Обращение Елиуя (33:19–30)

Когда Иову и его друзьям уже нечего было сказать друг другу, на сцене появился новый персонаж – Елиуй. Несмотря на то что Елиуй не назван другом Иова, он помог ему больше всех. Должно быть, он с огромным интересом слушал эмоциональные речи Иова и его друзей, так как данная им оценка этих речей отличается взвешенностью и зрелостью. Поэтому его вклад весьма значителен.

Всего Елиуй произнес четыре речи. В выбранном нами отрывке выражена главная суть сказанного Елиуем. Насколько известно, то, о чем говорил Елиуй, до этого момента не обсуждалось ни Иовом, ни его друзьями. Он обратил внимание на новые аспекты животрепещущего вопроса: действительно ли Бог, с одной стороны, посылает несчастья человеку, а с другой стороны – поддерживает его? Можем ли мы, пребывая в ниспосланных Богом трудных обстоятельствах, в то же время надеяться на Его же помощь?

У Елиуя было собственное мнение

В обращении Елиуя было нечто новое. И он прекрасно об этом знал. Ведь в противном случае он, несомненно, попридержал бы язык. Елиуй долго поясняет, почему в дополнение к стольким речам он собирается выразить собственное мнение. В то же время он настойчиво требует уделить внимание тому, что собирается сказать. Хотя ранее уже было сказано многое.

Ранее Елиуй не брал слово, давая возможность высказаться старшим. После того как они произнесли свои речи, Елиуй (а он был, несомненно, младше друзей Иова), будучи не в силах более сдерживаться, произнес: «Не многолетние [только] мудры, и не старики разумеют правду» (Иова 32:9).

Тот, кто начинает свою речь подобным образом, должен быть уверен в значимости собственных слов. Как бы то ни было, вскоре стало совершенно ясно, что точка зрения Елиуя не имела ничего общего с мнением друзей Иова. И не только с их мнением, но и со взглядами самого Иова!

Елиуй не соглашался ни с кем.

С нарастающим возмущением слушал он бесконечные доводы Елифаза, Вилдада и Зофара. Наконец они прекратили отвечать Иову, «…потому что он был прав в глазах своих» (Иова 32:1). Последние слова Иова возвели стену неприятия между ним и его друзьями. Ведь он осмелился сблизиться с Богом, как с князем, настолько он был уверен в своей правоте (Иова 31:37). Поэтому не они, но Иов ответственен за то, что их общение зашло в тупик. Ведь он отказывался признать свою вину.

Однако Елиуй не разделял их мнение. Он утверждал, что виновны как раз друзья, а не Иов. Ведь Иов, будучи глубоко уязвлен, опроверг их необоснованные обвинения. Поэтому «они не нашли, что отвечать». Тем не менее друзья продолжали обвинять Иова. Такое отношение с их стороны стало причиной гнева Елиуя (Иова 32:3).

Но это не значит, что Елиуй поддержал Иова, ведь его гнев воспылал также и «…на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога» (Иова 32:2).

Таким образом, Елиуй только накалил обстановку. Поэтому мы сгораем от нетерпения услышать его личное мнение по данному вопросу. Он сам искал возможности выговориться, высказать свое несогласие. Елиуй был «полон речами», он сам сказал: «Поговорю, и будет легче мне; открою уста мои, и отвечу» (Иова 32:18, 20).

Человек, ведущий себя подобным образом, производит впечатление зазнайки. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие толкователи отзываются о нем нелестно. Кто-то назвал его надутым раввином, который мало что смог сказать. То есть он якобы лишь повторил сказанное ранее другими. Людей раздражает многословие Елиуя. Кроме того, его заявление о том, что одного многолетия недостаточно для того, чтобы стать мудрым, далеко не лучшим образом сказывается на его репутации.

Мы не собираемся давать оценку характера Елиуя. Мы не преследуем такой цели. Тем не менее отношение Елиуя к Иову, по сравнению с его друзьями, было более благосклонным. Он поддержал Иова, сказав: «Вот я, по желанию твоему, вместо Бога. Я образован также из брения; поэтому страх передо мною не может смутить тебя…» (Иова 33:6, 7). Кто я такой, чтобы давить на тебя? Прекрасный способ успокоить Иова. Таким людям мы можем доверять. Ведь Елиуй не превозносил себя.

Тем не менее он твердо придерживался собственной точки зрения. Даже в отношении тех, кто старше его. Был ли он в таком случае зазнайкой? Мы не должны забывать, сколько всего произошло. Чувства были обострены до предела. И на кону стоял вопрос Божьей справедливости! Кроме того, обе стороны высказали мнения, с которыми Елиуй не был согласен. Вот почему мы должны воспринимать его слова положительно. Интересно отметить, что впоследствии Господь крайне неодобрительно отозвался о Елифазе, Вилдаде и Зофаре, но не о Елиуе. Что еще сказать?

Освободите его!

В целом не так уж и легко понять сказанное Елиуем. Суть его послания выражена в форме повествования о человеке, который ужасно страдал от смертельной болезни. Но все заканчивается прекрасно.

Эта история обо всех людях, спасенных Богом. Елиуй сравнивает их с человеком, страдающим от изнурительной болезни. Здоровье этого человека тает на глазах. Мысль о еде вызывает у него отвращение. Его тело гниет подобно дереву. Он истощен до предела. Вполне очевидно, что его дни сочтены!

Но вдруг вопреки всем ожиданиям все изменилось. Произошло то, на что никто, включая самого больного, не рассчитывал. Он полностью исцелился, все тело стало как новое, а здоровье лучше, чем в молодые годы! Он вновь может петь от радости!

Какова же причина такого поворота событий? Секрет выздоровления этого человека, по всей видимости, находится в отрывке 33:23, 24. Ведь до этого он был на краю могилы, а теперь полностью здоров! Итак, в этих стихах объясняется причина его такого внезапного и неожиданного выздоровления. В определенный момент из уст Самого Бога исходит удивительное повеление: «Освободи его от могилы; Я нашел умилостивление» (Иова 33:24). Именно эти слова стали причиной изменений в жизни данного человека.

Повествование о погребении уступает место радостному описанию человека, который стал здоровее, чем в молодости (стих 25), с радостью был принят Богом (стих 26) и просвещен светом живых (стих 30). Таково завершение повествования о человеке, который был обречен на смерть.

Умилостивление (выкуп)

На каком основании Бог отдал приказ об освобождении этого смертельно больного человека? Почему ему не было позволено умереть? Какова причина такого удивительного вмешательства Бога?

Бог Сам объясняет: «Я нашел умилостивление (выкуп)».

Именно по этой причине Он спас человека, который, будучи измучен тяжелой болезнью, стоял одной ногой в могиле. Каковы же последствия этого умилостивления? Оно покрыло грехи этого человека в глазах Бога. И что должно было после этого произойти? После этого никакая сила не имела права причинить ему вред. Потому что Бог сказал: «Освободите его, Я нашел умилостивление!»

Это послание было в первую очередь предназначено для Иова. Он чувствовал себя окруженным со всех сторон несчастьями, страданиями и непониманием. Иову казалось, что Бог более не поддерживает его и относится к нему как к врагу. Должно быть, Иов ощущал невыразимое одиночество.

Стену отчуждения смог разрушить Елиуй.

Иов находился в ужасном положении. Но у него появилась возможность получить радостную весточку о том, что Бог также и для него нашел умилостивление, вследствие чего он будет жить. Таким образом, Иов был освобожден от смерти. Сам Бог через Елиуя удостоверил его в этом. Таким образом, Бог был не против Иова, но, наоборот, за Иова!

В первый раз (за все время страданий) Иов услышал слова ободрения: Господь полностью поддерживает тебя. После холодного словесного душа, который устроили Иову его жена и друзья, высказывая свое мнение о Боге, сказанное Елиуем, должно быть, нашло живой отклик в израненной душе этого человека.

Один из тысячи

Кто же заплатил выкуп? Кто принес умилостивление? Ангел из повествования Елиуя. Этот ангел посетил смертельно больного человека, чтобы поддержать его. Это не просто первый попавшийся ангел – он один из тысячи. Кроме того, Елиуй сказал, что этот ангел был наставником. Он направлял и заступался за страдальца.

В этом ангеле мы видим образ Иисуса Христа. Он этот Ангел, Один из тысячи, Заступник, Который принесет умилостивление. Все это исполнилось, когда на кресте Он воскликнул: «Свершилось!» Именно тогда, согласно Его словам, Он «отдал душу Свою для искупления многих» (Матф. 20:28).

Эта жертва умилостивления будет принесена. Поэтому Бог мог с уверенностью сказать Елиую: «Я нашел умилостивление» (в нидерландском переводе – «Я получил выкуп». – Прим. пер.).

С этими словами Бог обратился к ангелу. Мы видим, что этому ангелу было поручено задание освободить (спасти) смертного человека. Здесь мы видим, как Христос посредством Своей жертвы может, согласно Божьему повелению, спасти обреченных на смерть людей.

Конечно, Елиуй не понимал смысла этих слов так же ясно, как понимаем их мы сегодня. Это обстоятельство объясняется не запутанностью мыслей или трудностями, связанными с их выражением, но исключительно тем, что он все еще пребывал в Ветхом Завете. И, вероятнее всего, в самом начале периода Ветхого Завета. Евангелие умилостивления было известно лишь в общих чертах. Поэтому Елиуй не мог выразить эту идею более полно и ясно, чем было открыто ему Богом. Наверное, он сам ломал голову над глубинным значением этих слов (см., например, 1-е Пет. 1:11).

Однако сказанное Елиуем становится намного понятнее в свете Нового Завета. Подобно темному бриллианту, который начинает сверкать при соответствующем освещении.

Польза слов Елиуя

В словах Елиуя об умилостивлении содержится важная весть. То, что эта весть исходит из уст Самого Бога, делает ее еще более достоверной и радостной. Друзья Иова не проронили ни одного слова о примирении посредством умилостивительной жертвы, которую должен принести один из тысячи. По их мнению, существовал более простой способ. Если человек искренне делал все от него зависящее, то Бог был обязан даровать ему благополучие.

Но и сам Иов начал еще более настойчиво ссылаться на собственную праведность. Даже когда Иов ранее обращался к Искупителю, он прежде всего пытался доказать свою невиновность. Мы не слышим, чтобы Иов говорил об Искупителе, Который заплатит выкуп за его грехи. Должно быть, эта идея была либо нова для него, либо неизвестна.

Елиуй перечеркнул все доводы Иова и его друзей. Ведь он провозгласил истинное евангелие благодати. Поступив таким образом, он оказал неоценимую услугу Иову. Таким способом он предоставил ему самый веский повод никогда не проклинать Бога. Ведь сатана – и не будем об этом забывать – все еще надеялся, что Иов проклянет Бога.

Елиуй осознавал опасность того, что Иов может отвернуться от Бога. С пасторской чуткостью он убеждал Иова, что Бог на его стороне.

До сего дня Бог неизменно обращает наше внимание на жертву умилостивления. В проповеди Слова Божьего. У крещальной купели. Во время проведения Вечери Господней. Он дает нам возможность услышать, увидеть, вкусить и узнать, как Христос заплатил за нас выкуп.

Благодаря этому мы слышим, как Он говорит: «Освободите их!» И мы становимся свободными. Прямо сейчас. Возможно, наша жизнь в настоящий момент разваливается на части и мы теряем надежду. Но факт нашего освобождения выше всего этого. Иисус Христос сказал: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоан. 5:24).

Возможно, в настоящий момент мы переживаем трудные времена. Возможно, мы страдаем от невосполнимой утраты или отныне прикованы к инвалидной коляске. Возможно, мы в отчаянии и не знаем, как дальше жить. Но реальность заключается в том, что мы уже перешли от тьмы в свет. Несмотря на все, что с нами происходит, в нашей жизни всегда будет проявляться Божья спасительная сила.

Используя более сильное выражение, можно сказать: все, что против нас, содействует нашему благу. Бог провозгласил: «Освободите их!» Кто или что в таком случае может навредить нам? Болезнь, одиночество, разочарование или горе? Конечно, они могут истощить нас. Почему они появляются в нашей жизни? Зачастую мы не можем ответить на этот вопрос. Тем не менее принесенная жертва умилостивления означает полное изменение сущности даже самых страшных страданий.

Что же с ними произошло?

Их смертоносное жало изъято. Поэтому несчастье не способно более уничтожить нас, и даже повредить нам! Оно будет содействовать нашему благу. Даже если мы и не понимаем, как это происходит, мы тем не менее знаем, что все происходит для нашей пользы. По этой причине мы можем обрести утешение. Теперь может произойти одно из двух: либо Бог оградит нас от зла, либо обратит его нам во благо.

В любом случае будет только благо.


Глава 11 из 14« Первая«101112»Последняя »