Евангелие от Матфея 13:24-43

24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;

25 Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;

26 Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

27 Пришедши же рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?

28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?

29 Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы;

30 Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою.

31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,

32 Которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все.

34 Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,

35 Да сбудется реченное через пророка, который говорит: «отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира».

36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И приступивши к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;

38 Поле есть мир; доброе семя, это сыны — Царствия, а плевелы — сыны лукавого;

39 Враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.

40 Посему, как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:

41 Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие

42 И ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;

43 Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Притча о пшенице и плевелах, которая занимает большую часть этого отрывка, в наши дни особенно важна. (Притчи о горчичном семени и закваске, возможно, будут рассмотрены в комментариях на другие евангелия). Она специально предназначена для того, чтобы убедить многих христиан не возлагать чрезмерных надежд на миссионерскую деятельность. Уделим же ей то внимание, которого она достойна!

Во-первых, эта притча учит нас тому, что до скончания века в церкви добро и зло будут находится рядом.

В видимой Церкви все перемешано: она как поле, на котором и пшеница, и плевелы растут рядом. В ней есть и верующие и неверующие, обращенные и необращенные, сыны Царствия и сыны лукавого — в собрании крещенных людей все перемешано.

Даже проповедь самого чистого Евангелия не сможет изменить эту ситуацию. Так было и будет во все времена существования Церкви. В этом на собственном опыте убедились и отцы Церкви, и реформаторы, и лучшие служители сегодняшнего дня. Никогда в видимой Церкви не росла одна пшеница. Дьявол, великий враг душ человеческих, всегда умудряется посеять плевелы.

Даже самая жесткая и суровая дисциплина не может ничего с этим поделать: история как епископальной, так и пресвитерианской, и индепендентской церквей показала это. Вы можете применять какие угодно средства для очищения церкви, но все равно не добьетесь своей цели на сто процентов, потому что плевелы все равно будут расти среди пшеницы, лицемерие и обман все равно проникнут в нее. Хуже всего то, что, если приложить слишком много усилий для очищения церкви, можно принести ей больше вреда, чем пользы. Можно перейти грань, наплодив в церкви множество иуд и поломав все «надломленные трости». В своем рвении мы можем выполоть вместе с сорняками и пшеницу. Надо признать, что мы слишком часто приносим вред, когда занимаемся тем, в чем не разбираемся. А тот, кто не заботится о пшенице и вырывает ее вместе с терниями, не имеет разума Христова. Как мудро заметил Августин, те, кто сегодня тернии, завтра могут превратится в пшеницу.

Ждете ли вы, чтобы весь мир усилиями миссионеров обратился ко Христу? Если да, тогда прочитайте эту притчу и откажитесь от своей мысли. Никогда все жители земли не станут «пшеницей» Божьей: и плевелы и пшеница будут «расти вместе до жатвы». Царства мира никогда не станут Царством Христа, и тысячелетнее царство не начнется, пока не вернется Сам Царь.

Встречались ли вы когда-нибудь с неверующими, которые заявляли, что христианство не может быть истинной религией, потому что в церквах так много лжехристиан? Вспомните об этой притче и расскажите им ее. Скажите им, что вас совсем не удивляет такое положение вещей, потому что Сам Господь восемнадцать столетий тому назад подготовил вас к этому. Он предвидел и предсказывал, что Его Церковь будет как поле, на котором растет не только пшеница, но и плевелы.

Одолевало ли вас когда-нибудь искушение оставить свою протестантскую церковь, потому что вы видели в ней много необращенных? Если да, то вспомните об этой притче и подумайте прежде, чем вы это сделаете. Вы никогда не найдете совершенную христианскую церковь. Вы можете провести всю свою жизнь в поисках совершенной общины, но так ничего и не найти: куда бы вы ни пошли, где бы вы ни поклонялись, вас везде будут окружать «плевелы».

Далее, хотелось бы отметить, что в день конца мира видимая Церковь будет разделена на благочестивых и безбожников .

Смешение в Церкви не будет существовать вечно: в конце концов пшеница и плевелы будут отделены друг от друга. Господь Иисус Христос в день Своего второго пришествия пошлет Своих ангелов, чтобы разделить всех исповедующих себя христианами на две большие группы. Эти могущественные жнецы не ошибутся: они точно смогут отличить праведника от нечестивого и наделить каждого своей наградой. Святые и верные служители Христа получат славу, почет и вечную жизнь, а безбожники, легкомысленные и необратившиеся, будут «ввергнуты в печь огненную».

Эта часть притчи для нас чрезвычайно важна. Смысл ее однозначен, ошибки быть не может. Наш Господь объяснил все очень четко и ясно, чтобы мы еще лучше это поняли. И поэтому Он говорит в конце: «Кто имеет уши слышать, да слышит!»

Пусть же нечестивые трепещут, читая эту притчу, пусть они поймут, что, если они не покаются и не уверуют, их ждет именно такая судьба. Пусть они знают, что, отвергая Бога, они сеют страдания в своей жизни; пусть они поразмыслят над тем, что в конце они окажутся в снопе плевел, который будет сожжен. Без сомнения, такая перспектива должна заставить людей задуматься! Как правильно сказал Бакстер, нельзя неправильно представлять терпение Божье по отношению к нечестивым.

Пусть же верующий в Христа утешается словами этой притчи; уповая на то, что в великий и ужасный день Господень его ждет блаженство. Голос архангела и труба Божья не испугают его, он услышит долгожданный призыв присоединиться к совершенной Церкви и совершенному сообществу святых. Как прекрасно будет, когда Церковь предстанет освобожденной от нечестивцев! Какой чистой будет пшеница в Божьем амбаре, когда все плевелы будут выбраны! Как ярко будет сиять благодать, когда ее не будут затуманивать мир и необращенные! Сегодня о праведных не так уж много известно, они не нравятся миру так же, как ему не нравился их Господин. «Мир потому не знает нас, что не познал Его» (1 Ин. 3:1). Но однажды «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их». Метью Генри говорил: «Их освящение будет завершено, их оправдание станет очевидным». «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3:4).