Евангелие от Матфея 13:44-50

44 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое нашед человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.

45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,

46 Который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.

47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,

48 Который, когда наполнился, вытащили на берег и севши хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.

49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных

50 И ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

Притчи о сокровище, скрытом на поле, и о купце, ищущем хороших жемчужин, призваны помочь раскрыть суть одной и той же идеи. Интересны эти притчи тем, что в одной богатство нашел тот, кто вовсе не искал его, а в другой жемчужину нашел тот, кто искал ее все жизнь. Но несмотря на эти различия, герои и первой и второй притчи ведут себя одинаково: оба они продают все, чтобы сделать найденное своим. Именно этот урок хотел преподать нам Иисус.

Обе притчи учат тому, что человек, осознавший настоящую ценность спасения, отдаст все, чтобы обрести Христа и вечную жизнь.

Что же сделали эти два человека, чтобы получить то, чего им больше всего хотелось? Один был убежден, что на поле спрятано сокровище. Он знал, что даже если он переплатит за него, все равно получит больше. Другой был убежден, что жемчужина, которую он нашел, достойна любых денег. Оба были убеждены, что они нашли что-то действительно ценное, оба были согласны идти на большие жертвы, чтобы сделать найденное своим. Кто-то может удивляться им, кто-то может считать их сумасшедшими, потому что только сумасшедший может так много денег заплатить за поле и жемчужину. Но они знали, что делали. Они были убеждены, что заключили выгодную сделку.

Иисус на этих простых примерах объясняет, как должен вести себя настоящий христианин. Он оставляет мир, оставляет своего ветхого человека, оставляет свою старую компанию в прошлой жизни. Он отдает все, как Матфей и Павел, все почитает тщетою ради Христа. Он делает это, потому что полностью убежден, что вера достойна этого. Почему так происходит? Потому что он знает, что Христос восполнит все его потери. Он видит во Христе безмерное «сокровище», он видит в Нем бесценную «жемчужину», достойную любой жертвы. Вот это настоящая вера, вот это печать истинной работы Святого Духа!

В этих двух притчах мы находим объяснение поведения многих необращенных людей. Они ведут себя так, как ведут, потому что полностью не уверены, что им стоит изменить свою жизнь. Они не хотят принимать решение и брать на себя крест. Они колеблются, они не могут посвятить себя одному, не могут смело стать на сторону Господа. А почему? Потому что они не уверены, что получат вознаграждение: у них нет веры. Они не убеждены в том, что действительно нашли «сокровище», и поэтому не могут решиться продать все, чтобы обрести Христа. К сожалению, сомнения часто приводят к одному — к смерти. Когда человек не может рискнуть всем ради Христа, мы можем сделать вывод, что в нем нет благодати Божьей.

Притча о неводе, заброшенном в море, чем-то похожа на притчу о пшенице и плевелах. Она призвана объяснить нам, что из себя представляет видимая Церковь Христа.

Проповедь Евангелия — это большой невод, заброшенный глубоко в море этого мира. Выловленная рыба — это Церковь, где все перемешено. В неводе было достаточно всякой рыбы, и плохой и хорошей. В пределах Церкви есть много всяких христиан, обращенных и необращенных, истинных и обманывающих как себя, так и других. Но однажды произойдет разделение хорошего и плохого, правда, случится это не раньше конца мира. Так великий Господь описывает Церкви, которые предстояло создать Его ученикам.

Очень важно запомнить урок, который преподал Иисус в этой притче, потому что вопрос, что из себя представляет видимая Церковь, — один из самых трудных в христианстве. По этому поводу существует множество заблуждений, которые порой опасны для души.

Эта притча должна научить нас, что в любом христианском собрании есть разные люди, обращенные и необращенные, дети Божии и дети мира сего. Это надо понимать и относиться к этому соответственно. Притча показывает, что нельзя говорить всем крещенным людям, что они получили рождение свыше, что у них есть Дух Святой, что они члены тела Христова, что они святы. Конечно, утверждать обратное приятно, но эти слова не могут принести никакой пользы, они не могут спасти. К сожалению, сегодня поощряют самоправедность и помогают грешникам уснуть, извращая тем самым ясное учение Христа и убивая души. Слышали ли вы когда-нибудь такое? Если да, то вспомните про «невод».

И наконец, никогда не удовлетворяйтесь внешним членством в Церкви. Можно попасть в невод, но так никогда и не стать Христовым. Крестильные воды изливались на мириады людей, которые никогда так и не были омыты водой жизни. Тысячи на Вечере Господней ели хлеб и пили вино, но так никогда и не попробовали вкусить Христа по вере. Обратились ли вы? Примут ли вас за «хорошую рыбу»? Это жизненно важный вопрос! На него когда-нибудь все равно придется ответить. Невод скоро наполнится, и тогда вера каждого покажет себя. Хороша рыба будет отделена от плохой навечно: нечестивые будут ввергнуты в печь огненную. По словам Бакстера, понятные слова нужно не комментировать, а обдумывать с верой.