Евангелие от Матфея 5:1-12

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня;

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Три главы Евангелия от Матфея, начиная с пятой, заслуживают особого внимания читателей Библии. Их содержание принято называть Нагорной проповедью.

Каждое слово из этой проповеди имеет огромное значение для верующих, ведь это голос Пастыря. Нас обличает великий Блюститель душ, Глава Церкви. Он — Мастер слова. «…никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин. 7:46).

Есть ли у вас желание узнать, каким должен быть христианин? Хотите ли вы устремиться к совершенству и узнать, какими должны быть образ мыслей и внешнее поведение следующего за Христом? Если да, то вам следует обратиться к Нагорной проповеди. Отнесемся же как можно внимательнее к каждому предложению, сказанному нашим Господом, и будем проверять свое состояние в свете Его слов. Кто же эти люди, о которых написано, что они «блаженны»? Те, которых благословил Первосвященник, действительно блаженны! Они благословлены Богом.

Господь Иисус Христос назвал нищих духом блаженными . Под словосочетанием «нищие духом» Он имеет в виду смиренных, не превозносящихся в себе самих людей. Нищие духом осознают свое греховное естество и сожалеют о нем; они не «мудры в своих глазах» и не «разумны пред самими собою» (Ис. 5:21). Человек, осознающий себя духовно нищим, не говорит: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды», а напротив говорит о себе: «…несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3:17).

Господь Иисус называет плачущих блаженными. Под словом «плачущие» Христос подразумевает тех, кто сожалеет о своих грехах и согрешениях, тех, для кого их грехи являются невыносимым бременем. Блаженны таковые! «Жертва Богу — дух сокрушенный…» (Пс. 50:19) и сердце покаянное. Придет день и плачущие «утешатся».

Господь Иисус Христос называет блаженными кротких, имея в виду тех, кто терпелив и может довольствоваться малым. Тех, кто не требует почестей и может сносить обиды и оскорбления; тех, кто не требует реванша. Кроткие подобны Лазарю, ожидающему своего часа. Блаженны таковые! Они никогда не проиграют в забеге на длинную дистанцию. Придет день, и они «наследуют землю».

Господь Иисус Христос называет блаженными жаждущих праведности , имея в виду тех, кто более всего желает привести свой ум в состояние подобное состоянию ума Господа. Жаждущие праведности не тянутся ни к богатству, ни к благополучию так, как тянутся к святости. Блаженны таковые! Однажды придет день, и они получат все. «…в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс. 16:15).

Господь Иисус Христос называет блаженными милостивых , подразумевая тех, кто умеет сострадать другим. Милостивые жалеют страждущих от греха и печали, желая уменьшить страдания людей. Милостивые исполнены «добрых дел» и готовы творить милостыню (Деян. 9:36). Блаженны таковые! Они пожнут награду, как в этой, так и в грядущей жизни.

Господь Иисус Христос называет блаженными чистых сердцем, тех, кто не стремится к внешнему проявлению святости, но стремится к самой святости. Чистых сердцем не удовлетворить внешним проявлением религии. Их совесть не может смириться с пустыми обрядами, они желают служить Богу внутренним человеком. Блаженны таковые! Сердце — суть человека. «…Человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7). Помышляющий о духовном имеет общение с Богом.

Господь Иисус Христос называет блаженными миротворцев , имея в виду тех, кто использует все свое влияние для того, чтобы установить мир на земле, как в обществе, так и внутри себя, как дома, так и в других странах. Говоря о миротворцах, Господь подразумевает тех, кто старается вселить в сердца людей любовь друг ко другу, уча на основании Евангелия, что «любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10). Блаженны таковые! Они делают то же, что делал Сын Божий, придя в первый раз на эту землю, которая прейдет во второе Его пришествие.

И наконец Господь Иисус Христос называет блаженными тех, кого гонят за правду, имея в виду тех, над кем насмехаются и о ком рассказывают всевозможные небылицы только потому, что они истинные христиане. Блаженны таковые! Они пьют ту же самую чашу, что и Христос. Теперь они исповедуют Его пред людьми, Он же в последний день исповедует их пред Отцом небесным и ангелами. «…Велика ваша награда на небесах!»

Восемь камней положил Иисус Христос в основание Нагорной проповеди, восемь великих истин, с помощью которых мы проверяем себя, находятся перед нами. Их мудрость нам необходимо впитать в себя.

Посмотрите, как разительно отличаются жизненные принципы Иисуса Христа от мирских. Глупо отрицать этот факт. Мир отвергает то, что прославляет Господь. Гордость, жестокосердие, вспыльчивость, эгоизм, ненависть — все, что осуждает Господь Иисус, правит этим миром.

Посмотрите, насколько отличается учение Иисуса Христа от того, что практикуют так называемые христиане. Можно ли сегодня среди людей, заполняющих храмы и церкви, найти жаждущих жить по заповедям блаженства? К сожалению, наши опасения в том, что крещенные практически не знают учения Нового Завета, не беспочвенны.

Итак, христиане не должны ни в коем случае опускать планку моральных требований ниже заповедей блаженства. Христианство — религия практики. Поэтому не забывайте, кого Иисус Христос называет блаженными, и стремитесь к святости, чтобы приносить плоды Духа.