Евангелие от Матфея 5:21-37

21 Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьет, подлежит суду».

22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.

23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,

24 Оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;

26 Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

27 Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй».

28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

33 Еще слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».

34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

35 Ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

36 Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37 Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого.

Прочитанные стихи требуют особого внимания читателей Библии. Правильное толкование учения, содержащегося в них, является основой христианской веры. В этом отрывке Господь Иисус Христос более подробно объясняет значение Своих слов: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». Господь учит, что Евангелие усиливает и возвеличивает закон. Христос показывает, что закон распространяется и на духовную жизнь, что он испытывает сердце, чего иудеи не понимали. Доказывая это, Господь Иисус Христос разъясняет суть трех заповедей из десяти.

Вначале Христос объясняет шестую заповедь . Многие думают, что они не нарушили эту заповедь, так как никого в буквальном смысле слова не убили. Однако Господь говорит, что требования данной заповеди должны пониматься более широко. Заповедь осуждает любую вспышку гнева, особенно если она была ничем не спровоцирована. Отметим это для себя. Итак, можно никого не убив, быть виноватым в нарушении шестой заповеди.

Далее, Господь Иисус дает объяснение седьмой заповеди . Многие предполагают, что если они не прелюбодействовали, то исполнили седьмую заповедь. Но Иисус Христос учит, что нарушение заповеди сердцем, в глазах Бога равно буквальному прелюбодеянию. Господь смотрит не на дела, а на состояние сердца. Бог может осудить за один единственный взгляд.

Затем Иисус Христос объясняет третью заповедь . Многие думают, что не нарушали данной заповеди, потому что никогда не призывали имени Бога напрасно. Но Господь запрещает клясться по пустякам и напрасно. Он говорит, что клятва любой сотворенной вещью призывает Бога в свидетели, даже если при этом имя Бога не было упомянуто вовсе. Поэтому клятву можно произносить только в особых случаях.

Таким образом, слова Иисуса Христа заставляют задуматься о состоянии сердца. Какие же уроки мы можем извлечь для себя из слов Христа?

Первый урок. Бог абсолютно свят. В силу Своей святости Он видит нечистоту там, где человек ее не видит. Ему открыты наши внутренние мотивы и от Него не сокрыты ни помышления сердец, ни дела. Было бы неплохо, если бы люди более серьезно восприняли эту истину. Если бы люди увидели Бога «как Он есть» (1 Ин. 3:2), тогда бы в сердце не осталось места для гордости и тщеславия, самоправедности и беззаботности.

Второй урок. Слова Иисуса Христа учат, что человек абсолютно невежествен в духовных вопросах . Нас не может не настораживать тот факт, что тысячи христиан в понимании закона остались на той же стадии, что и иудеи, которые прекрасно знают десять заповедей и думают о себе так же, как и молодой законник: «…все это сохранил я от юности моей…» (Мтф. 19:20). Иудеям и в голову не приходит, что они могут нарушить шестую и седьмую заповеди, не совершив внешнего их преступления. Таким образом, эти люди живут самодовольной жизнью, удовлетворяясь своей праведностью и религиозностью. Подлинно, блаженны те, кто понимает суть закона.

Далее, слова Господа учат, что для спасения необходима искупительная кровь Иисуса Христа. Кто из живущих на земле может устоять перед святостью Божией и услышать от Бога слова: «Не виновен»? Кто из нас, прожив жизнь осмотрительно, не согрешил десятки тысяч раз? «…нет праведного ни одного» (Рим. 3:10). Без всемогущего Посредника все мы обречены на вечное осуждение. Незнание истинного смысла закона порождает армию номинальных христиан, которые не верят в Евангелие, а довольствуются внешней, обрядовой стороной христианской религии. Им не откроется святость десяти заповедей, если только они не придут ко Христу за Его святостью.

И наконец слова нашего Господа учат тому, что следует бежать от греха. Если вы хотите жить святой жизнью, то прислушайтесь к словам Давида: «…буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим…» (Пс. 38:2). Держитесь в стороне от ссор и разногласий, пока они не привели к большему греху. «Начало ссоры — как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она» (Прит. 17:14). Усмирить плоть и умертвить члены свои лучше, нежели согрешить. Обуздайте уста, пусть люди называют вас педантом, если им угодно, пусть говорят, что вы слишком «особенны». Это не должно вас волновать. Стремитесь жить так, как повелевает вам Иисус Христос, и не стыдиться того.