Евангелие от Матфея 7:12-20

12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними: ибо в этом закон и пророки.

13 Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;

14 Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные:

16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?

17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые:

18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.

19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.

20 Итак по плодам их узнаете их.

С этих слов начинается заключительная часть проповеди Иисуса Христа. Уроки, содержащиеся в этом отрывке, исполнены глубокого смысла. Обратимся же к ним.

Господь полагает общий принцип взаимоотношений между людьми. Мы должны поступать с людьми так, как бы мы хотели, чтобы люди поступали с нами. Никто не говорит здесь о том, чтобы мы поступали с окружающими так, как они поступают с нами, потому что в основу такого поведения положен эгоизм, и язычество служит его идеологией. Нам надлежит поступать с людьми так, как бы мы хотели, чтобы они поступали с нами. Это — христианство.

Воистину это золотое правило! Оно не просто запрещает всякую мелочную злобу и раздражительность, обман и хитрость — оно много шире. Общий принцип делает ненужными множество мелких правил поведения в той или иной ситуации. С его помощью каждый может узнать, что он обязан делать. Если мне не нравится, как ко мне относится мой ближний, тогда мне следует запомнить как он ко мне относится, и не относиться так же к другому. А есть ли в его отношении ко мне что-либо приятное для меня? Если да, то почему бы и мне не поступать с ним также. Скольких запутанных ситуаций удалось бы избежать, если бы все свято придерживались этого принципа!

Далее, Господь предупреждает, что путь веры совсем не таков, каким себе его представляют многие. Не достаточно думать так, как думают другие, и поступать так, как они поступают. Христианину не к лицу следовать обычаям и плыть, так сказать, по течению. Господь говорит, что путь, который ведет к жизни — «узок», и «немногие» находят его. Однако путь, который ведет к вечной погибели, «пространен» и «многие идут» по нему.

Это страшная истина! И слова, которые доносят ее нам, должны заставить многих задуматься: «По какому пути иду я? Господь говорит, что есть всего два пути, по какому иду я?» Не спешите, пусть Бог поможет каждому из вас дать ответ на этот вопрос.

И если вдруг я обнаружу, что моя вера — это вера большинства, то мне следует задуматься. Если я говорю, что мой путь, как путь многих, а Богу я поклоняюсь, как все поклоняются, то произношу себе смертный приговор. А как иначе, ведь это путь «в погибель», а вера моя не может спасти!

То, что мы исповедуем веру не популярную, и то, что не многие соглашаются с ней, не должно являться причиной для уныния. Нам следует помнить слова Господа о том, что врата на небеса тесны. Покаяние, вера в Иисуса и святая жизнь никогда не были популярны. Истинное стадо Христово никогда не было многочисленным. Непопулярность нашего вероисповедания не имеет ничего общего с чувством своей особенности. Подумайте, насколько лучше войти с несколькими людьми в жизнь, чем с тысячами в смерть!

И наконец Господь Иисус предупреждает нас о лжеучителях в Церкви. Следует остерегаться «лжепророков». Связь между этими словами и предыдущими поразительна. Идущий по узкому пути должен остерегаться «лжепророков», которые появились еще в дни апостолов и посеяли семена ложного учения вдоль узкого пути, и из этих семян постоянно произрастает ложь. Мы должны быть готовы к встрече с ней.

Господь Иисус Христос предупреждает нас не напрасно. Тысячи людей готовы поверить любой небылице, если она звучит из уст служителя церкви, при этом забывая, что служитель, как и прихожанин, может заблуждаться. Любое учение должно быть взвешенно на весах Священного Писания, и до тех пор пока учение соответствует Библии, ему должно следовать. «По плодам их узнаете их», — учит Библия. Здравое учение и святая жизнь — вот знаки истинных учителей. И нам об этом следует помнить. Ошибки наших учителей не могут служить извинением для нас. «…если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мтф. 15:14).

Что может лучше всего защитить от ложного учения? Без всякого сомнения, регулярное изучение Слова Божьего с молитвой о водительстве Святого Духа. Библия дана нам, чтобы служить светильником ноге нашей и светом стезе нашей (Пс. 118:105). Человек, читающий Слово с благоговением, защищен от ошибок. А вот пренебрежительное отношение к Библии приводит к обожанию первого встречного учителя. Неграмотность не может служить оправданием нежелания изучать Библию. Обыкновенная лень и неохота обременять себя размышлениями о Слове Божьем — вот истинные причины. Ничто не приносит лжеучителям такой пользы, как наша духовная лень, скрытая под ризой смирения.

Пусть же предупреждение Иисуса Христа не оставляет нас в покое. Не только мир, сатана и плоть являются врагами христианина, но и лжеучителя — волки в овечьей шкуре. Счастливы те, кто с молитвой склоняется над своей Библией, кто видит разницу между ложью и истиной. Разница эта существует, и мы призваны, чтобы отличать истину от лжи.