Евангелие от Матфея 12:1-13

1 В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.

2 Фарисеи, увидевши это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.

3 Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

4 Как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?

5 Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?

6 Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;

7 Если бы вы знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных;

8 Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.

9 И отошед оттуда, вошел Он в синагогу их.

10 И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?

11 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?

12 Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.

13 Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул; и стала она здорова, как другая.

Эти стихи по большей части посвящены теме субботнего дня. Иудеи времен Иисуса Христа весьма странно относились к субботе. Фарисеи многое добавили к учению Писания по этому вопросу, так что человеческие традиции скрыли сущность субботы как таковой. Во все времена существования Церкви Христа тема субботы открыто обсуждалась, и до сего дня существует огромное количество разных мнений относительно значения этого дня. Давайте же посмотрим, как Иисус в этом отрывке раскрывает тему субботы.

Во-первых, обратите внимание, что наш Господь Иисус Христос не отменяет заповедь блюсти субботу каждую неделю. Ни здесь, ни в любом другом месте четырех евангелий Он этого не делает. Господь часто указывал на ошибки иудеев в отношении субботы, но ни разу Он не сказал Своим ученикам, что им вовсе не надо соблюдать это Божье установление.

Очень важно это запомнить, так как поверхностное исследование слов нашего Господа породило множество заблуждений. Тысячи людей пришли к поспешному заключению, что четвертая заповедь к христианам не относится и что ее необязательно исполнять, как и церемониальный закон Моисея. Но Новый Завет не подтверждает такую точку зрения.

Он ясно свидетельствует, что Господь не отменял заповедь о субботе. Он лишь очистил ее от человеческих добавлений и показал, как эту заповедь следует понимать правильно. Христос не вычеркнул ее из декалога, а только лишь освободил ее от фарисейских выдумок, которые превратили ее из благословения в бремя. Четвертая заповедь так и осталась частью вечного закона Божьего, ни одна йота и ни одна черта которого не прейдет. Не забывайте об этом!

Во-вторых, из вышеприведенных стихов видно, что наш Господь Иисус Христос позволил делать в субботу любую работу, которая действительно необходима . Наш Господь не упрекал Своих учеников за то, что они собирали пшеничные колосья в субботу: так делать разрешало само Писание (Втор. 23:25). Апостолы были голодны и хотели есть — их нельзя осуждать. Иисус показал, что исцелить больного человека в субботу — это не значит нарушить закон. Мы не должны отдыхать от добрых дел.

Иисус приводит неопровержимые доказательства того, что в субботу можно оказывать милость и делать то, что необходимо. Он напоминает фарисеям, обвинявшим Его и Его учеников в нарушении закона, что Давид со своими людьми, когда был очень голоден, съел святые хлебы предложения из скинии. Он напоминает им, что священники в храме обязаны были трудиться в субботу, убивая животных и принося их в жертву. Христос напоминает им, что в субботу любой человек поможет овце выбраться из ямы, никто не оставит животное мучиться и умирать там. Кроме того, Иисус полагает принцип, суть которого в том, что ни одно установление Божье не запрещает творить дела милосердия. «Милости хочу, а не жертвы». Заповеди первой скрижали закона не нарушают заповедей второй. Поэтому нельзя утверждать, что четвертая заповедь принуждает нас отказывать в доброте и милости своему ближнему. И в этом есть глубокая мудрость. Библия напоминает нам, что «никогда человек не говорил так, как Этот Человек».

Заканчивая изучение этой темы, проверьте, не поддались ли вы искушению и не стали ли пренебрежительно относиться к субботе. Внимательно исследуйте свое сердце, не прикрываетесь ли вы учением нашего Господа, чтобы оправдать свое нежелание исполнять четвертую заповедь. Не злоупотребляйте данной вам свободой и не делайте вид, что в субботу вы творите дела милости, которые на самом деле вы делаете только для самоудовлетворения.

Надо учить людей правильно относиться к субботе. Если фарисеи впали в одну крайность, то не которые христиане — в другую. Фарисеи хотели сделать этот день более святым, чем он был на самом деле, а христиане часто лишают его всей святости и проводят его так, как им вздумается. Будем же следить за собой! Спасительное христианство тесно связано с соблюдением субботы. Не будем же забывать, что наша цель — «святить субботу»! В день Господний можно делать то, что нужно: «можно в субботы делать добро», и являть милосердие. Но лениться и развлекаться в субботу нельзя. Это противоречит примеру Церкви, это нарушение заповеди Бога.