Испытание усиливается (2:7–10)

Иов заболел

С Божьего позволения сатана вторично напал на самого благочестивого человека на земле. Он «…поразил Иова проказою лютою (в нидерландском переводе – «болезненными язвами». – Прим. пер.) от подошвы ноги его по самое темя его» (Иова 2:7).

Что же это за болезненные язвы? Проказа? Оспа?

Иов стенал: «Тело мое одето червями и пыльными струпами; кожа моя лопает и гноится» (Иова 7:5). «Дыхание мое опротивело жене моей, и я должен умолять ее ради детей чрева моего» (Иова 19:17). «Моя кожа почернела на мне, и кости мои обгорели от жара» (Иова 30:30). Его уже не узнавали собственные друзья.

В знак горя и отчаяния он сел на пепелище, отрешенный и одинокий.

Иов мог вынести такие ужасные страдания, потому что знал: и эта страшная болезнь была также ниспослана Богом. Но почему? Этого Иов не знал. Однако при таких обстоятельствах возникает огромное искушение. Человек готов вынести тяжелые испытания, когда он знает, для чего они. Не сами страдания, но кажущаяся бессмысленность и несправедливость пробуждают в верующем возмущение.

Почему Отец небесный так с ним поступил? Почему послал болезнь? Почему послал несчастье? Почему? Захотят ли христиане уповать на Господа, когда на свои вопросы они так и не получат удовлетворительных ответов? С точки зрения сатаны, нет. В таком случае даже Иов может проклясть Бога. И тогда стало бы совершенно очевидно, что никто в этом мире не сможет слепо довериться Божьему непостижимому промыслу. Настоящую веру нельзя отождествлять со слепым упованием на Господа. Рано или поздно все попадаются на крючок.

Жена Иова

А что думала о происходящем жена Иова?

Эта женщина упоминается только однажды. Она, как и ее супруг, также испытала много страданий. Хотя в первую очередь нападки сатаны были направлены против Иова, тем не менее пострадала и его жена – сатане удалось ввергнуть ее в отчаяние. Кроме того, погибшие дети Иова были также и ее детьми. Только представьте: эта женщина в один день потеряла всех своих детей. Затем ужасная болезнь поразила ее мужа. На ее глазах в одно мгновение муж превратился в развалину, и ему становилось все хуже. Находясь рядом с мужем, она задерживала дыхание, дабы не обонять зловоние его гноящихся ран.

К тому же, эту женщину также терзал вопрос относительно причины всех произошедших с ними событий. Она соглашалась с мужем в том, что все их беды исходят от Бога. Но она не могла и не желала принять тот факт, что у Бога есть право так с ними поступать без всяких объяснений. Глубоко потрясенная, с горечью смотрела она на пораженное язвами тело мужа. А этот несчастный по-прежнему не позволил себе сказать ни одного слова против Бога. Он считал, что Бог все делает правильно.

Однако его жена так не считала! В данном вопросе она с Иовом не соглашалась. Она уже не могла выносить происходящего. Эта женщина прекрасно знала своего мужа и считала, что он не заслужил такого отношения. Поэтому она разгневалась на Бога. Более не имея сил сдерживаться, она воскликнула: «Ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога, и умри» (Иова 2:9).

Жан Кальвин называл жену Иова «фурией из ада». Мы сомневаемся в том, что она действительно была таковой, тем не менее ее можно назвать глашатаем сатаны. Ведь то, что у Бога вызывало радость, у жены Иова пробуждало лишь ярость. Помните, как после первого испытания Иова Бог обратился к сатане со следующими словами: «…доселе тверд он в своей непорочности»? Доселе! Жена Иова использовала те же слова, что и Бог, но произнесла она их с язвительной горечью: «Ты все еще тверд в непорочности твоей! До сих пор-то!»

Жена Иова даже не попыталась найти оправдание Божьим действиям или осмыслить их. Она видела только одну сторону медали. Она впала в крайность, считая, что если мы не можем понять Божьи пути, то нам нужно отвернуться от Него, проклясть Его. Этим она поставила Иова перед выбором.

Где был сатана?

Во время этих событий о сатане не упоминается, он исчез из поля зрения. Совсем. И это хорошо. Больше мы о нем не услышим (в этой книге). Однако он не мог бы найти более подходящих для Иова искусителей, нежели жена и (несколько позднее) трое его друзей. Супруга Иова использовала буквально те же слова, что и сатана, который дважды пытался добиться от Иова отречения от Бога (Иова 1:11; 2:5, 9). И это не случайное совпадение. Даже того не ведая и не давая на то согласия, жена Иова стала рупором сатаны. Она говорила именно то, что так хотел услышать сатана.

Итак, мы видим, что тяжба между Богом и сатаной все еще была в самом разгаре. Напряжение достигло наивысшей точки. Иов подвергался серьезной опасности, так как искушение пришло с совершенно неожиданной стороны. Родная, любимая жена призывала его проклясть Бога. Она сострадала Иову и в то же время поражалась тому, как он полагался на Бога. Она прожила с ним столько лет! Она знала его. Она, как никто другой, желала ему только добра. Тем сильнее было искушение прислушаться к ее словам. Но, последовав совету жены, Иов обрек бы себя на верную погибель. Ведь это была ловушка самого сатаны!

Ответ Иова жене

Горе, постигшее их семью, поставило Иова и его жену перед одними и теми же вопросами. Однако ответы на эти вопросы у них были совершенно разные. И это очень печально, так как в тот момент они нуждались друг в друге как никогда ранее.

Иов отверг то, каким образом его жена выражала свое горе. Ее слова поразили Иова до глубины души. Поэтому его ответ был в духе «отвечай глупому по глупости его». Его ответ был резким и колким, весьма неприятным. Ведь Иов назвал жену безумной. Следует отметить, что это не было некой руганью, оскорблением, слетевшим с уст вышедшего из себя человека.

Иов знал, насколько трудному испытанию подверглась вера жены. Однако ее пожелание, чтобы Иов отвернулся от Бога и проклял Его, возмутило его до глубины души – он назвал это безумством, дуростью. Святое Писание поддерживает Иова, говоря: «Во всем этом не согрешил Иов устами своими» (Иова 2:10).

Это очень важное обстоятельство, так как Библия всегда с пониманием относится к верующим, которые испытывают трудности с осмыслением Божьего водительства. Однако в данном случае слова Иова относятся к тем, кто отворачивается от Бога. Ведь отказ от Бога при любых обстоятельствах действительно является безумием! Этому не может быть никаких оправданий.

Отвечая жене, Иов привел ей следующий аргумент: «…неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иова 2:10). То есть она должна принимать от Бога все. Однако поможет ли ей такой совет? Ведь проблема жены Иова именно в том и заключалась, что она не могла принять злого от Бога. Почему Бог разрушил их счастье? Иов молчал, так как на этот вопрос он и сам не мог ответить.

Тем не менее, Иов указал жене правильное направление. В трагическом водовороте событий Иов и его супруга должны были помнить только об одном: доброе и злое в их жизни исходит от одного и того же Бога. Иов не хотел, чтобы по причине страданий, которые они испытывают в настоящий момент, жена позабыла об этой истине. Она должна постоянно помнить о том, как Бог благословлял их в прошлом. Какой полезный совет! Ведь человек, который будет связывать Божье провидение только с несчастьями своей жизни, несомненно, придет к отрицательному заключению. В таком случае Бог будет рассматриваться как творец несчастья. А значит, именно Он ответственен за огромное количество проявлений бессмысленного, даже абсурдного несчастья. Однако подобный ход мыслей неправильный. Поэтому внимание Иова не было сосредоточено только на последней, мрачной странице его жизни. Он просматривал и остальные, предыдущие страницы альбома своей счастливой семейной жизни. Иов прекрасно помнил о благоденствии своей семьи. Поэтому он призывал и супругу вспомнить обо всех проявлениях Божьей любви в их жизни.

Конечно, все будет выглядеть бессмысленным, если больше не принимать во внимание все то доброе, что было в нашей жизни. Все утратит смысл, если не вспоминать о том хорошем, что было ранее. Ведь Бог солнечного прошлого является также Богом и мрачного настоящего. Иов верил в эту истину!

Жизнь Иова и его жены изменилась коренным образом. Их настоящее отличалось от прошлого как ночь от дня. Но их благой Бог – один и тот же и вчера, и сегодня, и во веки веков. Эта истина помогала Иову с надеждой взирать в будущее. Вот почему он призывал свою мятежную жену полагаться на Бога даже в величайших страданиях.

Наши сердца могут быть переполнены горем. Мы можем сильно страдать из-за потери любимых людей. Мы можем испытывать весь ужас одиночества. Возможно, нас не понимают окружающие. Возможно, нас не понимают даже те, от кого мы ожидаем понимания. В такие мрачные моменты нашей жизни мы чувствуем свое бессилие.

Подобные обстоятельства побуждают многих серьезно усомниться в том, что Бог есть любовь. Однако это неправильный и опасный путь. Этот путь не позволит нам познать Бога. В такой ситуации мы склонны забывать о Его благах, дарованных нам в прошлом. Иов же поступил правильно, стремясь напомнить жене эту истину. Сказанное Иовом жене побуждает также и нас не зацикливаться лишь на трудностях настоящего. Было бы нечестно с нашей стороны забывать о Божьих благословениях в прошлом. Это проявление самой настоящей неблагодарности.

Однако есть люди, которые могут пожаловаться, что их прошлое было омрачено страданиями (так же, как и настоящее). Ведь не все люди так благоденствовали в прошлом, как Иов. Что делать в таком случае?

Давайте не будем забывать о том, что Господь совершил для нас в прошлом. Еще задолго до нашего рождения Он уже приготовил для нас спасение. Следует помнить, что наше прошлое началось, строго говоря, не с момента нашего появления на свет, но в тот момент, когда Бог о нас помыслил. Наше прошлое началось, когда Бог замыслил наше спасение в вечности и осуществил его за много веков до нашего рождения. Три года земного служения Иисуса Христа особенно ярко раскрывают Божью безграничную любовь. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного…» (Иоан. 3:16). Эта величайшая милость является неопровержимым доказательством Божьей любви к нам. Все Писание говорит нам о том, что сделал для нас Бог задолго до нашего появления на свет.

К сожалению, мы слишком быстро об этом забываем. Когда на нас внезапно обрушиваются несчастья, мы не знаем, как реагировать на подобные проявления Божьего провидения. Однако единственный путь к познанию вечного Бога лежит через евангелие. В евангелии Бог явил себя людям. В евангелии Он говорит нам, что Он для нас сделал и каков Его замысел. Именно в евангелии мы можем увидеть полную (целостную) картину Божьего замысла. И эта картина показывает нам спасение. Евангелие открывает нам Бога, каков Он есть на самом деле, – сострадательного и многомилостивого. И этот Бог – наш Бог! От века и до века. И в настоящий момент тоже.


Глава 6 из 14« Первая«567»Последняя »