Евангелие от Матфея 14:13-21

13 И услышав Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.

14 И вышед Иисус увидел множество людей и сжалился над ними и исцелил больных их.

15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть.

17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

18 Он сказал: принесите их Мне сюда.

19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и преломив дал хлебы ученикам, а ученики — народу.

20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;

21 А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

В этом отрывке описано одно из самых могущественных чудес нашего Господа Иисуса Христа — насыщение «пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» пятью хлебами и двумя рыбами. Это чудо описывают все четыре апостола. Поэтому очевидно, что это событие в жизни нашего Господа заслуживает особого внимания. Давайте же попробуем разобраться, чему оно нас может научить.

Во-первых, это чудо неопровержимо доказывает, что наш Господь обладал божественной силой. Невозможно было бы накормить пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, если бы Иисус сверхъестественным образом не размножил их. Такое не смог бы сделать ни один фокусник, ни один самозванец или лжепророк. Они обманом и хитростью могут внушить слабым людям, что они исцелили больного или воскресили мертвого, но они никогда не смогли бы совершить такое чудо, которое совершил Христос. Они прекрасно знают, что не смогут внушить десяти тысячам мужчин, женщин и детей, что они сыты, когда они голодны. Если бы они только попробовали это сделать, их бы сразу уличили в обмане и мошенничестве.

Но наш Господь совершил это чудо и тем самым доказал всем, что Он — Бог. Он создал то, что раньше не существовало: реальную материальную пищу для пяти тысяч человек из пяти хлебов и двух рыб, которых не хватило бы, чтобы накормить и пятьдесят человек. Только если мы слепы, мы не увидим в этом руку Того, кто «дает пищу всякой плоти» (Пс. 135: 25) и кто создал весь этот мир и все, что в нем. Творить может только Бог.

Этот отрывок нужно запомнить. Мы должны собирать для себя все свидетельства проявления божественной силы нашего Господа. Необращенный человек с холодным сердцем вряд ли многое сможет извлечь из этой истории, а истинный верующий должен сохранить ее в своей памяти. Думая о мире, о дьяволе, о своем сердце, он должен быть благодарен Богу за то, что его Спаситель, Господь Иисус Христос всемогущ.

Во-вторых, это чудо показывает, что наш Господь сострадает людям.

Иисус в пустынном месте «увидел множество людей», которые изнемогали от голода. Он знал, что многие из этого «множества» по-настоящему не верят в Него и не любят Его. Они следовали за Ним или из любопытства, или из желания следовать моде, или по другим низменным мотивам (Ин. 6:26). Но наш Господь сжалился над всеми: Он накормил их всех. Все «насытились» и никто не остался голодным.

Именно так Господь Иисус Христос относится к грешникам. Его отношение не меняется. Он сейчас такой же, как раньше, «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх. 34:6). Он поступает с людьми не по их грехам, Он воздает им не по их беззакониям. Бог благословляет даже Своих врагов. Поэтому у нераскаявшихся к последнему дню не будет никакого оправдания, ведь благость Божья вела их покаянию (Рим. 2:4). Все поступки Бога показывают, что на самом деле Он «любит миловать» (Мих. 7:18). Будем же стремиться походить на Него. Как сказал один писатель, наше сердце должно изобиловать состраданием к больным душам.

И наконец, это чудо — живой символ того, что Евангелие может удовлетворить любую нужду человечества . Без сомнения, все чудеса нашего Господа имели духовный смысл и призваны были научить нас духовным истинам, к которым нам нужно относиться с благоговением и осторожностью. Не следует допускать ошибку многих из отцов: видеть аллегории там, где их нет. Однако в этом чуде, как ни в каком другом из совершенных нашим Господом, кроме ясных уроков, лежащих на поверхности, просматривается еще и глубокий духовный смысл.

Что же символизирует эта голодная толпа в пустынном месте? Безусловно, все человечество . Сыны человеческие — это огромное собрание погибающих грешников, изнывающих от голода в пустыне мира, беспомощных, безнадежных, стоящих на пути погибели. Все мы совратились с пути, как потерянные овцы (Ис. 53:6), и по природе своей мы далеко отстоим от Бога. Человек может не осознавать всей опасности, но в реальности он «несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3:17). Один только шаг между ним и смертью.

Что же символизируют эти хлебы и рыба, которых во время нужды оказалось достаточно, чтобы накормить десять тысяч человек? Они — символ учения о Христе, распятом за грешников, Заместителе, Который искупил Своей смертью грех мира. Это учение кажется душевному человеку необоснованным. Распятый Христос — «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1:23). Но все же Христос распятый был хлебом, «который сходит с небес и дает жизнь миру» (Ин. 6:33). Где бы история креста ни проповедовалась, она может восполнить всякую нужду человечества. Тысячи людей разного возраста, разного социального положения, из разных народов свидетельствуют, что Христос — эта «Божья сила и Божья премудрость». Они вкусили Его и «насытились», они поняли, что эта «истинная пища и истинное питье».

Поразмыслите хорошенько над этими словами. Каждое деяние Христа на земле было наполнено неизмеримо глубоким значением, постичь которое не сможет полностью ни один человек. Все слова и поступки Христа как богатые залежи наставлений, которые никто не сможет исчерпать. Множество отрывков в евангелиях напоминают облако, которое увидел слуга Илии (3 Цар. 18:44). Чем больше мы смотрим на него, тем больше и величественнее оно кажется. Писание обладает безграничной полнотой. Все остальные письмена по сравнению с ним бедны смыслом; чем больше мы читаем Библию, тем богаче она нам кажется.