Евангелие от Матфея 15:10-20

10 И призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте:

11 Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

12 Тогда ученики Его приступивши сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышавши слово сие, соблазнились?

13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;

14 Оставьте их, они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

15 Петр же отвечая сказал Ему: изъясни нам притчу сию.

16 Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?

17 Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?

18 А исходящее из уст — из сердца исходит; сие оскверняет человека;

19 Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления:

20 Это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека.

В этом отрывке мы находим два замечательных высказывания нашего Господа Иисуса Христа. Одно из них касается лжеучения, а другое — человеческого сердца. Оба они заслуживают нашего пристального внимания.

Наш Господь призывает противостоять лжеучению и обходить лжеучителей стороной, уверяя, что в конце концов их учение будет уничтожено . Он говорит: «…Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится». Внимательное изучение этого отрывка показывает, что ученики были удивлены тем, что Господь так резко осудил фарисеев и их традиции. Возможно, с малолетства они были приучены считать фарисеев лучшими и мудрейшими из людей. Ученики даже испугались, когда услышали, как их Господин называет фарисеев лицемерами и обвиняет их в нарушении заповеди Божьей. «Знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?» — спросили они у Него. На этот вопрос Иисус ответил притчей.

Смысл ее заключается в том, что лжеучение, как и учение фарисейское, — это растение, которое не увидит к себе милосердного отношения. Отец Небесный его не насаждал, поэтому его следует искоренить, к каким бы последствиям это ни привело. Не надо относиться к нему с милосердием, потому что оно калечит человеческие души. И не важно, что его насаждают высокопоставленные или ученые мужи: если оно противоречит Слову Божьему, ему нужно противостать и отвергнуть. Ученики Иисуса должны были понять, что они имеют право противостать любому учению, основанному не на Писании, и право «оставить» всех наставников, которые упорно проповедуют его. Рано или поздно все лжеучения будут полностью уничтожены и постыжены, и устоит только то, что было построено на Слове Божьем.

В бесконечно мудрых словах нашего Господа есть уроки, которые указывают на обязанность каждого человека, исповедующего себя христианином. Давайте же посмотрим, что это за обязанности и что они обозначают. Благословенная протестантская реформация стала возможна только благодаря исполнению этих слов.

Лежит ли на нас обязанность смело противостоять лжеучению? Конечно же, мы должны это делать. Ни боязнь кого-то обидеть, ни страх перед церковным осуждением не должны пугать нас, когда истина Божья в опасности. Если мы истинно следуем за Господом, мы должны во всеуслышание выступать против заблуждений. Как сказал Мускулий, истина не должна быть подавлена из-за человеческой слабости и слепоты.

Лежит ли на нас обязанность отстраняться от лжеучителей, если они упорствуют в своем заблуждении? Конечно же, мы должны это делать. Ни ложная деликатность, ни притворное смирение не должны помешать нам запретить служителям, которые в своих убеждениях противоречат Слову Божьему, служить. Вы подвергаете себя опасности, если подчиняетесь небиблейскому учению, — кровь ваша на главе вашей. Уитби говорил: «Никогда не стоит идти за слепым, чтобы упасть в яму».

Лежит ли на нас обязанность с терпением относиться к изобилию лжеучений? Безусловно. Вы не должны сражаться за правду с оружием в руках, а ждать, проповедовать, протестовать и молиться. Пусть мысль, что это не продлится долго, успокаивает вас. Сам Бог защитит Свое дело истины. Рано или поздно все ереси будут «искоренены», рано или поздно, как сказал Виклиф, «истина восторжествует».

Говоря о сердце, наш Господь утверждает, что оно — истинный источник всякого греха и порока. Фарисеи учат, что святость зависит от пищи и питья, от телесных омовений и очищений. Они были убеждены, что все, кто соблюдает эти традиции, чисты в глазах Бога, а кто пренебрегает ими — нечисты. Но наш Господь разрушает это ужасное учение, показывая Своим ученикам, что настоящий источник всех пороков находится не снаружи человека, а внутри. Христос говорит: «…Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека». Чтобы служить Богу верно, мало омыть свое тело. Надо стремиться быть «чистым сердцем».

Какую ужасную картину внутренней природы человека рисует тот, кто «Сам знал, что в человеке»! Каким грязным является наше собственное сердце! Какие страшные семена зла глубоко хранятся в каждом из нас, готовые в любой момент дать свои всходы! Что могут сказать в ответ на эти слова гордецы и самоправедники? Иисус говорит здесь не только о сердце воров или убийц, Он описывает сердце каждого человека! Подумайте об этом с Божьей помощью и научитесь мудрости!

Сделайте из всего этого для себя вывод, что в вере сердце — самое главное. Не удовлетворяйтесь одним хождением в церковь и соблюдением формальностей, смотрите глубже и желайте иметь сердце правое в глазах Бога. Правое сердце — это сердце, обагренное кровью Христа, обновленное Духом Святым и очищенное верой. Не останавливайтесь, пока Дух не засвидетельствует вам, что Бог создал в вас чистое сердце и сделал все новым (Пс. 50:9; 2 Кор. 5:17).

И наконец, примите решение «больше всего хранимого хранить сердце свое» всю свою жизнь (Прит. 4:23). Даже обновленное, оно все же слабое, даже в новом человеке оно может обманывать. Не забывайте, что главная опасность исходит изнутри. Даже совместными усилиями мир и дьявол не смогут принести вам так много вреда, как ваше собственное сердце, если вы не будете хранить его и молиться. Благословенны те, кто каждый день помнит о словах Соломона: «Кто надеется на себя, тот глуп» (Прит. 28:26).