Евангелие от Матфея 5:38-48

38 Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб».

39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

40 И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41 И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

42 Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

43 Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».

44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

45 Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

46 Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Здесь Христос объясняет нам как нужно относиться друг ко другу. Тот, кто желает научиться общению с себе подобными, непременно должен обратиться к этим стихам, заслуживающим того, чтобы их записали золотыми буквами. Даже враги христианства относятся к этим словам Христа почтительно. Обратимся же к более подробному их изучению.

Господь Иисус Христос осуждает дух мстительности и непрощения . «А Я говорю вам: не противься злому…». Тот, кто готов нанести оскорбление, кто несдержан в высказывании своих мыслей, кто всегда чем-то недоволен и заботится о своих правах более, нежели об обязанностях, тот нарушает учение Иисуса Христа. Мир может не видеть мерзости греха во всем этом, но мир — не христианство. Наш Господь сказал: «Не противься злому».

Иисус Христос учит нас любви и милосердию . «Любите врагов ваших». Отложите в сторону всякую злобу, обратите зло в добро, проклятие в благословение. Более того, любить надо не словом, а делом. Пожертвуйте своими неотложными делами ради другого; «кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два». Лучше пострадайте сами, чем из-за вас пострадает кто-то. Во всем да не будьте эгоистичны. Вместо того, чтобы думать: «А как другие поступают со мной», думайте: «А что Иисус хочет, чтобы я сделал в данной ситуации?»

Подобное поведение на первый взгляд может показаться невозможным. Но кто дал нам право уменьшить требования к себе? Рассмотрим два весомых аргумента, которые приводит наш Господь в поддержку Своего учения.

Первый аргумент. Если вы не стремитесь достичь границ, определенных Господом, то вы еще не дитя Его. Что делает «Отче наш, сущий на небесах»? Он добр ко всем: посылает дождь праведным и неправедным, повелевает солнцу светить для всех без исключения. Ребенок подражает отцу, но насколько мы подражаем нашему Небесному Отцу, если не являем милость ко всем без исключения? Если благотворительность чужда нам, то в чем свидетельство, что мы «новая тварь»? Мы должны «родиться свыше» (Ин. 3:7).

Второй аргумент. Если вы не стремитесь достичь пределов, определенных Господом, то вы все еще принадлежите миру. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» Даже безбожники любят тех, которые любят их. Для них они делают добро и заботятся о них. Но для христианина определяющими в жизни должны быть более высокие принципы. Неужели Христовы принципы недостижимы? Неужели невозможно полюбить врагов своих? Если ответ — да, то не обманывайтесь, вы не обращены! Потому что не приняли Духа от Бога (1 Кор. 2:12).

Стихи, прочитанные нами, призывают к действию и побуждают к смирению или, по крайней мере, к размышлению о смирении. Перед нами портрет христианина, каким он должен быть. Взирать на него, не ощущая боли, невозможно: как несовершенны мы по сравнению с ним. Из вышесказанного мы можем извлечь два урока.

Первый урок заключается в том, что если бы истинные верующие чаще обращались в своих мыслях к этим десяти стихам, то они бы более ревностно относились к проповеди христианства в мире, чем делают это они сейчас. Нельзя допускать и мысли, что эти стихи малозначимы. Серьезное отношение к ним делает нашу веру прекрасной, и, напротив, несерьезное отношение к ним искажает веру, делая ее неприглядной. Учтивость, доброта, нежность и уважение к другим являются великолепным обрамлением портрета христианской жизни. Эти черты христианина могут быть признаны миром, несмотря на то, что мир не признает доктрины христианства. В грубости нет веры, как ее нет ни в хамстве, ни в тупости, ни в пошлости. Возрастание в святости христианской жизни заключается в исполнении как великих, так и малых обязанностей верующего.

Второй урок учит нас тому, насколько прекраснее стал бы окружающий нас мир, если бы в нем практиковалось это учение. Кому не знакомы ссоры, распри, раздоры, эгоизм, приводящие мир к жалкому существованию? Что, как не учение Иисуса Христа, может сделать мир белее счастливым? Будем же помнить об этом. Те, кто думают, что христианство может принести несчастье людям, заблуждаются. Несчастье людям приносит отсутствие Бога в их жизни. Истинная вера несет с собой мир, милосердие, доброту. Чем больше человек доверяет учению Святого Духа, тем больше любит других людей и тем счастливее становится.