Евангелие от Матфея 16:1-12

1 И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба.

2 Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: «будет ведро, потому что небо красно»;

3 И поутру: «сегодня ненастье, потому что небо багрово». Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете?

4 Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И оставив их, отошел.

5 Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов.

6 Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.

7 Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли.

8 Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?

9 Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали?

10 Ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?

11 Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?

12 Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.

В этих стихах описывается, как на нашего Господа вновь напали Его неугомонные враги — фарисеи и саддукеи. Вообще-то, эти две партии враждовали между собой, но объединились в преследовании Христа. Истинно, это был союз нечестивцев! И сегодня то же самое очень часто случается. Люди самых разных взглядов объединяются в своей неприязни к Евангелию и действуют сообща, чтобы не дать ему развиваться. «Нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:9).

В этом отрывке наше внимание в первую очередь привлекает тот факт, что Господь повторяет те же слова, которые Он говорил раньше, но при других обстоятельствах . Иисус говорит: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». Если мы вернемся к 12 главе 39 стиху, то найдем там те же самые слова.

Некоторые не придают никакого значения этому повторению. И напрасно. Оно еще раз возвращает нас к теме, которая достаточна трудна для понимания многих искренних читателей Библии, а это значит, что мы должны обратить на нее особое внимание.

Это повторение показывает, что наш Господь имел обыкновение неоднократно высказывать одни и те же мысли. Ему было мало сказать один раз о чем-то. Очевидно, что некоторые истины Он повторял снова и снова для того, чтобы Его ученики как можно лучше поняли их и запомнили. Христос знал, что память человеческая слаба, когда имеет дело с духовными материями; Он знал, что услышанное дважды запоминается лучше, чем услышанное один раз. Поэтому Иисус вынимал из Своей сокровищницы не только новые мысли, но и старые.

Какой же практический урок мы можем отсюда извлечь? Не стоит стремиться упорядочивать евангелия, как делают это многие. Если мы находим у св. Луки и св. Матфея одно и то же высказывание нашего Господа, это не означает, что оно было произнесено в одно и то же время и при одних и тех же обстоятельствах. Св. Матфей мог описывать одно событие в жизни нашего Господа, а св. Лука — другое, но в обоих этих случаях Господь говорил практически одно и то же. Иногда изучающие Библию сами же создают себе трудности, когда превращают два события в одно только потому, что и в одном и в другом случае были сказаны похожие слова. Намного более безопасно полагать, что наш Господь говорил одно и то же при разных обстоятельствах.

Во-вторых, особого внимания заслуживает то серьезное предупреждение, которое наш Господь делает Своим ученикам . Иисуса постоянно беспокоили лжеучения, распространившиеся среди иудеев, и то влияние, которое они оказывали. Поэтому, воспользовавшись случаем, Христос предостерег учеников: «…Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской». Давайте же разберемся, что означают эти слова.

Кого предостерегал Иисус? Двенадцать апостолов, первых служителей Церкви Христовой, людей, которые оставили все ради Евангелия. Даже их Он предостерегал! Даже лучшие люди человечества — это люди, которые могут в любое время впасть в искушение. «…Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:12). Если вы любите жизнь и хотите увидеть хорошие дни, не думайте, что эти слова «…смотрите, берегитесь…» к вам не относятся.

От чего предостерегает наш Господь Своих апостолов? От «учения» фарисейского и саддукейского. В евангелиях часто говорится, что фарисеи были самоправедными формалистами, а саддукеи — скептиками, вольнодумцами и наполовину неверующими. Даже Петр, Иаков и Иоанн должны были остерегаться их учения! Даже самые лучшие, самые святые верующие должны быть на стороже!

Как же Господь описывает лжеучения, о которых предостерегает Своих учеников? Он называет их «закваской». Как и закваска, однажды попавшая в тесто, они действуют тайно и бесшумно, постепенно изменяя всю веру, с которой они смешались. Каким иногда страшным может оказаться одно слово! Оно не просто создает угрозу впасть в ересь, оно — «закваска», которой должны были опасаться апостолы.

Все исповедующие себя христианами должны обратить на эти слова особое внимание, потому что этим предупреждением Христа часто пренебрегают. Церковь Христова только бы выиграла, если бы верующие так же хорошо изучали предостережения евангелий, как и их обещания.

Надо всегда помнить, что сказанное нашим Господом о «закваске фарисейской и саддукейской» относится ко всем временам. Слова Христа предназначались не только для современников, но для всей Церкви. Христос предвидел историю христианства. Великий Целитель отлично знал, что фарисейские и садукейские учения — это две самые изнуряющие болезни Его Церкви, от которых она будет страдать до конца мира. Иисус хотел, чтобы мы знали, что в рядах христиан всегда будут и фарисеи, и саддукеи. Они никогда не вымрут, у них всегда будут наследники. Имя может измениться, но дух останется прежним. Поэтому Христос умоляет нас: «Смотрите, берегитесь».

Итак, примите это предупреждение для себя лично, ревнуя о своей душе. Помните, что мы живем в мире, где фарисейство и саддукейство постоянно пытаются возглавить Церковь Христову. Некоторые хотят что-то добавить к Евангелию, другие — убавить; одни хотят похоронить его, другие — превратить в ничто, а третьи — задушить нагромождением традиций, обескровить его, отняв его истины. Все партии согласны только в одном: все они, если бы смогли, с радостью уничтожили бы христианство.

Будьте же на страже и молитесь, чтобы не впасть ни в одно из этих заблуждений. Ничего на добавляйте к Евангелию, чтобы угодить римско-католическим фарисеям, и ничего не отнимайте, чтобы угодить неологианам-саддукеям. Пусть вашим проводником будет истина, вся истина и ничего, кроме истины. Ничего не добавляйте и ничего не отнимайте.