников, которым, несомненно, известны все потаенные хранилища его сокровищ. Обманутый союзниками и друзьями, Едом познает, что ни мудрость, ни могущество не могут спасти его (1-9).

Оправданно ли такое осуждение Едома? Обвинения против него выражены совершенно ясно. В день бедствия Иерусалима Едом злорадствовал и даже выдавал беглецов врагам. Он виновен в жестокой несправедливости (10-14).

День Господень будет для всех народов днем отчета и воздаяния. Однако особое внимание Авдий обращает на Едом и его отношение к Иудее во время бедствия. Едом будет судим за свои поступки. Он выпьет чашу гнева и исчезнет так, как будто его никогда не было (15-16).

Сион же, наоборот, утвердится. Едом пропадет без следа, и никто не спасется в нем, а израильтяне будут непременно опять восстановлены на своей земле от Негева на юге до Са-репты на севере, и Господь будет во главе их. Даже изгнанники из Сефарада(Сефарад — это, вероятно, Шапарда, район в Юго-Западной Мидии, куда Саргон ссылал израильтян (4 Цар. 17:6). Существуют попытки отождествить Сефарад с Сардисом,упоминаемым в персидских надписях, столицей Лидии в Малой Азии, где уже при царе Артаксерксе (464-424 гг. до Р. X.) существовала еврейская колония) возвратятся, чтобы получить во владение города южнее Негева. Гора Исава, некогда бывшая предметом гордости и тщеславия идумеев, будет управляться с горы Сион (17-21).

Наум предсказывает участь Ниневии (1:1—3:19)

Сведения, содержащиеся в книге Наума, дают основание датировать ее серединой VII века. Наум упоминает разрушение Фив как свершившийся факт и предсказывает падение Ниневии. Эти события, произошедшие соответственно в 663 и 612 году до Р. X., определяют временные границы датировки его книги — не раньше первой и не позже второй даты. Более точно определить время служения пророка Наума невозможно.

Фивы, захваченные при Ашурбанипале, представляли собой крайнюю точку продвижения Ассирии — приблизительно 800 км вверх по течению Нила(Фивы были известны как Но или Но-Аммон, Наум 3:8). Но прошло немного времени, и империю Ашурбанипала начали сотрясать восстания. Его родной брат Шамашшумукин, поставленный в правители Вавилона Асаргаддоном, поднял неудачное восстание и погиб в своем дворце, охваченном пожаром, в 648 году до Р. X. Когда Ашурбанипал умер (около 633 г.), по стране прокатилась волна успешных восстаний во многих районах; это стало предвестием гибели Ассирии. Киаксар стал царем Мидии; менее чем в десятилетний срок Навополассар прочно утвердился на престоле Вавилона. Объединенными силами мидяне и вавилоняне двинулись на Ассирию, разрушив Ниневию в 612 году до Р. X. Через несколько лет Ассирийская империя была поглощена победителями (смотрите главы 9 и 15 настоящей книги).

Конечно, Наум был знаком с некоторыми из этих событий. Хотя мы не можем с уверенностью сказать, где находился родной город Наума Елкос (Элкош), весьма вероятно, что он был жителем Иудеи(Елкос (Элкош) мог быть селением между Газой и Иерусалимом вблизи Бейт-Иабрина). Трудности Иудеи в период столетнего владычества Ассирии были ему хорошо известны. Знал он, конечно, и об ассирийском угнетении, из-за которого даже царь иудейский Манассия был уведен в плен на некоторое время.

Нижеприведенный план дает представление о главных темах книги Наума:

I. Введение 1:1

II. Божье величие в суде и милости 1:2—2:2

Его могущество и Его негодование 1:2-8

Божья милость и суровый суд 1:9-2:2

III. Падение Ниневии неизбежно 2:3—3:1

Картина осады и завоевания 2:3-10

Сравнение с львиным логовищем и

Божье решение 2:11-3:1

IV. Причины полного разрушения Ниневии 3:2-19

Завоевание и разрушение 3:2-7

Сравнение с Фивами 3:8-11

Божий приговор 3:12-19

Величие Божье составляет вводную тему книги Наума. Владычествующий и всемогущий Бог правит самодержавно над всей природой. Нечестивые, враги Бога, могут продолжать свое нечестие только потому, что Бог терпелив. Но в положенное время Господь проявляет в Своей ревности возмездие. Уповающие на Него спасутся и в день гнева, но враги будут совершенно истреблены (1:1-8).

Как видно, некоторые из слушателей Наума сомневались в исполнении его предсказаний (1:9). В полной уверенности пророк заявляет, что Божий суд будет окончательным — им не нужно будет больше никогда страшиться Ниневии. Бедствия, которым Ассирия подвергла Иудею, никогда уже не повторятся (1:12-13). Наум утверждает: уничтожение ассирийцев будет настолько полным, что даже имя их исчезнет, «не будет более семени с твоим именем» (1:14).

Для Иудеи падение Ниневии означало избавление от угнетения. Пророк красочно описывает явление благовестника (1:15). Он призывает народ поклоняться Господу в благодарность за избавление: «…празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен». Здесь же Наум предупреждает ассирийцев: их ждет осада, захват и полное уничтожение столицы (2:1-13). Этот гордый город, так часто досаждавший Иерусалиму, подвергнется теперь мукам осады и полному опустошению. Враг войдет, разграбит и разрушит Ниневию.

Жители Ниневии сами навлекли на себя эту катастрофу — они обвиняются в обмане, жадности и безжалостном грабеже. В книге пророка Наума мы находим одну из самых ярких батальных сцен в Ветхом Завете (3:2-7). Наум сравнивает Ниневию с искусной блудницей, описывая ее позор; все будут презрительно смотреть на нее, и никто не будет плакать о ее разрушении.

Наум сравнивает разрушение Ниневии и гибель Фив (Но-Аммон в оригинале и в русском переводе Библии, 3:8-15). Несмотря на прочные укрепления, этот многолюдный египетский город был завоеван и разграблен ассирийцами в 663 году до Р. X. (Гомер (Илиада, IX. 383) описывает Фивы с их храмами, обелисками, сфинксами и 100 воротами (за что их и прозвали «тысячевратными») как самый великолепный город древнего мира) Мощный, укрепленный, поддерживаемый коптами и ливийцами, Но-Аммон не устоял под натиском Ассирии. Не устоит и Ниневия в день нападения на нее. Ее крепости бесполезны под сокрушительным ударом врага, наступающего как всепоглощающий огонь.

Как спелый плод готов упасть с дерева, так и Ниневия созрела для уничтожения. Ее купцы, князья и военачальники исчезнут, как исчезает саранча после нашествия: «…разлетаются, и не узнаешь места, где они были».

В отличие от Иудеи, у Ассирии нет надежды на то, что остаток ее уцелеет. Более того, все будут радоваться ее уничтожению, потому что нет народа, который не пострадал бы от ее жестокости и военной мощи.

Аввакум: Божий суд и обетование праведным (1:1-3:19)

Пророк Аввакум отличается от остальных пророков тем, что он не столько говорит народу от имени Бога, сколько говорит с Богом о своем народе. Пророк вопрошает Бога, указывая на видимое расхождение между Божьим откровением и историческими фактами. Господь отвечает на недоуменные вопросы пророка, помогая ему верно видеть действие Божье в истории.

Духовные борения Аввакума, по всей вероятности, происходили на фоне упадка и окончательного падения Ассирийской империи.

Одновременно с уменьшением ассирийского влияния в Иудее происходила религиозная реформа под руководством Иосии; в это же время росло могущество Мидии и Вавилона в восточной части Плодородного Полумесяца. Падение Ниневии могло произойти до того, как Аввакум начал служение Божьего глашатая. Картина беззакония, насилия и отступничества, типичных для состояния Иудеи в дни Аввакума (1:2-4), вероятно, соответствует периоду сразу после смерти Иосии в 609 году до Р. X. Халдеи еще не достаточно утвердились, чтобы представлять угрозу для Иудеи, поскольку владения Египта распространялись до Евфрата вплоть до битвы при Кархемисе (605 г. до Р. X.). Следовательно, 609-605 годы до Р. X. более всего соответствуют исторической ситуации книги Аввакума(Большинство ученых согласны с тем, что книга Аввакума написана в конце VII или начале VI века до Р. X).

Суть пророческой вести Аввакума выражена в стихе 2:4: «…праведный своею верою жив будет» (В древнееврейском тексте местоимение «своей» выражено неясно. В Септуагинте (LXX) читаем «Моей верностью», то есть что праведный будет жив благодаря Божьей верности. В Новом Завете мысль выражена короче, но яснее — см. Рим. 1:17; Гал. 3:11; Евр. 10:38.). В предыдущем стихе Господь повелевает пророку записать это откровение, как некогда Он повелел и Моисею. Вечный смысл и значение этих слов становится яснее в Новом Завете. Павел цитирует эти слова в Послании к Римлянам (1:17), утверждая, что спасение — по вере, а не по делам. Он цитирует эти же слова в Послании к Галатам (3:11-12), противопоставляя веру закону, которым «никто не оправдывается пред Богом». Автор Послания к Евреям (10:37-38) цитирует Аввакума (2:3-4), чтобы помочь верным твердо стоять в испытаниях и не колебаться; он подчеркивает, что пророчество скоро и непременно исполнится.

Мы предлагаем такой план книги пророка Аввакума:

I. Диалог

Вопрос Аввакума: Почему? 1:1-4

Ответ Бога 1:5-11

Новые вопросы Аввакума 1:12-2:1

Господь отвечает 2:2-20

II. Молитва Аввакума — хвалебный псалом(Существуют спорные мнения о том, что глава 3 — вставка другого автора. Кстати, и в свитках Мертвого моря комментарий дается только к первым двум главам. Однако У. Ф. Олбрайт считает всю книгу «в основном, трудом одного автора».) 3:1-19

Просьба о милости и спасении 3:1-15

Вера и радость о Господе 3:16-19

Аввакум обеспокоен злом, царящим среди его современников. Царит несправедливость, насилие и грабеж продолжаются. Закон потерял силу. Обо всем этом пророк с нетерпением умоляет Бога, но перемен нет. Как долго будет Бог пренебрегать его молитвой и терпеть такое зло?

Следует ответ от Бога, что Он поднимет халдеев, народ жестокий и необузданный, страшный и грозный, желающий завладеть не принадлежащими ему землями, разрушить крепости и сместить царей. Бог поднимает этих яростных завоевателей, чтобы совершить суд над Иудеей (1:5-11).

Пользуется ли Бог нечестивыми для наказания неверных в Иудее? Разве виновные в Его народе, даже самые отъявленные, не лучше идолопоклонников Вавилона? Аввакум недоумевает и вопрошает: неужели святой и праведный Бог может попустить халдеям совершать суд, позволит нечестивому (то есть язычнику) поглощать «того, кто праведнее его», то есть иудеев? Аввакум с нетерпением ожидает ответа (1:12—2:1).

Бог говорит пророку, чтобы тот записал свое откровение. Это слово Божье настолько многозначительно, что его нужно сохранить на будущее, дабы всякий читающий знал, что это непременно исполнится. В нем выражен простой, но глубокий принцип: праведный своей верой жив будет. Притеснителей же, напротив, постигнет бедствие.

Господь отвечает на жалобы Аввакума (1:12—2:1). Да, вавилоняне «надменны» и «ненасытны, как смерть», они уводят все народы в плен (2:4-5). Господь противопоставляет им праведных (ср. Пс. 31:10-11). Нечестивые осуждены, а праведные будут жить верою.

«Насмешливая песнь» (2:6-20) еще раз подчеркивает, что это окончательный суд. Первые четыре ее абзаца начинаются каждый со слова «горе»; в них перечислены обвинения в адрес вавилонян. Они виновны в насилии и грабеже (6-8), стремлении устроиться безопасно за чужой счет (9-11), несправедливости (12-14), коварстве и бесчеловечности (15-17). Последний абзац — обличение идолопоклонников, уповающих на сделанный человеком предмет, безжизненный и не способный говорить. Горе тому, кто обращается к идолам! Этому безумию противопоставлена надежда на Господа, который пребывает «во святом храме Своем».

Одно лишь упоминание о присутствии Божьем в этом контексте означает неизбежный суд, не только над вавилонянами, но и над всеми, кто отвергает Бога. Потому и звучит призыв повиноваться Господу: «…да молчит вся земля пред лицем Его!»

Заключительный псалом Аввакума — молитва о милости. Он вспоминает о великих делах, которые Бог сотворил, и просит Его во гневе вспомнить о милости. Аввакум умоляет Бога еще раз явить Свои могущественные дела. Бог прежде являл Свою славу, когда спасал народ Свой, когда вел их через пустыню и утверждал на обетованной земле. Аввакум готов претерпеть все трудности, ибо тот же завет обещает опустошительные нашествия в наказание за отступничество и Божью милость и окончательное восстановление (ср. Втор. 30:1-10). Даже если поля и сады будут опустошены и не дадут плода, и пропадет весь скот, он и тогда будет радоваться о Господе спасения своего. Богословие Аввакума равно подходит для его и для нашего времени — только живая вера, упование на Бога дает силу смотреть в глаза неопределенному будущему, нерешенным глобальным проблемам современности