Евангелие от Матфея 13:51-58

51 И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи!

52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.

53 И когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.

54 И пришед в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?

55 Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?

56 И сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?

57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.

58 И не совершил там многих чудес по неверию их.

Во-первых, давайте обратим внимание на удивительный вопрос, который задает наш Господь после того, как рассказал семь притч. Он спрашивает: «Поняли ли вы все это?»

«Душой» проповеди является применение ее в жизни. Проповедь без применения — как письмо без адреса. Оно может быть хорошо написано, на нем может стоять верная дата и подпись, но все равно от него нет никакой пользы, потому что оно никогда не придет по назначению. Сам Господь Своим вопросом «поняли ли вы все это?» показывает, что нужно и важно применять услышанное в своей жизни.

Пока человек не начнет размышлять над проповедью, слушать ее бесполезно. Это все равно что слушать звук трубы или бой барабана, или посетить служение римско-католической церкви, которое ведется на латинском языке. Ум человека должен работать, а сердце чувствовать; идеи должны проникать в разум и рождать новые мысли. Если этого нет, все тщетно.

Этот момент достаточно важен, потому что многие об этом даже и не задумываются. Тысячи людей постоянно посещают богослужения и думают, что исполняют свой праведный долг, но никогда не выносят оттуда ничего полезного для себя. Спросите их в воскресенье вечером, что нового они узнали сегодня на собрании — они не смогут вам сказать ни слова. Попросите их рассказать вам, какие знания они приобрели в течение года, и вы убедитесь, что они такие же невежды в вопросах веры, как и неверующие.

Проверьте же и свою душу. Берите с собой в церковь не только свое тело, но и разум, и сердце, и совесть. Спрашивайте себя почаще: «Что нового я извлек из этой проповеди? Что узнал? Какая мысль впечатлила меня?» Конечно, разум — это не самое главное в вере, но не следует думать, что он вообще ничего не значит. Сердце обладает самой большой ценностью, но не забывайте, что Дух Святой обычно действует на сердце через разум. Сонное, ленивое, невнимательное сердце вряд ли когда-нибудь обратится.

Во-вторых, в рассматриваемых стихах мы должны обратить внимания на то, что нашего Господа очень холодно приняли в Его отечестве .

Он пришел в город Назарет, в котором вырос, и «учил их в синагоге их». Без сомнения, там Он учил так же, как и везде. «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек». Но Иисус не произвел никакого впечатления на жителей Назарета. Они «изумлялись», но сердце свое не расположили к Его учению. Они говорили: «Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария?» Они не приняли Его, потому что знали Его в детстве. «И соблазнялись о Нем». Господь посмотрел на них и сказал: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем».

Эта грустная история описывает одно свойство нашей человеческой природы: все мы склонны не замечать чудес, с которыми часто сталкиваемся. У нас, в Англии, изобилие Библий и другой религиозной литературы, средства благодати доступны, каждую неделю мы слышим проповедь Евангелия, но не ценим это. К сожалению, правда, что в вере, как нигде, «доступность вскармливает презрение». Люди забывают, что истина остается истиной, какой бы древней и банальной она ни была. Пренебрегая ей, они принуждают Бога забрать ее!

Не удивляет ли вас, что родственники, слуги, соседи благочестивых людей не всегда обращаются? Не удивляет ли вас, что прихожане знаменитых проповедников редко раскаиваются? Не удивляйтесь. Посмотрите, как принимали Господа в Назарете, и научитесь мудрости.

Может, вы думаете, что, если бы вы увидели и услышали Самого Христа, вы сразу же стали бы Его верными учеником? Может, вам кажется, что если бы вы жили рядом с Ним, видели Его жизнь, то не были бы такими нерешительными, не колебались бы, а всецело отдались вере? Не надо так думать. Посмотрите на жителей Назарета и научитесь мудрости.

И последнее. Следует отметить, что неверие имеет свойство разрушать . Глава заканчивается страшными словами: «И не совершил там многих чудес по неверию их».

Эти слова указывают на причину вечной гибели многих душ! Они погибли, потому что не поверили . Ни на небе, ни на земле нет ничего, кроме неверия, что может помешать спасению: Бог может простить все грехи, какими бы тяжелыми и многочисленными они ни были, Он готов в Своей любви принять их, Христос Своей кровью готов омыть их, а Святой Дух готов Своей силой обновить всех «омытых кровью Христа». Мешает только одно — неверие. «Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь», — говорит Иисус (Ин. 5:40).

Берегитесь этого отвратительного греха! Этот древний грех привел к падению человека. Искорененный из сердца истинного верующего силой Святого Духа, он всегда готов вновь прорасти там и дать свои побеги. У детей Божьих есть три жестоких врага, о которых они всегда должны вспоминать в своих молитвах: гордость, любовь к мирскому и неверие. Но неверие — самый страшный из них.