Евангелие от Матфея 12:22-37

22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.

23 И дивился весь народ и говорил: не Сей ли Христос, сын Давидов?

24 Фарисеи же, услышавши сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.

25 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.

26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?

27 И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями.

28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.

29 Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.

30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам;

32 Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.

34 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.

35 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое.

36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:

37 Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

В вышеприведенных стихах есть «нечто неудобовразумительное». Ни одному, даже самому мудрому богослову, так и не удалось объяснить, что такое грех против Духа Святого. На основании Писания не трудно показать, что не есть грех, но трудно определить, что такое грех. И нас не должно это удивлять. Библия не была бы книгой Божьей, если бы в ней не встречались труднообъяснимые стихи, которые полностью не может понять ни один человек. Будем же благодарны Богу за те уроки мудрости, которые есть даже в самых простых стихах, доступных пониманию неумудренных.

Во-первых, давайте отметим, что самым большим грехом ожесточившихся и предубежденных людей является грех выступления против веры. Наш Господь изгоняет дьявола, а фарисеи заявляют, что он делает это «силою веельзевула, князя бесовского».

Это обвинение абсурдно. По словам нашего Господа, глупо полагать, что дьявол станет помогать разрушать свое царство и что «сатана сатану изгоняет». Но абсурднее всего звучат возражения людей против веры. Фарисеи были не единственными, кто, нападая на Христа, потеряли чувство здравого смысла, умение мыслить логически и дали волю своему раздражению.

Как бы странно не звучало это обвинение, его очень часто выдвигают против служителей Божьих. Их враги просто вынуждены признать, что они трудятся и их труд приносит плоды. Результат их труда налицо, его невозможно отрицать. Что же они тогда говорят? То же, что сказали фарисеи нашему Господу: «Это работа дьявола». Так говорили в ранней Церкви об Афанасии, так отзывались о Мартине Лютере римские католики. К сожалению, это обвинение будет звучать до тех пор, пока стоит мир.

Никогда не удивляйтесь диким обвинениям, которые выдвигаются безо всякой на то причины против благочестивых людей. «Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?» Это старое средство. Когда нечего сказать на доводы христиан и когда уже нельзя отрицать их труд, остается только очернить их. Если это ваш удел, несите его с терпением: жить во Христе и жить с доброй совестью — этого достаточно. Лживые обвинения не отнимут у нас небеса. В последний день все прояснится.

Во-вторых, эти стихи говорят, что в вере невозможно соблюдать нейтралитет . «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает», — говорит Христос.

Во все времена существования Церкви были люди, которые следовали средним курсом: они не были отъявленными грешниками, но и святыми их назвать было трудно. Когда они слышали Евангелие Христа, они соглашались с ним, но все же боялись открыто засвидетельствовать о своей вере. Они вроде бы и не отрицали Евангелие, и это заставляло их думать, что они не так уж плохи, как другие, но несмотря на это они не верили и не жили так, как того требовал Христос. Они не сражались на Его стороне, хотя открыто и не выступали против Него. Но наш Господь предупреждает, что такая жизненная позиция очень опасна. В вопросах веры есть только две стороны, только два лагеря. Живем ли мы с Христом, трудимся ли для Него? Если нет, значит, мы выступаем против Него. Несем ли мы добро в этот мир? Если нет, значит, мы приносим вред.

Этот принцип должны помнить все. Поймите, что у вас никогда не будет мира и вы не сможете делать другим добро до тех пор, пока не станете ревностным христианином. Еще никому не удавалось идти по пути Гамалиила и при этом быть счастливым и приносить добро.

В-третьих, из этих стихов мы узнаем, что грех против знания — страшный грех.

Этот вывод напрашивается сам собой из слов нашего Господа, касающихся богохульства на Святого Духа. Хотя эти слова трудно понять до конца, очевидно одно: существуют различные меры греха. Человек, который оскорбил Христа, не зная о Его миссии на этой земле, будет наказан не столь сурово, как тот, кто был просвещен Святым Духом и оскорбил Бога. Чем ярче свет, тем тяжелее вина того, кто отверг его. Чем лучше человек знает Евангелие, тем больший грех он совершает, отказываясь покаяться и поверить.

Учение о грехе содержится не только в рассматриваемых нами стихах. Так, апостол Павел говорит евреям: «Ибо невозможно — однажды просвещенных… опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» и «если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда» (Евр. 6:4-6; 10:26, 27). Подтверждением этих слов являются необращенные дети благочестивых родителей, необращенные слуги в благочестивых семьях, необращенные члены евангельских церквей, которых мы встречаем на каждом шагу и которые не хотят слышать разумные доводы.

Тот же самый огонь, который плавит воск, закаляет глину. Кроме того, истинность слов Христа доказали на примере своей жизни те, кто, судя по всему, кончил плохо. Фараон, Саул, Ахав, Иуда Искариот, Юлиан, Фрэнсис Спира — все они своей жизнью показали, что имел в виду наш Господь, когда говорил эти слова. Все они знали о Боге, но добровольно отвергли Христа. Разум каждого из них был просвещен, но сердце ненавидело истину. Конец их — «мрак тьмы на веки».

И наконец, из этих стихов мы узнаем, что очень важно наблюдать за тем, что мы говорим. Наш Господь говорит: «…За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда, ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься».

Эти слова, как никакие другие, испытывают наc. Не ошибусь, если скажу, что своим словам люди обычно придают мало значения. Они делают свое дело и часто говорят без всякого рассуждения. Им кажется, что слова не имеют значения, главное — дело.

Но так ли это? На самом ли деле наши слова — пустяк? Прочитав вышеприведенные стихи, мы не смеем так утверждать. Наши слова свидетельствуют о состоянии сердца точно так же, как вкус воды свидетельствует о чистоте источника. «От избытка сердца говорят уста». Слова выражают то, о чем думает разум. В день суда наши слова будут тщательно исследованы, и мы должны будем дать отчет за них так же, как и за свои дела. Очень важно помнить об этом. Даже если бы Библия состояла только из приведенных выше стихов, было бы очевидно, что все мы «виновны перед Богом», что нам необходима не своя праведность, а праведность от Бога (Фил. 3:9).

Читая эти слова, вспомните о прошлом, смирите свое сердце. Как много глупых, бесполезных, пустых, ничего не значащих слов было сказано! Как часто наши слова, вылетая из наших уст, как семена чертополоха, сеялись в сердцах других и давали там свои всходы, которых уже не искоренить! Как часто наши «разговоры» с друзьями, как сказал когда-то один святой, «оставляют только работу для покаяния». Мудро заметил Баркит: «Насмешка богохульника может уколоть даже тогда, когда язык, произнесший ее, уже мертв. Сказанное слово исчезает моментально, но и существует вечно». «Смерть и жизнь, — говорит Соломон, — во власти языка» (Прит. 18:22).

Следите же за своими словами в будущем. Примите решение внимательнее относиться к ним. Каждый день молитесь о том, чтобы слово ваше всегда было наполнено благодатью (Кол. 4:6). Каждый день вторьте святому Давиду, который говорит: «Буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим». Молите Всесильного о силе: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих». Как прекрасно сказал Иаков: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный…» (Пс. 38:2; 140:3; Иак. 3:2).