Поиск мудрости (глава 28)

Где найти мудрость?

После того как Иов и его друзья провозгласили свои речи, наступила пауза. Сказано было многое. Тем не менее никто не смог переубедить противоположную сторону. Напротив, все только ожесточились. У каждого было собственное мнение относительно вопроса Божьего провидения, действие которого так неожиданно прервало счастье Иова. Поэтому во всех речах прослеживается один вопрос: где же та мудрость, которая может объяснить причины ужасных событий в жизни Иова? Поэтому в данной главе рефреном звучат слова: «Где премудрость обретается? Откуда же она исходит?» (Иова 28:12, 20).

Друзья Иова считали себя очень мудрыми людьми. Им казалось совершенно очевидным то, почему Бог поступил с Иовом таким образом. Они выдвинули логические доводы, густо сдобренные прямолинейной житейской мудростью. Иов, по их мнению, вел себя крайне странно, был слабым и неубедительным. Он не мог объяснить причины своего ужасающего положения. Он не мог сказать ничего разумного по данному вопросу. Он ничего не знал.

Примечательно, что Иов ни разу не взывает к мудрости. Он даже недолюбливал мудрость, так как в его случае она была бесполезна. Когда друзья Иова хвастались своей проницательностью, он язвительно ответил им: «Подлинно, [только] вы люди, и с вами умрет мудрость!» (Иова 12:2). А немного позднее он сказал: «О, если бы вы только молчали! это было бы [вменено] вам в мудрость» (Иова 13:5).

В глазах Иова Божье провидение было окутано непроницаемой тайной. Он совершенно не понимал его. С сарказмом Иов сказал своему другу Вилдаду: «Какой совет подал ты немудрому, и как во всей полноте объяснил дело!» (Иова 26:3).

Он сравнил свое прошлое благополучие с уютным и безопасным гнездом, которое во время ночной бури было беспощадно уничтожено. Разве люди не похожи на осенние листья, безвольно носимые ветром? Иногда их несет в ту сторону, куда они хотят, но зачастую все как раз наоборот. Тем не менее мы хотим признать, что Божье провидение справедливо и мудро. Но как нам обрести мудрость, которая поможет нам понять мотивы Божьего провидения? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо отправиться в удивительное путешествие.

Где эту мудрость найти нельзя

Люди все исследуют и проникают в наиболее недоступные места, в которых сокрыты сокровища. Возвышенным поэтическим языком в данной главе описываются впечатляющие результаты работы в недрах земли. Мы видим, как одни люди просеивают через сито золотоносный песок, отделяя от него песчинки золота. Другие занимаются добычей железа, серебра или выплавляют в огненной печи медь из медьсодержащей руды. Чтобы добыть эти ископаемые, люди не останавливаются ни перед чем, пробивая шурф в земной коре и продвигаясь сначала вертикально вниз, а затем горизонтально в разных направлениях. «[Человек] полагает предел тьме…» (Иова 28:3). То есть в отверстые недра земли проникает дневной свет и масляные светильники людей разгоняют тьму в подземных проходах.

В данной главе описывается, как рудокоп висит на веревке, не имея опоры для ног своих. Что он ищет? В недрах земли он прокапывает проход и, выражаясь поэтическим языком, «с корнем опрокидывает горы» (Иова 28:9).

Но зачем? Ведь это так опасно: проход может быть затоплен водой из неизвестного подземного источника. Но человек знает, как остановить «течение потоков» (Иова 28:11).

Зачем все это нужно человеку? С восхищением поэт восклицает: «Земля, на которой вырастает хлеб, внутри изрыта как бы огнем» (Иова 28:5). Каждый знает, что земля дарует хлеб. Поэтому всем хорошо знаком образ крестьянина, который занимается севом и сбором пшеницы. Но зачем человеку проникать в недра земли, таящие опасность для его жизни?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо увидеть результаты этой покрытой ореолом таинственности работы: железо и медь, серебро и золото, драгоценные камни. Человек, только человек знает, как найти путь к величайшим сокровищам. Даже коршун, обладая таким острым зрением, не знает об этом пути. Даже такой могучий хищник, как лев, обладая такими потрясающими способностями и инстинктом, не способен найти его. Только человек знает, как найти эти сокровища.

Поэт, по всей видимости, отлично знал о новейших разработках (в области рудного дела) и с восхищением отзывался о них. Он знал толк в алмазах и других драгоценных камнях и понимал их ценность. Но одну драгоценность во время своего успешного поиска он так и не нашел: где же найти мудрость, которая объяснит смысл нашего существования?

Если бы Иов изучил все книги человеческой мудрости, он все равно из них не узнал бы, почему должен так страдать.

В наши дни ничего не изменилось. Великие открытия были сделаны в последнее время. Следует признать, что мир Иова по сравнению с нашим современным миром был примитивен. Но в одной области не произошло никаких изменений: так никто и не смог ответить на вопрос, почему люди, которые настолько любят Бога, должны страдать. Премудрость так и не была найдена.

Во времена Иова бездна говорила: «Не во мне она»; и море говорило: «Не у меня» (Иова 28:14). С тех пор глубины морские раскрыли множество своих тайн, однако люди так и не нашли в них мудрости. Даже смерть – но тогда мы уже выходим за пределы человеческого существования, – даже смерть лишь краем уха слышала о мудрости (Иова 28:22), она не может умудрить нас.

Люди знают о многом. Они раскрыли многие тайны. С помощью компьютеров люди способны многое высчитать и предугадать, но так никто и не может сказать, почему наша жизнь должна быть омрачена горем и почему не может быть иначе. Поэтому не утрачивает своей актуальности вопрос: мудрость – откуда исходит она и где обитает?

Только Бог знает, где обитает мудрость

Ни один смертный не знает пути к мудрости, которая способна объяснить причину наших несчастий. Только Бог (и в данном тексте делается ударение именно на слове «Бог») знает, где обитает мудрость («Бог знает путь ее, и Он ведает место ее», Иова 28:23).

Это не значит, что мудрость представляет собой некую самостоятельную, независимую от Бога силу, к которой Ему необходимо обращаться. Бог находит всю полноту мудрости в Самом Себе! Таким образом, совершенная мудрость – исключительная прерогатива Бога. Поэтому только Бог знает ее, образно говоря, местопребывание.

Тем не менее мудрость не сокрыта целиком и полностью. Мы видим ее проявление в окружающем мире (Иова 28:25, 26). Несмотря на последствия греха, творение представляет собой образ (выражение) Божьей мудрости. Мироздание – невообразимо сложный механизм, которому тысячи лет. И тем не менее он всегда работает безукоризненно.

Обратите внимание на такие природные явления, как ветер и дождь. Как в прошлом, так и в настоящем дуют ветры и идет дождь. Сотни лет назад Бог призвал ветер и дождь к служению. И они не нуждаются в замене или «настройке». В отличие от человеческих изобретений (таких, например, как газовый фонарь), ветер и дождь не исчезнут как нечто устаревшее, но будут существовать, доколе существует этот мир. Нет необходимости замещать их чем-то лучшим.

Эти явления показывают, насколько велика мудрость Творца. Сотворив ветер и дождь, Он тем самым «явил» Свою мудрость (Иова 28:27). Он знает все. Он невообразимо мудр. По этой причине мы можем быть спокойны. Ведь все, что Бог делает – в том числе и в наших исполненных страданий жизнях, – основывается на той же мудрости.

Но неужели нечего сказать о смысле или предназначении страданий? Неужели мы должны слепо полагаться на Божью мудрость и не задавать никаких вопросов?

Тайна не была раскрыта Иову

Первые главы Книги Иова немного показали нам, что происходит за кулисами. Страдания Иова объясняются в контексте тяжбы между Богом и сатаной. Не исключено, что сам Иов позже поведал об этом. А это значит, что впоследствии Иову было открыто, почему все это произошло.

Как бы то ни было, удивительно следующее: нигде в этой книге Святого Писания не упоминается о том, что Бог объяснил Иову цель его страданий. Более того, на основании этого повествования нельзя сделать вывод, что Иов когда-либо слышал о произошедшем в небесных сферах. Полное отсутствие данных является, тем не менее, важной информацией. Этот факт ясно указывает на то, что данная книга затрагивает вопрос страданий человека, который не имеет ни малейшего представления о причине своих страданий.

В Библии описано много страданий, которым дано объяснение. Например, Иосиф впоследствии понял, для чего он был отведен в Египет как раб – а именно для того, чтобы спасти свой народ от голодной смерти (Быт. 50:20).

Когда ученики спросили Иисуса, почему один человек родился слепым, Он ответил: «…[это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии» (Иоан. 9:3). То есть он должен был стать наглядным примером того, что Иисус дарует зрение и свет слепому миру.

Кроме того, многие страдания являются прямым следствием Божьего гнева (Суд. 2:13, 14; Рим. 1:18). Апостол Павел указывал, что причиной многих смертей в коринфской церкви было осквернение Вечери Господней (1-е Кор. 11:30). Христиане знают, что за свою веру могут подвергнуться преследованиям (Евр. 11:36–38).

Несколько иная ситуация – гибель в Иерусалиме восемнадцати человек, на которых рухнула Силоамская башня. Иисус не сказал, что они невиновны, но что они не виновнее остальных. Таким образом, вопрос, почему погибли именно эти люди, а не другие, остается без ответа (Луки 13:1–4).

Итак, мы видим, что Святое Писание рассматривает данную тему с разных точек зрения.

Но Иов так и не нашел объяснения своим страданиям. В его случае это было невозможно. Бог обрушил на него несчастья без каких-либо объяснений. Более того, в жизни Иова не было ничего, что могло бы стать причиной таких страданий. Не кто иной, как Сам Бог утверждал, что сатана хотел уничтожить Иова без веских на то оснований (без причины). Кроме того, Иов не был жертвой преследований из-за своих религиозных убеждений. Нигде не говорится о том, что савеяне и халдеи похитили собственность Иова, так как он был верующим человеком. Причина всего того, что произошло с ним, так и осталась загадкой для Иова. Он не знал, где найти мудрость, чтобы объяснить происходящее. Только Бог знал, где она обитает.

Но должны ли мы слепо и бездумно, не рассуждая, с безразличием принимать эту мудрость?

Неужели нам не остается ничего другого, как только безропотно смириться с жизненными обстоятельствами? В таком случае это было бы весьма неутешительным известием. Но здесь нас ждет кое-что замечательное!

Мы должны полагаться на эту мудрость и можем овладевать ею!

После того как было убедительно отмечено, что только Бог знает путь к мудрости, мы в самом конце слышим, что у нас также есть доступ к мудрости и проницательности (знанию). «Вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» (Иова 28:28).

Означает ли это, что мы можем обладать мудростью и знанием? Несомненно! Одно не противоречит другому. Мудрость, в соответствии с которой Бог наполняет нашу жизнь несчастьями, так и остается для нас тайной. Однако, с другой стороны, Он позволяет нам постичь эту мудрость на уровне нашего понимания. Каким образом Он это делает?

Позволяя нам мыслить, как Он. Однако Бог не вкладывает Свою мудрость в наш ограниченный разум, дабы мы были в состоянии все понять. Что мы вообразили? Бог не раскрывает нам Свою мудрость в полном смысле этого слова. Это невозможно! Ведь наш разум не способен постичь Его мысли.

Тем не менее Бог передает нам Свою мудрость в том виде, в каком мы способны ее понять. Что это значит?

Позвольте мне привести пример. Овца безмятежно следует за пастырем в мрачной долине. Она признает руководство пастыря, полагаясь на него (доверяя ему). В то же время ограниченный разум овцы не способен понять, почему она должна пройти эту опасную долину. Она, казалось бы, не должна следовать за своим хозяином, но тем не менее следует за ним. Кажется глупым, но это и есть мудрость! Почему? Потому что овца полагается на мудрость своего пастыря. Она знает, что каким-то непостижимым образом эта мудрость приведет ее к воде, траве и покою.

Есть вероятность того, что отбившаяся от стада овца найдет злачные пажити, в то время как голодная и уставшая паства будет проходить по долине смертной тени. Тем не менее эта отбившаяся овца подвергает себя опасности, в то время как у остальных овец есть все, что им необходимо. Для нас самое важное не то, что мы должны пройти трудный путь, но то, что с нами наш ПАСТЫРЬ!

В таком случае мы не убоимся зла, даже если пойдем долиной смертной тени (Пс. 22:4). Лучше быть в долине смертной тени с ПАСТЫРЕМ, нежели на злачных пажитях, но БЕЗ НЕГО! Поэтому мы должны слушать гласа Его, следуя за Ним и полностью на Него полагаясь. В таком случае мы будем поступать мудро.

Но нам еще многое предстоит сделать. Мудрость, о которой мы просим, заключается в «страхе Господнем» и «удалении от зла» (Иова 28:28).

Именно страха Господня и удаления от зла требует от нас Бог. Страх Господень и удаление от зла выражается в том, чтобы уважительно, благоговейно внимать гласу Пастыря и следовать за Ним, полностью полагаясь на Него. Это и есть МУДРОСТЬ. Мудрость заключается не в том, чтобы изо всех сил пытаться постичь Божью мудрость, но в том, чтобы держаться за руку, протянутую нам Господом. В чем это проявляется? В слушании Его гласа, уважительном отношении к Его Слову и удалении от зла.

Два выражения, которые используются для описания истинной мудрости, практически тождественны выражениям, с помощью которых был охарактеризован Иов во времена его благополучия: «богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иова 1:8).

И это не случайность!

Таким образом Бог показывает, что Он ожидает от нас богобоязненности и удаления от зла не только в трудные времена, но всегда. Секрет истинной мудрости заключается в безграничном благоговении пред Господом и удалении от зла. А если сказать кратко, в абсолютном доверии Господу, доверии тому, что сказано в Его Слове, и доверии Его провидению в нашей жизни.

Это и есть наша мудрость.