Евангелие от Матфея 15:1-9

1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:

2 Зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?

4 Ибо Бог заповедал: «почитай отца и мать»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрет».

5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: «дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался»,

6 Тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:

8 «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня;

9 Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».

В этом отрывке записан разговор нашего Господа Иисуса Христа с книжниками и фарисеями. С первого взгляда может показаться, что предмет этой беседы на сегодняшний день совершенно неактуален, но на самом деле это не так: фарисейские принципы никогда не умрут. Поэтому все, что сказано здесь, имеет первостепенную важность.

Во-первых, мы узнаем, что лицемеры обычно придают огромное значение внешней религиозности . Не довольство книжников и фарисеев — тому яркий пример. Они обвиняли учеников нашего Господа, но в чем? Ученики не были ни жадными, ни самоправедными. Они верили в истину и были милосердными, они не нарушали закон Божий. Но для фарисеев и книжников существенным было то, что ученики Христа «преступили предание старцев и … не умывают рук своих, когда едят хлеб». Они не соблюдали человеческих правил, которые в прошлом установили иудеи! Вот что оскорбило фарисеев и книжников!

А вы не встречали ли таких фарисеев и сегодня? К сожалению, мы видим их очень часто. Сегодня можно найти тысячи христиан, которых не заботит, во что и как верит их ближний, лишь бы его вера не противоречила внешним установлениям. Иными словами, если ближний произносит правильные слова и разбирается в любимых учениях современных фарисеев, то этого им достаточно, чтобы признать ближнего «своим», хотя никаких других свидетельств его обращения нет. В противном случае, они всегда найдут, за что его упрекнуть. Они не смогут спокойно смотреть на него, если он служит Христу лучше, чем им. Остерегайтесь такого отношения: это сущность лицемерия. Пусть принципом вашей христианской жизни станут слова Павла: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).

Во-вторых, мы узнаем, что чрезвычайно опасно пытаться добавить что-либо к Слову Божьему. Если человек берется дополнять Писание, значит, он ценит свои дополнения больше Писания.

Наш Господь, защищая Своих учеников от нападок фарисеев, спрашивает: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» Христос смело наступает на всю систему добавлений к Слову Божьему, которые, с точки зрения фарисеев, были необходимы для спасения. Иисус вскрывает порочность все этой системы на примере пятой заповеди, авторитет которой был подорван хваленой традицией фарисеев. Таким образом, Христос утверждает принцип, который не следует забывать: каждой традиции свойственна тенденция «устранять заповедь Божью». Авторы традиций, возможно, не имели в виду ничего плохого и действовали из самых чистых побуждений. Но все же Христос ясно учит, что в любом религиозном установлении, основанном на человеческом авторитете, существует тенденция узурпировать авторитет Божьего Слова. Как мудро заметил Буцер, редко можно встретить человека, который, чрезмерно полагаясь на человеческие измышления, доверяет им меньше, чем благодати Божьей.

А разве Церковь своей историей не доказывает эту печальную истину? Доказывает и очень хорошо. Как говорит Бакстер, люди думают, что у Бога слишком много законов и все они очень строгие, чтобы точно исполнять их, но все же придумывают еще и свои. Разве вы не читали, что некоторые ставят правила богослужения и церковные законы выше Слова Божьего, наказывая за их неисполнение намного строже, чем за такие грехи, как пьянство или сквернословие? Разве не слышали вы о том, что Римско-католическая церковь огромное значение придает монашеским обетам, обетам безбрачия и соблюдению празднеств и постов? Разве не кажется вам, что для нее важнее соблюсти эти обеты, чем исполнить обязанности перед семьей или десять заповедей? Разве не встречали вы людей, которые более пекутся о том, чтобы не съесть мяса в Великий пост, чем о совершенном прелюбодеянии или убийстве? Разве не замечали вы, что у нас в стране многие считают епископство главным в христианстве, что «соборность», как они это называют, важнее покаяния, веры, святости и плодов Духа?

На все эти вопросы есть один ответ. Увы, и через восемнадцать веков дух фарисейства все еще жив. Христиане так же, как и иудеи, склонны устранять Божью заповедь своим преданием. К сожалению, привычка ставить человеческие измышления выше Слова Божьего все еще сохранилась. Будем же на страже! Будем же помнить, что традицией или человеческим преданием нельзя оправдать пренебрежительное отношение к родственникам и нарушение повеления Слова Божьего.

Наконец, мы узнаем, что Богу угодно только то поклонение, где люди поклоняются сердцем. Именно об этом говорит Господь, когда цитирует из пророка Исаии: «…Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня».

Сердце — это главное во взаимоотношениях мужа и жены, друзей, родителей и детей. Сердце должно быть главным и во взаимоотношениях нашей души с Богом. Что нам в первую очередь нужно, чтобы стать христианами? Новое сердце. Какую жертву требует от нас Бог? Смиренное и сокрушенное сердце. Что такое истинное обрезание? Это обрезание сердца. Что такое истинное послушание? Послушание от всего сердца. Что такое спасающая вера? Это вера сердцем. Где должен жить Христос? В нашем сердце верою. Какова главная просьба Мудрости, обращенная к каждому? «Сын мой! Отдай сердце твое мне…»

Давайте закончим изучение этого отрывка исследованием своего сердца. Всегда помните, что любое формальное поклонение Богу, будь то на людях или в тиши, тщетно, пока сердце далеко отстоит от Бога. Коленопреклонение, склоненная голова, громко сказанное «аминь», каждодневное чтение Библии, регулярное участие в Вечере Господней — все тщетно и бесполезно, пока наша любовь прикована ко греху, удовольствиям и деньгам. Если вы хотите спастись, вы должны утвердительно ответить на вопрос Господа: «Любишь ли ты Меня?» (Ин. 21:17).