Евангелие от Матфея 14:1-12

1 В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе

2 И сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

3 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего;

4 Потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.

5 И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.

6 Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду;

7 Посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.

8 Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.

9 И опечалился царь; но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,

10 И послал отсечь Иоанну голову в темнице.

11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.

12 Ученики же его пришедши взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.

Этот отрывок — страничка в книге Божьей, посвященная мученикам. Здесь приводится история смерти Иоанна Крестителя. Для нашего назидания здесь говорится и о нечестивом царе Ироде, и о смелом обличении Иоанна, и о тюремном заключении, которым Ирод наказал своего обличителя, и наконец о позорящих Ирода обстоятельствах смерти Иоанна Крестителя. «Дорога в очах Господних смерть святых Его!» (Пс. 115:6).

Св. Марк описывает смерть Иоанна Крестителя подробнее св. Матфея. Пока нам достаточно извлечь два общих урока из описания св. Матфея.

Во-первых, обратите внимание, что совесть обладает великой силой.

Царь Ирод услышал «молву об Иисусе» и сказал своим слугам: «Это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых». Он вспомнил, как беззаконно поступил с этим святым человеком, и испугался. Его сердце подсказывало ему, что он пренебрег божественным волеизъявлением, совершил грязное и отвратительное убийство. Его сердце свидетельствовало, что, хотя он и убил Иоанна, день расплаты наступит. Он еще встретится с Иоанном. Как хорошо подметил епископ Холл, самый страшный мучитель нечестивого, особенно если он пролил кровь, — его собственное сердце.

Совесть от рождения есть у каждого человека. Не забывайте об этом. И хотя все мы приходим в этот мир падшими и безнадежно нечестивыми, Бог позаботился о том, чтобы оставить свидетельство о Себе в нашей душе. Советь без Святого Духа — это слепой проводник, она не может никого спасти, не может привести ко Христу, но она может «сжечь» и растоптать своим каблуком. Она есть у каждого, обвиняющая или извиняющая. Писание и опыт доказывают это (Рим. 2:15).

Совесть может сделать жалким даже царя, если тот сознательно отвергает ее советы. Она может наполнить князей этого мира страхом и трепетом, как это было с Феликсом, которому проповедовал апостол Павел. Царям легче посадить проповедника в тюрьму или даже обезглавить его, чем заставить замолчать голос в собственном сердце. Можно убрать с дороги служителя Божьего, но его голос будет делать свое дело еще долго после его смерти. Пророки Божьи не живут вечно, но их слова часто продолжают существовать и после их смерти (2 Тим. 2:9; Зах. 1:5).

Пусть же беспечные и нечестивые задумаются над этим и не будут больше грешить против своей совести. Пусть они узнают, что их грехи «найдут их». Они могут смеяться, насмехаться, издеваться над верой некоторое время. Они могут кричать: «Кого мне бояться? Где мое наказание?» Но рано или поздно сеявшие неправду пожнут беду. Их греховность однажды застигнет их врасплох, они, как и Ирод, поймут, что «накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя» (Иер. 2:19).

Пусть служители и проповедники помнят о том, что в каждом человеке есть совесть, пусть они смело воздействуют на нее. Если наставлению сразу же не последовали, это не значит, что им не воспользовались. Если учение сразу не приняли, это не значит, что оно было произнесено впустую. У слушателей проповеди есть совесть, поэтому многие проповеди и уроки вспомнятся потом, когда проповедник или учитель, подобно Иоанну Крестителю, будет уже лежать в могиле. Тысячи людей знают, что мы правы, но, как и Ирод, не могут признать этого.

Во-вторых, заметьте, что дети Божьи не должны ожидать получения своей награды в этом мире.

Жизнь Иоанна Крестителя _лучший пример невознагражденного благочестия. Задумайтесь на мгновение о том, что, хотя в течение своего короткого служения он сделал так много, его земная жизнь закончилась трагично. Он был пророком Всевышнего и «больше всех, рожденных женами», но его посадили в тюрьму, как злодея! Он умер насильственной смертью, когда ему не было еще и тридцати четырех лет. «Горящий светильник» потушили, верного проповедника убили за то, что тот исполнял свой долг. Его убили, чтобы удовлетворить ненависть прелюбодейки и исполнить приказ капризного тирана! Посмотрев на все произошедшее, невежественный человек точно спросит: «Какая польза от того, что служишь Богу?»

Но все свидетельствует о том, что день суда будет. Бог разберется во всем и наградит каждого по делам его. Он спросит за кровь Иоанна Крестителя, апостола Иакова, Стефана, за кровь Поликарпа, Гуса, Ридли, Латимера. Все записано в Книге Божьей. «…Земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих» (Ис. 26:21). Рано или поздно мир узнает, что есть Бог, который судит землю. «Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший» (Еккл. 5:7).

Пусть каждый истинный христианин помнит, что скоро наступят лучшие времена. Не удивляйтесь тому, что сейчас вы страдаете. Это время обучения: мы все еще находимся в школе. Мы учимся терпению, долготерпению, благости, кротости. Вряд ли бы мы этому научились, если бы все сейчас было благополучно. Но скоро наступят вечные каникулы. Давайте же будем тихо ждать их, они возместят все. «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу…» (2 Кор. 4:17).