Предисловие

Предлагая вашему вниманию свои «Размышления над Евангелиями», во избежание недоразумений я счел необходимым объяснить, что это за работа и как она построена.

«Размышления над Евангелием от Матфея», которые сейчас перед вами, — это не научно-критический комментарий к евангелию. Я не ставил перед собой цели объяснить каждый стих в нем, разобраться со всеми сложностями, решить все возникающие при чтении и переводе проблемы.

При написании этой книги я действовал по следующему плану: я разделил библейский текст на отрывки, примерно по двенадцать стихов в каждом. Затем я сформулировал несколько коротких мыслей по каждому отрывку. Обычно я начинал с того, что определял главную тему рассматриваемого отрывка. После этого я выделял два, три или четыре пункта и сосредотачивал свое внимание на них, пытаясь четко и ясно объяснить их читателю. Иногда в выделенных пунктах я рассматривал доктринальные вопросы, а иногда — вопросы, связанные с практической христианской жизнью. При этом я всегда руководствовался одним правилом: я выбирал главные мысли в отрывке.

Я старался излагать свои мысли как можно проще и понятнее, тщательно подбирая слова. Я пытался представить себя на месте человека, который читает вслух другим и должен изо всех сил удерживать внимание своих слушателей. Каждый раз я говорил себе: «Я пишу для разных людей, я должен писать кратко». Конечно же, стремясь к этой цели, я многое оставил недосказанным, затрагивая только те вопросы, которые жизненно важны для спасения. Я оставил в стороне многие второстепенные темы, чтобы успеть сказать о самом важном. Мне кажется, что лучше запомнить меньше, но запомнить хорошо, чем пытаться объять необъятное и в конечном итоге не достигнуть ничего.

Свои «Размышления» я дополнил несколькими ссылками, где попытался объяснить наиболее трудные вопросы, потому что, мне кажется, что они будут полезны для тех читателей, которые глубже хотят разобраться в Священном Писании, но не имеют доступа к комментариям.

Безусловно, я понимаю, что не все будут согласны с моим мнением по тому или иному вопросу. В этом случае я могу только заметить, что я писал о том, во что верю, о том, что кажется мне истиной, о том, что, с моей точки зрения, имел в виду автор богодухновенной книги и Дух Святой. И я уверен, что, если истину проповедовать открыто, ничего не боясь и не утаивая своего мнения, она скорее достигнет сердца людей. Я твердо убежден, что в этих «Размышлениях» я не сказал ничего такого, что бы противоречило «Тридцати девяти статьям» моей Церкви, и что моя точка зрения в целом согласуется со всеми главными протестантскими вероисповеданиями. Мои богословские убеждения хорошо выразил один древний богослов: «Я знаю только одну истинную веру — христианство; я знаю только одно истинное христианство — учения о Христе, о Его божественной природе (Кол. 1:15), о Его божественном служении (1 Тим. 2:5), о Его божественной праведности (Иер. 23:6) и о Его божествен ном Духе, которого получают все, кто Его (Рим. 8:9). Я знаю, что истинными служителями Христа могут быть только те, которые считают возвеличивание Христа Иисуса делом всей своей жизни, проповедуя спасающую полноту Его благодати и славы, призывая людей уверовать в Него и возлюбить. Я знаю, что истинный христианин — это только тот, кто объединен со Христом верой и постоянно пребывает в Нем верой и любовью, прославляя имя Иисуса Христа в прелести святости Евангелия. Такие служители и христиане многие годы были моими братьями и соработниками и, надеюсь, будут всегда и везде, куда бы рука Господня ни повела меня».

Конечно, книга, раскрытая сейчас перед вами, во многом несовершенна (я это знаю лучше, чем кто бы то ни было). Но в то же время хочу сказать, что ни одна мысль в ней не была высказана без глубокого размышления и скрупулезного исследования точек зрения других людей. Я обращался за помощью к таким комментаторам, как Иоанн Златоуст, Августин, Феофилакт, Ефим, Кальвин, Брентий, Буцер, Мускулюс, Голтер, Беза, Буллингер, Пелликан, Ферус, Каловий, Коций, Бакстер, Пул, Гаммонд, Лайтфут, Холл, Дувил, Пискатор, Пареус, Лей, Несс, Мейер, Трэпп, Генри, Уитби, Гилл, Добридж Буркитт, Квеснел, Бенгель, Скотт, А. Кларк, Адамс, Ватсон, Альфорд, Барнес, Стиер и другим. Без преувеличения могу сказать, что я провел многие часы, дни, недели, изучая то, что написали эти авторы. Если мое мнение расходится с их мнением, то не потому, что я не знаком с ним.

На сегодняшний день существует так много различных комментариев, что я просто обязан сказать, кому я адресовал свои «Размышления».

Во-первых, я надеюсь, что эта книга будет использоваться для поклонения в кругу семьи. Книг, пригодных для этой цели, всегда мало.

Во-вторых, я хотел бы, чтобы эта книга помогла в служении тем, кто навещает больных и неимущих , а сегодня людей, которые посещают больницы, приюты с искренним желанием принести добро, очень много. Поэтому я думаю, что и им эта книга будет полезна.

И наконец хотелось бы верить, что моя работа послужит хорошим подспорьем тем, кто самостоятельно изучает евангелия. Я знаю, что не все могут себе позволить иметь объемные комментарии, изъясняющие Слово Божие. Может оказаться, что мой труд поможет им лучше запомнить главную идею отрывка и разобраться с его содержанием.

Отдавая на ваш суд этот том, я молюсь, чтобы он помог вам возрастать в чистой вере и познании Христа, чтобы Бог использовал его для прославления имени Своего, обращая и наставляя бессмертные души.

Дж. Райл