Испытание характера Иова в самом начале постигшего его несчастья (1:13–22)

Бедствия

Сатана получил разрешение поразить семью и владения Иова и сделать с ними все, что пожелает. При желании он мог разрушить все. И мы видим его беспощадную жестокость. Он идет по трупам. Вокруг Иова погибают десятки невинных жертв. Сатана лишает их жизни с помощью самого разнообразного оружия, которое находится в его распоряжении: мечи и ножи, огонь молнии и мощь урагана.

Счастье Иова разбивается вдребезги посредством двух вражеских нападений и двух стихийных бедствий. Первый вестник принес страшное известие: целое стадо из пятисот пар волов (то есть тысяча голов), а также пятисот ослиц было захвачено савеянами. Пастухи этих стад были поражены острием меча. Никто не спасся, кроме вестника.

Еще не договорил первый вестник, как другой слуга прибежал с сообщением, что сильная гроза (в Русском синодальном переводе – «огонь Божий с неба») уничтожила всех овец и пастухов. Перепуганные животные сбились в одну кучу, когда их поразила молния. Степь со всех сторон была охвачена пламенем. Люди и животные либо погибли от удушья, либо заживо сгорели в огне.

Затем прибежал третий слуга с вестью о том, что халдеи с трех сторон напали на слуг, которые пасли стада верблюдов. Три тысячи дорогостоящих животных были захвачены врагом. Все пастухи были убиты. В живых остался только сам вестник.

Еще не закончил говорить этот человек, как четвертый слуга принес ужасающую весть: все дети Иова мертвы и погребены под развалинами дома старшего брата. Шквальный ветер пришел от пустыни и обрушился на здание, уничтожив его до основания. Дом не выдержал и рухнул под сокрушительным напором ветра. Единственным уцелевшим был слуга, который принес это известие.

Роль сатаны

В этих четырех донесениях о бедствиях отсутствует лишь упоминание о главном действующем лице – сатане. Были совершены предумышленные убийства. Все было организовано и осуществлено идеально. Иов получил известие о том, что его сыновья и дочери ели и пили в доме старшего брата. Неслучайно сатана нанес удар именно в день веселого празднества – тем сильнее был удар.

Более того, мы видим, что вестники несчастий появлялись в четко определенное время. Один слуга не успевал рассказать послание, как уже появлялся следующий с еще более ужасающей вестью. Таким образом, сатана действовал согласно точному плану.

Не случайно и то, что после каждого бедствия оставался один выживший. Сатана все рассчитал так, чтобы выживший рассказал Иову о случившемся ужасном происшествии. Когда пастбища были охвачены пламенем, он позаботился о том, чтобы остался один выживший слуга. Когда дом обрушился от шквального ветра, он также оставил в живых одного свидетеля.

Изощренность сатаны проявляется в том, что его самого нигде не видно. И четыре вестника не упоминали о нем в своих рассказах. Это были савеяне, Иов! Огонь! Халдеи! Шквальный ветер! Но именно невидимый сатана искушал Иова, дабы тот проклял Бога.

Первая реакция Иова

Иов не знал, что Бог и сатана обсуждали его личность. Поэтому он совершенно не понимал, почему в его жизни происходят подобные события. Услышав страшные известия, Иов впал в состояние глубочайшего смятения, разорвал свою богатую одежду и обрил голову и бороду в знак великой печали. Его когда-то столь величавый вид поблек и теперь отражал глубокую скорбь.

Сатана внимательно наблюдал за Иовом. Ведь он ожидал, что Иов проклянет Бога. Но что же произошло?

Глубоко потрясенный, в разодранной одежде, с обритой головой (что являлось символом позора) Иов пал на землю. Он преклонился всем своим телом, и голова его коснулась земли. Это был акт… поклонения! Падение Иова на землю было следствием не бессилия, но готовности прославить Бога. Подобное поведение Иова указывало на то, что произойдет далее.

И вот его первые слова: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял». Это значило: он умрет таким же, каким и родился в этот мир – нагим, без какой-либо собственности. Господь дал, Господь и взял.

Иов не упоминает ни савеян, ни халдеев. Он не жалуется на стихийные бедствия – на молнию, на бурю. Потому что он понимает, кто за этим стоит. Он даже не упоминает сатану, он обращается непосредственно к Богу.

На сотни вопросов у Иова не было ни одного ответа. Но, несмотря на множество «почему?», он с уверенностью сказал: «Господь взял».

Но что именно имел в виду Иов, произнося эти слова? Ведь таким образом Иов мог исполнить желание сатаны, который больше всего хотел, чтобы он похулил Бога за свои страдания. Согласно замыслу сатаны, Иов должен был думать, что его счастье разрушил не кто иной, как Сам Бог (Иова 1:11, 2:5).

Итак, в данном случае сатана достиг своей цели, так как Иов действительно признал, что за всеми бедствиями стоит Бог.

Наступил решающий момент. Сейчас, как думал сатана, Иов должен похулить Бога.

Но вместо хулы в конце прозвучали иные слова: «Да будет имя Господне благословенно!»

Иов прославил Бога!

Что и предполагало его преклоненное до земли тело.

Это прославление Бога объясняет предыдущие слова Иова: «Господь взял». Иов прекрасно понимал, что ужасные страдания, которые он испытывает, допущены Богом. Но это не был холодный вывод, согласно которому Бог руководит всем, а поэтому также ответственен за бедствия, произошедшие в жизни Иова. Иов ни в коей мере не пытался упрекнуть Господа.

Тогда что же значили его слова? Почему Иов сказал, что у него все забрал именно Бог? Потому что Иов был глубоко убежден, что вся его собственность является даром Бога. А посему у него не было прав на эту собственность. Даже несмотря на то, что она была дана ему во владение! Он был уверен, что у Бога есть полное право потребовать назад то, что Он ранее дал.

Мы часто допускаем одну ошибку. Мы говорим Богу, что у Него нет права, не дав нам объяснений, лишать нас всего, что Он нам дал. Для нас немыслимо даже представить, что Бог может забрать нашего любимого мужа, жену или детей. Мы не можем понять, почему Он лишает нас здоровья. Ведь все было так хорошо. Почему происходят такие ужасные перемены? Мы считаем, что если нам что-то дали, то теперь это является нашей собственностью навсегда.

Однако Библия не разделяет подобного взгляда. Бог далеко не всегда гарантирует нам постоянное процветание. Он никому не дает такой уверенности. Зато Он дал нам другую уверенность, а именно то, что есть Его твердое обещание и оно будет исполнено. Однако мы не можем притязать на то, что нам не было обещано. Пусть даже мы это уже и получили.

Господь имеет право одарять нас тем, чего Он нам не обещал. Бог часто так поступает. Например, Он может даровать нам счастливую жизнь. Стоит отметить, что Иов был одарен крепким здоровьем. У него была прекрасная семья. Он мог делать все, что захочет, и иметь все, что душа пожелает. Подобных людей не так уж и много. Однако у Господа есть право как даровать такое процветание, так и отобрать его, после того как мы наслаждались им на протяжении многих лет. Таким образом Бог показывает нам, что Он обладает абсолютной властью над всем, что нам принадлежит.

Иов был глубоко убежден, что все его богатство является Божьим даром. А потому у Господа есть полное право и все отнять.

То есть основания для глубокой печали были. Естественно, Иов мог не благодарить Бога за внезапную гибель своих детей. Господь и не требовал этого. Нам необходимо провести здесь четкое разделение. Иов не благодарил Бога за несчастье, но все же прославил Его имя.

Почему же он мог так поступить? Потому что, как считал Иов, у Бога есть полное право поступать с его собственностью так, как Он пожелает. И все, что Он делает, справедливо.

Библейский комментарий относительно исповедания Иова

«Во всем этом не согрешил Иов, и не произнес ничего неразумного о Боге» (Иова 1:22).

Иов не мог объяснить причину своих ужасающих страданий, и тем не менее он не сказал, что в таком случае они нелепы или даже бессмысленны. Он не поступил так, как поступают в наше время многие люди. Они считают бессмыслицей или несправедливостью то, что, с одной стороны, Бог посылает бедствие, а с другой стороны, поддерживает жертву этого бедствия. Невозможно, чтобы Бог одновременно и сокрушал кого-то, и ему же помогал. Они совершенно уверены в том, что бедствие ни при каких обстоятельствах не может исходить от Бога и что Он, в свою очередь, ничего не может с этим бедствием сделать: Он, будучи беспомощным, просто находится на стороне жертвы и страдает вместе с ней.

Но Святое Писание похвально отзывается об Иове, так как он признавал, что его страдания исходят от Бога, и в то же время прославлял Бога. Это вполне очевидно. Чтобы прославить Бога, нам не требуется получить ответы на все наши вопросы. Скорее, ценность нашего прославления Бога повышается тогда, когда мы, не понимая, что происходит в нашей жизни, непоколебимо уповаем на Господа. Таким образом мы учимся тому, как продолжать жить со всеми этими злободневными вопросами. И особенно тому, как их воспринимать и решать согласно Господней воле. Как в нашей жизни, так и в жизни других людей есть вещи, которые трудно соотнести с благостью Бога.

Когда болезнь или несчастный случай жестоко прерывает жизнь близких людей или безвозвратно изменяет ее к худшему, нам трудно увязать это с любовью Бога.

Грабители, насильники, террористы делают что хотят, оставаясь безнаказанными, и из-за этого нам трудно поверить в Божью справедливость. Почему Он не вмешивается?

Мы запутаемся, пытаясь оценивать Божий промысел на основании собственных стандартов и критериев. Мы будем разочарованы и озлобимся. И в конечном итоге отвернемся от Бога и проклянем Его. Давайте же лучше будем брать пример с Иова. Он, испытывая страдания, прославил Бога, даже не понимая в полной мере, почему все это происходит с ним. Таким образом Иов показал, что полностью доверяет своему Небесному Отцу.

Также следует помнить, что Бог остается рядом с нами в самых сложных обстоятельствах. И это действительно правда, так как однажды Он отдал Своего единственного Сына, дабы мы благодаря Ему никогда больше не были покинутыми. Господь может послать нам испытание, но в то же время Он не оставит тех, кто взывает к Нему. Он слышит наши стенания. Он прекрасно понимает наше горе. Он знает, что есть благо, и вершит благо. Поэтому Он достоин хвалы. Иов представляет собой пример человека, который прославляет Бога, пребывая на самом пике страданий. «Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (Пс. 41:6). Я буду еще славить Его, потому что Он рядом со мной и помогает мне пройти испытание.

Иов прославил Бога и потому не согрешил. Такое поведение во всех обстоятельствах благоугодно Богу. Вскоре Господь в присутствии сатаны выразит радость по этому поводу.


Глава 4 из 14« Первая«345»Последняя »