Повторная оценка Иова в тяжбе между Богом и сатаной (2:1–6)

Неослабевающая радость Бога об Иове

В то время как на земле страдающий Иов прославлял Бога, на небесах Господь вновь собрал ангелов. Туда опять явился и сатана. Вторично был затронут вопрос праведности Иова.

Но в этот раз многое произошло. Сатана совершил много ужасного на земле, дабы побудить Иова отвернуться от Бога и проклясть Его.

Однако он потерпел фиаско.

Сатане, который появился в небесном тронном зале, Бог задал тот же вопрос, что и в первый раз: «Откуда ты пришел?» Однако в данном случае вопрос «откуда?» усиливается. Откуда ты на этот раз пришел? Чувствуется некое напряжение.

Ответ сатаны был максимально нейтральным: «Я ходил по земле, и обошел ее». Но Господь продолжал: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?» И прежде чем сатана ответил, Господь, как и в первый раз, похвально отозвался об Иове: «…ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла…» (Иова 2:3).

И все же существует одно значительное отличие. А именно то, что прошло время, многое изменилось. Ранее рассматривался вопрос праведности человека, который не знал, что такое несчастье. При таких обстоятельствах ему было легко оставаться истинно верующим человеком. Разве сатана неправ в данном случае? Ведь не так уж и сложно быть благодарным, когда ты процветаешь. Разве не намного сложнее оставаться терпеливым, когда терпишь бедствие? Тем не менее это обстоятельство не позволяет нам преуменьшать первоначальную оценку, данную Богом Иову. Также не стоит забывать, что благочестие Иова было чудом Божьей благодати. Как сказал Иисус о вхождении богатого в небесное царство, «человекам это невозможно» (Марка 10:23, 27). Но Иов был сказочно богат – и все же весьма благочестив, обладал огромной властью – и в то же время был очень богобоязнен. И Господь показал сатане, что Он рад этому. Он ценит нашу веру не только тогда, когда мы переживаем трудности. Он в равной мере ценит и то, что во времена благоденствия мы выражаем Ему свою благодарность.

Тем временем в жизни Иова многое изменилось. Он уже не самый успешный человек, но, наоборот, самый неуспешный (автор использует игру слов «geslaagde», то есть «успешный», и «geslagen», то есть «избитый, израненный», а в данном случае «неуспешный». – Прим. пер.) человек на земле. Кто еще так «беден, как Иов?» («Беден, как Иов» – нидерландское выражение; русский эквивалент – «беден как церковная мышь». – Прим. пер.).

Но самое печальное то, что Иов все еще находился в абсолютном неведении, почему же его поражает Бог. Сам Господь порицает сатану: «Ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно» (Иова 2:3). У сатаны не было ни малейших законных оснований для того, чтобы ввергнуть Иова в пучину несчастья, разрушить его жизнь.

Поэтому вторая характеристика Иова еще более ценна. Мы слышим радостный голос Бога, указывающего сатане на то, что Иов не изменил своего отношения к Нему. Потому что он «доселе тверд в своей непорочности».

Это важное для нас обстоятельство.

Положительный отзыв Бога о том, как Иов перенес страдания, побуждает нас задуматься о многом. Разве не замечательно для страдающего христианина знать, что Бог одобряет его поведение? От этого Божьего одобрения зависит и его будущее в вечности. В большинстве книг, посвященных вопросу страданий, тема Божьего одобрения практически отсутствует. Это обстоятельство объясняется тем, что, по мнению людей, немыслимо представить, будто Бог радуется христианам, прославляющим Его, несмотря на свои страданиях. Люди прежде всего сосредотачивают внимание на страдающем человеке: как ему вынести такие страдания? И что в таком случае он должен думать о Боге? Люди пытаются найти приемлемое для них объяснение Божьего отношения к жертвам в этом мире.

Но на самом деле это не самые важные вопросы. Главный вопрос заключается не в том, как мы относимся к Богу, но в том, как Он относится к нам. Имеет значение не то, как мы отзываемся о Боге, но то, как Бог отзывается о нас. Что думает Господь о нас и о нашем поведении во времена невзгод?

Давление усиливается

Итак, сатана полностью проиграл тяжбу. Но он не сдался. Он никогда не сдается! Его бывшие коллеги, ангелы, склонились с глубочайшим почтением пред Божьим престолом. И находясь среди них, сатана попытался представить Божью оценку Иова в непривлекательном свете, как несоответствующую действительности.

Он сказал: «Кожа за кожу». Мы точно не знаем, что означает это древнее выражение, но его суть нам ясна. Тело Иова еще не испытало страданий, на нем самом еще не было ни одной царапины. Окружавшие Иова люди страдали, но у него самого еще было хорошее здоровье. Таким образом, ему было за что прославлять Бога. Все может измениться, если его собственная жизнь окажется в опасности. Потому что «…за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него» (Иова 2:4). По этой причине сатана подстрекает Господа поразить все тело Иова до самых костей. Вот тогда Иов отвернется от Бога и проклянет Его. Вот тогда проявятся его личные интересы. Само по себе утверждение сатаны выглядело вполне логичным. Многие люди пытались понять Божьи деяния. Когда их счастье рушилось, они обращались к Богу за помощью. Однако становилось еще хуже. Этого они не могли понять. Поэтому они ожесточались и восставали против Бога. В конце концов такие люди обрывали все связи с Богом и, проклиная, отворачивались от Него. Сатана считал, что Иов придет к тому же. Как только он «на собственной шкуре» испытает невыносимые страдания, он более не будет полагаться на Бога.

Бог полностью уверен в Иове

Напряжение на небесном совете росло. Еще никогда мы не слышали, чтобы сатана так грубо осуждал верующего. Ужасно то, что он пытался лишить Бога радости. Вопреки всему произошедшему он настаивал, что Божья оценка Иова ошибочна.

Это дьявольское заявление нужно было опровергнуть. Поэтому Господь принял вызов. Иову предстояло пройти еще более трудное испытание. Кажущийся произвол Божьего промысла становился еще более непонятным для Иова.

Но можно ли иметь уверенность в том, что человек, которого Бог поразил от темени до пят, будет продолжать уповать на Него и славить Его? Разве Бог не ставит Себя в уязвимое положение? Разве можно быть настолько уверенным в несовершенном человеке? В сущности, возникает следующий вопрос: может ли Господь Иисус так изменить людей, преисполненных гнева и недоверия, что они будут полагаться на Бога, даже если Он лишит их многого? В конечном итоге этот вопрос касается искупительной силы Христовой жертвы.

Именно по этой причине Бог верил в Иова. И принял вызов сатаны. Ведь Он знал, что Его Сын полностью преуспеет в Своем служении, вернув Ему людей. На этом основании Святой Дух произвел в Иове веру. Он возродил Иова, так что тот стал другим человеком – не таким, каким был от рождения.

Поэтому Господь совершенно не сомневался как в истинности веры Иова, так и в том, что он пройдет грядущее испытание.

Какое для нас ободрение и утешение!

Господь верит в людей, которые «не могут сами устоять и мгновения» (Гейдельбергский катехизис, вопрос/ответ 127). Сам Бог укрепляет нашу веру во времена страданий и горя. А потому Он уверен, что мы выстоим.

Как такое возможно?

Секрет в том, что Божья любовь хранит нас, благодаря чему мы не оставим Его. Вместе с апостолом Павлом мы можем уверенно сказать, что никто и ничто «…не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:39).

Наше упование зависит не от нашей собственной стойкости. Ведь мы сами по себе «не можем устоять ни мгновения». Но зато мы можем полагаться на Божью любовь.

Ведь она непоколебима.

А поэтому непоколебимы и мы!