Урок 6. Литературный анализ пророческих книг

Многие из моих друзей стараются перечитывать Библию каждый год. Но нередко я слышу от них: «Ричард, открываю ветхозаветных пророков, и мне кажется, что я заблудился в огромном густом лесу. Так случается со многими из нас. Мы как-будто знаем пророков, но вскоре оказывается, что мы лишь бесцельно блуждали по незнакомой местности.

Что ж, в этом уроке мы ближе познакомимся с ландшафтом Ветхого Завета. Итак, этот урок называется: «литературный анализ пророческих книг». Основное внимание мы уделим трем литературным жанрам, которые встречаются в книгах ветхозаветных пророков. 1) исторические повествования (истории о событиях из жизни самих пророков). 2) общение с Богом (молитвы и славословия, с которыми они обращались к Богу. 3) общение с народом (речи пророков, адресованные людям). Разобравшись, как разные литературные жанры представлены в пророческих книгах, мы получим карту, которая укажет нам путь к сокровищам, приготовленным для нас в этой части Писания.

Сначала обратимся к историческим повествованиям. Интересные истории любят все. Именно поэтому мы читаем книги и смотрим хорошие фильмы. Истории не просто сообщают нам информацию, они будят воображение и удивительным образом изменяют нас. В Библии, мы знаем, немало историй или повествований. Но обычно мы ищем их только в таких книгах как Бытие, Исход или Числа. Но нужно понять, что истории есть и в пророческих книгах тоже.

Исторические повествования создают основной ландшафт нескольких пророческих книг Ветхого Завета. И на первом месте среди них стоит книга пророка Ионы. От начала и до конца она представляет собой историю Ионы и его служения в ассирийской столице Ниневии. Значительную часть книги Даниила тоже составляют повествования. Его видения и пророчества заключены в рамки определенных исторических событий. В книгах Иеремии и Иезекииля целые главы написаны в виде рассказа об исторических событиях. В большей или меньшей степени такие истории встречаются и в книгах Осии, Амоса и Исайи. Читая ветхозаветных пророков, нужно внимательно их отыскивать. Они составляют важную часть многих книг.

Роль повествований в книгах пророков станет яснее, когда мы рассмотрим два вопроса: во-первых, виды таких рассказов; а во-вторых: их содержание. Давайте сначала исследуем виды историй, которые встречаются в пророческих книгах. Ветхозаветные пророчества содержат, главным образом, два вида историй: биографические и автобиографические. Как поясняют сами названия, биографии – это истории из жизни, рассказанные от третьего лица. Автобиографии – истории, рассказанные от лица самого героя.

Иногда истории биографического и автобиографического характера встречаются в одной и той же книге. Например, первые шесть глав пророка Даниила рассказывают о некоторых событиях из его жизни, однако от третьего лица. Из первой главы мы узнаем о том, как Даниил учился в Вавилоне. Из второй главы — о сне Навуходоносора и о том, как Даниил истолковал этот сон об истукане. Глава третья – это знаменитая история о печи огненной, а четвертая – рассказывает о сне Навуходоносора о дереве и о толковании этого сна. Далее, в главе пятой говорится об известном пире Валтасара, когда ему явилась пищущая по стене рука. А глава шестая повествует о Данииле во рве со львами. Все эти главы имеют форму биографии. Они написаны от третьего лица в форме повествования о ветхозаветном пророке Данииле.

Первые шесть глав Даниила носят характер биографии. Однако главы с седьмой по двенадцатую уже приобретают вид автобиографии. Каждый раздел открывается кратким вступлением, но основную часть материала составляют истории, написанные от первого лица. Сам Даниил повествует о событиях своей жизни. Глава седьмая содержит видение пророка о четырех зверях. В главе восьмой он описывает видение о баране и козле. Глава девятая содержит автобиографический рассказ о молитве пророка за возвращение переселенцев на свою землю. А главы с десятой по двенадцатую составляет описанное самим Даниилом видение будущего, которое уготовано народу Божьему.

В ветхозаветных пророчествах мы найдем множество биографий и автобиографий. И нам следует всегда помнить о жанрах, которые пророки использовали в своих книгах. Они избрали повествования, чтобы в непрямой форме преподать нам урок. Не замечая различных жанров, мы упустим предназначенные для нас важные уроки.

Итак, нам известно, что исторические повествования составляют неотъемлемую часть пророческих книг. Теперь перейдем к следующему вопросу: «Какого содержания эти истории?» Все их можно разделить на четыре тематические группы: 1) призвание пророка; 2) его символические действия; 3) пророческие видения; 4) исторические обстоятельства его служения.

Призвание пророка – это история о том, как Бог возложил на него обязанности своего представителя. Подобные повествования встречаются в нескольких ключевых отрывках. Например, пророк Исайя рассказывает о своем призвании в главе шестой. Иеремия в первой главе своей книги описывает, как Господь поставил его быть Своим представителем в Завете и наблюдать за его исполнением. Иезекииль в главе второй также говорит о том, как Бог призвал его на особое служение. В каждом из этих отрывков мы находим повествование или историю о смирении пророков перед Богом и о том, как они убедились в том, что Бог призывает их на служение.

Истории о призвании должны были уверить читателей или доказать им, что Сам Бог призвал пророка исполнять Его волю. И это было важно, потому что пророки нередко проповедовали истины неприятные и непопулярные. Нельзя забывать, что истории о призвании удостоверяли подлинность призвания пророка. Из уст ветхозаветных пророков мы тоже услышим немало того, что нам не понравится и не захочется принимать. Но давайте помнить, что Сам Бог поставил пророков служить Ему.

В своих историях пророки рассказывают также о символических действиях. Бог нередко поручал своим представителям выполнять определенные действия, которые в их служении приобретали символический смысл. Например, Иеремия в главе тринадцатой рассказывает, как Бог велел пророку сгноить в земле льняной пояс, чтобы показать жителям Иудеи их духовное состояние. В главе девятнадцатой пророк Иеремия купил глиняный кувшин и разбил его в присутствии вождей. Эти он возвестил им судьбу Иудеи. А в главе тридцать второй Бог указал пророку по всем правилам купить участок земли в знак того, что Господь вернет свой народ на его землю.

Это лишь небольшая часть примеров символических действий, которыми полны книги пророков. Их совершали Осия, Иезекииль и другие пророки Ветхого Завета, чтобы люди своими глазами видели то, что Бог возвещал устами пророков. Читая эти истории, мы тоже яснее представляем, что Господь говорил через пророков.

В пророческих книгах встречаются рассказы о призвании пророков, об их символических действиях, а также третий вид исторического повествования – рассказы о видениях. Это отрывки, в которых пророки описывают свои встречи с Богом. Ряд очень важных видений содержит книга Амоса, главы седьмая, восьмая и девятая. Сначала Бог показывает Амосу стаю саранчи, которая надвигается на северный Израиль. В ответ на это видение пророк возопил в молитве к Богу – глава 7я, стих 2й: «Господи Боже! Пощади; как устоит Иаков?! Он очень мал». Амос сознавал, что даже остаток народа Божьего не переживет такое ужасное нашествие саранчи. Третий стих говорит, что Бог сжалился и не стал посылать саранчу. Далее в главе 7, стихи 4-6 Бог открыл Амосу, как Он готовит огонь (или засуху), чтобы покарать северный Израиль. В ответ пророк снова взмолился — глава 7я, стих 5: «Господи Боже! Остановись; как устоит Иаков? он очень мал». Бог и на этот раз пожалел Израиль, говорит стих шестой. Третье видение описано в главе 7й, стихи 7-9. На этот раз Амос видел Бога, стоящего у стены со свинцовым отвесом в руках. Он измерял кривизну стены, чтобы узнать, не пора ли ее разрушить. Отвес был символом того, что Бог судит каждого человека в народе Божьем и карает лишь тех, кто взбунтовался против Него. Амос ничего не ответит на это видение. Он знал, что верный остаток спасется.

Пророческие книги полны видений подобного рода. Вспомните первую главу Иезекииля, где он описывает величественную колесницу — престол Божий. Вспомните видения Даниила. Подобные описания свидетельствуют о небесном происхождении пророческого слова.

Но пророки описывали не только историю своего призвания, символические действия и видения. Они рассказывали читателям и об исторических обстоятельствах своего служения. Такие рассказы встречаются в пророческих книгах повсюду. Важный пример содержит седьмая и восьмая главы Исайи, где говорится об исторических обстоятельствах известного предсказания. В стихе 14м главы 7й мы читаем: «се, Дева во чреве примет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил». Христиане нередко уделяют очень мало внимания рассказу, частью которого является этот стих. Это именно седьмая и восьмая главы пророчества Исайи, повествующие об исторических обстоятельствах этого предсказания.

В главе седьмой, стихи 1 и 2, мы узнаем, что пророк пришел к царю Ахазу в то время, когда он был напуган угрозами Сирии и Северного Израиля. Эти страны принуждали его вступить в военный союз, чтобы противостать Ассирийской империи.

Итак, стихи с третьего по одиннадцатый главы 7й говорят, что Исайя принес Ахазу слово предостережения. Он велел ему доверить свое избавление Яхве и не бояться угрозы соседей. Но из стиха одиннадцатого мы узнаем, что Ахаз отказался довериться Богу. И далее стихи с 13го главы 7й по 18й главы 8й повествуют о том, как Исайя упрекал Ахаза и возвестил ему, что Бог покарает Иудею рукою Ассирийцев.

Историческое повествование сообщает нам обстоятельства, в которых Исайя изрек свое пророчество. И понять его правильно мы способны лишь в том случае, когда сопоставляем само пророчество с его историческим контекстом.

Всякий раз, когда в книге ветхозаветного пророка нам встречается история, нужно спросить себя: это история о его призвании? Или описание его символических действий? Или это видение пророка? Или же просто рассказ об исторических обстоятельствах его служения? Отвечая на эти вопросы, мы сможем понять отрывки, смысл которых иначе остался бы неясен.

Итак, нам известно, что пророки использовали в своих книгах повествования. А теперь обратимся к другому виду пророческих текстов – общение с Богом. Ветхозаветные пророки любили Господа, и жизнь их была полна молитвы. Но, как мы помним, они любили и Его Слово — Писания, и учились молиться по Писанию. Мы далее увидим, что пророки ветхого завета обращались к Богу словами Псалмопевца. В их книгах можно найти весь спектр молитвенных текстов.

Упрощая свою задачу, мы рассмотрим две крайних точки молитвенного спектра в пророческих книгах. Сначала мы поговорим о 1) молитвах плача, а затем о 2) молитвах хвалы. Обращаясь к Богу, пророки раскрывали Ему свои сердца в печали и радости.

Давайте сначала посмотрим, как пророки изъясняли Богу свои чувства в молитвах плача.

К сожалению, многие христиане в наше время совершенно незнакомы с этим видом молитвы, в то время как подавляющие большинство молитв книги Псалмов и в Книгах пророков являются именно молитвами плача. Молитвы плача — это молитвы, в которыех верующие изливают перед Господом свою печаль и боль и непонимание. Сегодняшние христиане думают, что подобные молитвы неуместны. Однако, читая пророков, мы убеждаемся, что молитвы плача составляют значительную грань общения с Богом.

Пророки приносили в молитве к Богу все свои заботы, печали и разочарование.

Молитвы плача встречаются в большинстве пророческих книг. Книга Иеремии, Плач Иеремии и книга Аввакума наиболее известны примерами молитвы плача, но такого рода молитвы встречаются и в других пророческих книгах. В сущности, только в книге Аггея нет ни одного отрывка, подобного молитве плача. Поскольку молитвы плача столь часто встречаются в пророческих книгах, это показывает их значительное место в служении пророков.

Пророки возлагали свои заботы на Господа в молитве плача, поскольку им приходилось переживать худшие времена в истории народа Божьего. Но чтобы понять место молитвы плача в пророческих книгах, нужно знать, о чем скорбели пророки… Обычно в своих молитвах они оплакивали грехи Божьего народа и суд Божий за их грехи. Одни из лучших примеров молитвы плача мы найдем в книге Аввакума. Этот пророк служил непосредственно перед Вавилонским нашествием и в период господства Вавилона над Иудеей. Поэтому он обратился к Богу с двумя проблемами: С одной стороны – глава первая стихи 2-4 — он оплакивал грехи Израиля против Бога. А с другой стороны – стихи 12-21 — страшное наказание Божье рукою Вавилона.

Давайте начнем с первой темы плача: молитва о грехах народа Божьего. В первых стихах своей книги Аввакум размышляет о грехах своего народа и обращается к Богу: . В стихе втором, главы первой мы читаем следующие слова: «Доколе Господи, я буду взывать, — и Ты не услышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, — и Ты не спасешь». Аввакум был огорчен тем, что Бог не слышит его молитвы о духовном разложении в Иудее. Как и многие другие пророки, он особенно глубоко чувствовал царившую в стране вопиющую несправедливость. Мы читаем в стихе 4м, первой главы «…закон потерял силу, суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный».

Аввакум горевал, что Бог не осудил грехи своего народа. Он чувствовал себя беспомощным и бесполезным. Эта вступительная молитва Аввакума служит примером того, как пророки изливали перед Богом свое сердце. Сознавая боль и страдание своего народа, они не могли не обращаться к Нему и призывали всех присоединиться к этой мольбе.

Итак, Аввакум просил Бога наказать нечестивых жителей Иудеи за их грехи. И далее стихи с пятого по одиннадцатый, главы первой, рассказывают нам, как Бог ответил пророку обещанием вскоре покарать их. В стихе 6 Господь говорит: «И вот, Я подниму Халдеев, народ жестокий и не обузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть, не принадлежащими ему селениями».

В ответ на молитвенный плач пророка Бог обещал осудить неправедных. И Он исполнил свое обещание Аввакуму. Он послал нечестивым наказание согласно своему завету. Иудея попала под власть халдеев (вавилонян), которые причинили ее жителям много зла.

Когда же Бог произвел Свой суд, Аввакум вновь взмолился – и теперь это второй тип молитвы плача в Ветхом Завете: плач о Божьем наказании. Послушайте, как пророк оплакивает страдания Иудеи под гнетом вавилонян — глава 1я стих 13. «Чистым очам Твоим несвойственно глядеть на злодеяния и смотреть на притеснения ты не можешь. Для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его? …» Пророк знал, что народ Божий виновен в вопиющих грехах, однако теперь он понял, что грехи вавилонян еще страшнее. Боль и страдание народа под властью угнетателей заставили Аввакума в глубокой печали и плаче взывать к Богу. В ответ Бог возвестил пророку, что наступит день, и Он покарает Вавилонян за их жестокость – стих восьмой, глава вторая — «Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы…» Плач Аввакума о несчастьях своего народа достиг небесного престола. И Бог не оставил его без ответа.

Во всех пророческих книгах мы находим молитвы плача, в которых слуги Божьи изливали перед Господом свои печали. Иногда среди плачей встречаются молитвы о наказании языческих народов, враждовавших против народа Божьего. Но большей частью пророки сокрушались о грехах своего народа и молились, чтобы люди осознали их тяжесть и покаялись.

Молитвы плача — один из видов общения пророков с Богом. Сейчас мы обратимся ко второму типу пророческой молитвы — славословию. Эту форму молитвы часто использовали Псалмопевцы, обращаясь к Богу. В молитвах хвалы благодарили Бога и пророки. Большей частью они славили Его за благословения завета. Когда Господь открывал им, какие блага Он приготовил своему народу, пророки чтили Его хвалебным гимном. Такие славословия встречаются во многих пророческих книгах. Молитва хвалы была важным аспектом их служения. А теперь снова обратимся к пророку Аввакуму и рассмотрим молитву хвалы, которая находится в конце его книги.

Как нам известно, книга Аввакума большей частью представляет собой пророческий плач. Но в последней главе он переходит от плача к славословию. В ответ на обещание Бога наказать вавилонян за их жестокость к Божьему народу, Аввакум возносит Господу замечательную хвалебную молитву. О чем говорит в ней пророк? В славословиях возникают главным образом две темы. Пророки хвалят Бога за Его праведные суды и за Его благословения. Именно эти две темы мы и находим в третьей главе книги Аввакума.

Пророк произносит следующие слова – глава третья, стихи 11-12 — : «Солнце и луна остановились на месте своем при виде летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих. Во гневе шествуешь ты по земле и в негодовании попираешь народы». Пророк славит Бога за Его могущество наказать и уничтожить народы судом своим.

Тема хвалы за суд или наказание не раз встречается в пророческих книгах. Вот как славит Бога пророк Исаия — глава 40я стих 22й: «Он есть тот, который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча перед Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для житья. Он обращает князей в нечто, делает чем-то пустым судей земли».

Когда мы встречаем отрывки, в которых пророки славят Бога за Его суды, нам это кажется странным. Нынешние христиане считают, что хвалить Бога нужно только за его благословения. Но реальность не такова. В этом мире народ Божий подвергается преследованиям. Поэтому, когда Бог карает гонителей своего народа, нам следует Его благодарить. Пророки сознавали взаимосвязь между Божьим наказанием и благословением народа и восхваляли праведный суд Божий.

А теперь рассмотрим вторую тему хвалебных молитв. Пророки славили Бога не только за Его суды, но и за щедрые благословения. Например в стихах 12м-13м главы третьей Аввакум говорит: «Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы; Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего». Пророк предвидел тот день, когда Бог накажет неправедных и этим избавит Израиля и восстановит дом Давидов. Поэтому он не только славит Бога за Его суды, но и благодарит за благословения своему народу.

Подобные молитвы мы находим и у пророка Исайи. В стихе 24м, 44й главы читаем слова Бога: «Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матери твоей: Я – Господь, который сотворил все, один распростер небеса и своею силою разостлал землю…» Далее стих 26: «…который говорит Иерусалиму: «ты будешь, населен» и городам Иудиным: «вы будете, построены, и развалины его Я восстановлю». Пророки возносили к Богу не только молиты плача и печали, но и прославляли Его великие суды и благословения. Эти отрывки свидетельствуют о радости, которую они испытывали перед лицом Божьим. Они вдохновляют и ободряют тех, кто их слышал и читал их книги. Они призывают и нас славить Господа вместе с пророками.

В этом уроке мы говорили, что книги пророков содержат исторические повествования и примеры общения пророков Богом в молитве. А теперь обратимся к третьему жанру Ветхозаветных книг – общение пророков с народом. Исторические повествования и молитвы, которые пророки включали в свои книги, конечно важны. Однако не в этом заключалась главная цель пророческого служения. Бог призвал пророков служить его посланцами, нести Его слово к царям и народу заветного сообщества. Именно поэтому большая часть их писаний – это послания Бога к народу Божьему. Давайте обратимся теперь к этому жанру писаний.

Мы разделим речи пророков к народу на три категории: послания осуждения, обещания благословений; и речи смешанного типа, в которых присутствуют обе названные категории. Сначала посмотрим, как ветхозаветные пророки объявляли заветному народу суд.

Недавние исследования пророческих книг в сравнении с литературой других культур показали, что в своих речах пророки использовали обычные формы или модели тех времен. Эти речевые модели были гибкими, разные люди могли приспособить их к различным ситуациям. Но для объявления заветного наказания использовались главным образом три вида речевых моделей – предсказание суда, весть о бедствии, и судебный процесс.

Сначала рассмотрим предсказание суда. Это самая простая речевая модель в ветхозаветных пророчествах. Обычные составляющие такой речи это: во-первых, обвинение, в котором пророк называет грехи народа, и во-вторых, приговор, когда он возвещает какое именно заветное наказание их постигнет. Иногда эти две составляющие следуют в обратном порядке. А иногда пророк использует их по нескольку раз подряд. В некоторых случаях, пророк, провозглашая суд, называет лишь обвинение или только приговор. Но большей частью пророки использовали полную модель, в которой есть и обвинение, и приговор. Например, пророк Амос в главе 4й стихи 1-3й возвещает суд над богатыми развращенными жительницами Самарии. Он начинает свое обвинение такими словами: «Слушайте слово сие, телицы вассанские, которые на горе Самарийской, вы, притесняющие бедных, угнетающие нищих, говорящие господам своим: подавай, и мы будем пить». Мы видим, что пророк обвиняет Самарянок в том, что они притесняют бедных жителей северного Израиля. Они не помогают нищим, а лишь требуют от своих мужей удовольствий праздной жизни.

В стихах 2м и 3м главы 4й Амос объявляет Божье обвинение, тем кто не исполняет заветных обязанностей. Пророк использует форму пророчества о суде: «Клялся Господь Бог Святостью своею, что вот, придут на вас дни, когда повлекут вас крюками, и остальных ваших ударами. И сквозь проломы стен выйдите, каждая, как случится, и бросите все убранство чертогов, говорит Господь». Одним словом, Амос предсказал, что Самария будет разрушена, и этих богатых женщи уведут в плен.

Возвещая народу заветные проклятия, пророки использовали не только форму послания о суде. Нередко это было и предсказание бедствий. Предсказания бедствий очень похожи на судебное обвинение, поскольку в них обычно есть обвинение, за которым следует приговор. Основное отличие их в том, что они всегда начинаюся словом «горе». Один из примеров предсказания бедствий мы находим в книге Исайи, главе 5й стихи 8-10. Пророк предупреждает богатых, которые разоряют бедняков, скупая все земельные участки. Он предсказывает им «бедствие». «Горе вам…», — этими словами начинается стих 8м. Пророк принес не долгожданное слово благословения, а проклятие. Он возвещает бедствие, и далее идет обвинение. «…прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле». Нужно помнить, что во дни Моисея Бог установил, что каждая семья будет иметь постоянное наследие. Однако, во времена Исаии богатые жители Иудеи нарушили это заветное установление, скупая земельные участки у бедных. Поэтому в главе 5й, стихи 9-10, Исаия объявляет приговор нарушителям завета. «В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные дома эти будут пусты, большие и красивые без жителей; десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу». Здесь, как и во многих других пророчествах, наказание соответствует преступлению. Богатые стремились упрочить свое преимущественное положение, накапливая собственность. Однако по Божьей воле их усилия будут тщетны.

Подобные предсказания бедствий встречаются во всех пророческих книгах. Но пророки возвещали заветные проклятия не только объявляя суд и горе. Иногда их послание осуждения выглядит как судебный процесс. Эта речевая модель связана с еврейским словом «рив.» Обычно это слово означает «сражаться, бороться». Но в книгах пророков оно обрело особый смысл и подразумевает судебную тяжбу. Это юридический термин, который означает судебный процесс в небесном суде Яхве, Великого Царя.

Нам уже известно, что пророки нередко получали откровения о небесном и много раз небесный двор Божий становился залом суда. Вот откуда у пророков юридические термины. Они видят в Боге и обвинителя и судью. Против обвиняемого — Израильского народа — Сам Господь выдвигает обвинение и у Него есть свидетели. Обычно пророки не описывали судебный процесс полностью. Но в сокращенной форме мы нередко встречаем его в пророческих книгах.

Рив или судебный процесс может включать в себя несколько элементов. Во-первых, как и в обычном суде, это повестка в суд и свидетели. Затем слово Бога том, как благ Он был к обвиняемому. Часто за этим следует ответная речь народа. Иногда от имени народа отвечает сам пророк. Далее звучит обвинение, и вслед за ним приговор. Один из лучших примеров судебного процесса мы находим в книге Михея глава 6я, стихи с 1го по-16й. Первый стих звучит как вызов в суд. «Слушайте, что говорит Господь: встань, судись перед горами, и холмы да слышат голос твой».

Во втором стихе призываются свидетели: «Слушайте, горы, суд Господень, и вы, твердые основы земли…». Обратившись к свидетелям, далее Бог напоминает народу о Своей милости — стих третий: «Народ Мой! Что сделал Я тебе и чем отягощал тебя, отвечай мне». Пророк Михей смиренно отвечает Богу от имени народа — стихи 6-8: «С чем предстать мне перед Господом и преклониться мне перед Богом небесным?». Признавая вину народа, Михей заключает в 8 –ом стихе. «О, человек! Сказано тебе, что – добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия, и смиренномудрено ходить перед Богом твоим». Вслед за ответом пророка, идет обвинение — стихи с 10-го по 12-ый, — и приговор — стихи с 13-го по 16-тый. В пророческих книгах судебные процессы, подобные этому, показывают, как Господь обвинял Свою народ в неверности и грозил им наказанием.

Однако пророки возвещали не только суд Божий. Они предрекали и благословения, которые Господь приготовил народу. Большей частью они называли два вида благословений: во-первых, осуждение врагов Израиля. И во-вторых, благословение непосредственно народу Божьему.

Давайте сначала рассмотрим, каким образом наказание врагов становится благословением для Израиля. В ходе истории Божий народ постоянно страдал от набегов захватчиков. И для израильтян было благословением знать, что Бог не оставит их врагов без наказания. Это ободряло их и давало надежду. Поэтому в пророческих книгах мы встречаем предсказания кары, горя и судебные процессы против язычников. Например, пророк Наум провозглашает бедствие столице Ассирии: «Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство!»

Пророческие послания о наказаниях, бедствиях и судебные процессы против языческих народов имели двустороннюю цель. Пророки объявляли, что Бог уничтожит врагов Израиля, и ободряли народ этой вестью об избавлении от Господа.

Но пророки говорили не только о суде на врагов Божьего народа. Они несли послание надежды и слово о благословениях.

Весть о благословениях не имеет жесткой формы, однако следует определенной общей модели. Вначале идет вступительное слово. Далее — причина благословения. А затем — само благословение. Например, пророк Иеремия объявил благословение сыновьям Рехава. В первой части стиха 18го мы находим вступительное слово: «Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев». Затем в последней части стиха 18го названа причина: «…вы послушались завещания Ионадава, отца вашего, и храните все заповеди его и во всем поступаете, как он завещал вам». Само благословение — в стихе 19м: «не отнимется у Ионадава, сына Рехавова, муж, предстоящий пред лицом Моим во все дни».

Еще одно известное благословение находится в главе 32й, стихи с 31го по 34й. Сначала Бог возвещает благословение – стихи 31 – 33. Мы читаем: «Вот наступают дни, “ говорит Господь, когда я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет». Пророк объявляет благословение нового завета, предсказывает возвращение Израиля из плена. Затем в стихе 34м мы читаем о причине благословения. «…потому что я прощу беззакония их, и грехов их уже не вспомяну более». Основой новозаветного благословения стала Божья благодать и милосердие.

Итак, объявляя заветные наказания и благословения, пророки следовали определенным речевым моделям. Но в пророческих книгах нередко встречаются и так называемые «смешанные» предсказания. Они имеют различные формы, поэтому мы затронем лишь некоторые из них.

Во-первых, можно назвать послания осуждения/избавления. В них одновременно возвещается суд одной стороне и благословение другой. Хорошим примером такого двустороннего предсказания служит глава 57я, стихи 14-21, книги Исайи. Пророк провозглашает суд нечестивым и спасение праведным.

Кроме того, призывая народ к покаянию, пророки часто предостерегали о наказании и обещали благословение тем, кто раскается. Пример такого послания мы находим в книге Исайи, глава 55я, стихи с 6го по 13тый, где пророк увещевает народ Божий оставить пути зла.

Иногда пророки призывают своих слушателей к войне. И вновь подчеркнем, что эти послания имеют двусторонний характер, поскольку в них упоминается либо о победе, либо о поражении. Например, в книге Исайи — глава 5я, стихи с 8го по11й, — пророк возвещает народу поражение и суд Божий.

Еще один пример смешанного предсказания – пророческий спор. Пророки вступали с другими пророками в спор или беседу. Например, в книге Михея, глава 2я, стихи с 6го по 11й, пророк в форме дискуссии опровергает взгляды лжеучителей. Используя речевую модель спора, пророки также возвещали грядущий суд или благословение.

И, наконец, смешанные предсказания могут иметь форму притчи. В таких притчах пророки могли объявлять Божью милость к народу или Его предостережение нечестивым. Впечатляющий пример пророческой притчи содержит книга Исайи, глава 5я, стихи с 1го по 7й. Это известная притча о винограднике.

В пророческих книгах мы находим множество смешанных предсказаний, однако в любом случае они служат для того, чтобы возвестить благословения или проклятия завета.

Итак, нам известно, что пророческие книги содержат разнообразные речевые модели. Пророки составляли исторические повествования и уделяли много времени общению с Богом, а также несли Его слово народу. Трудно переоценить, насколько важно нам понимать и знать различные жанры, которые встречаются в пророческих книгах. Нередко, читая пророков, мы теряемся и чувствуем беспомощность из-за того, что не осознаем, какой род материала перед нами. Следует всегда помнить, что в пророческих книгах мы находим исторические повествования, модели общения пророков с Богом и общения с людьми. Это поможет нам далеко продвинуться в понимании изначального смысла пророческих книг и того, как прилагать их послания к современности.