Евангелие от Матфея 16:13-20

13 Пришед же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?

14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков.

15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?

16 Симон же Петр отвечая сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго.

17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;

18 И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;

19 И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

20 Тогда [Иисус] запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.

К сожалению, то, что написано в этом отрывке, привело к разделению между христианами. Люди так долго и упорно сражались с его значением, что в конце концов потеряли всякую любовь друг ко другу, так и не придя к общему заключению. Мы же мельком взглянем на эти спорные слова, а потом постараемся извлечь несколько практических уроков из этого отрывка.

Как мы должны понимать эти замечательные слова нашего Господа: «…Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою?» Означает ли это, что сам апостол Петр является тем основанием, на котором построена Церковь Христова? Маловероятно, что Иисус имел именно это в виду. Вряд ли бы в Писании сын Адама, грешный и постоянно ошибающийся, стал бы называться основанием духовного храма. Кроме того, почему наш Господь не сказал: «На тебе Я создам Церковь Мою», но «…на сем камне Я создам Церковь Мою».

На самом деле «камень» в этом отрывке означает Самого Господа Иисуса Христа, Мессию, Бога, которого только что признал таковым Петр. Господь как будто сказал: «Ты по праву будешь называться Петром, камнем, ибо ты только что исповедал ту самую истину, на которой, как на камне, я построю Свою Церковь»(Такой взгляд — это не современная выдумка протестантов. Его придерживался еще Иоанн Златоуст. Так же учил в XVI веке и Ферус, знаменитый римско-католический проповедник францисканского ордена, написавший комментарии на Евангелие от Матфея).

Как же нам нужно понимать обещание, данное Петру: «…и дам тебе ключи Царства Небесного»? Значит ли это, что ему дано право определять, чьи души можно впустить на небеса, а чьи нет? Такое предположение абсурдно! Это право принадлежит только Христу (Откр. 1:18). Значат ли эти слова, что Петр чем-то превосходит других апостолов? За все новозаветное время Бог не дал и малейшего подтверждения тому, что Петр бы выше остальных одиннадцати апостолов.

На самом же деле Петру было обещано, что он удостоится чести первым открыть дверь спасения и иудеям, и язычникам. Обещание исполнилось и тогда, когда в день Пятидесятницы Петр проповедовал иудеям, и тогда, когда Петр отправился в дом язычника Корнилия. И каждый раз апостол брал «ключи», чтобы открыть дверь веры. И сам Петр чувствовал это, потому что сказал: «Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали» (Деян. 15:7).

Кстати сказать, ошибочно предполагать, что Писание можно истолковать в согласии с «единодушным мнением отцов». У них не было единодушного мнения! Эта напыщенная фраза не соответствует фактам. Отцы так же не соглашались между собой в толковании Писания, как не соглашались Уитби и Гилл, Мэтью Генри и д’Ойли, и Мант. И наконец, что же значат слова «…что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах»? Значат ли они, что апостол Петр был наделен властью прощать грехи и освобождать грешников от их вины? Нет. Власть прощать грехи есть только у Христа: Он великий Первосвященник. Ни Петр, ни другие апостолы не делали этого, но всегда приводили людей ко Христу.

На самом деле эти слова значат, что Петру и его братьям, апостолам, будет поручено со властью открывать людям путь спасения. Как ветхозаветный священник заявлял, что прокаженный исцелился, так и апостолы должны были объявлять, что грешники прощены. Кроме того, у апостолов был особое право учить правилам, по которым Церковь должна была разрешать спорные вопросы. Что-то они «связывали», то есть запрещали, что-то «развязывали» — разрешали. Примером этому служит решение собора в Иерусалиме, по которому язычники не должны были обрезываться (Деян. 16:19). Это поручение было дано только апостолам. Оно не передалось по наследству. Апостолы начали его выполнять, они же и закончили.

На этом мы остановимся и не будем больше рассматривать эти спорные слова. Достаточно было сказано для нашего наставления. Надо только помнить, что какой бы смысл люди не вкладывали в них, они не имеют ничего общего с тем смыслом, который вкладывает в них Римско-католическая церковь. Давайте сейчас обратим свое внимание на более важные для нашей души вопросы.

Во-первых, посмотрите, как смело апостол Петр исповедует Христа Господом . В ответ на вопрос Иисуса: «Вы за кого почитаете Меня?» Петр отвечает: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго». Невнимательный читатель из-за своего невежества может подумать, что ничего особенного в словах апостола нет, и удивиться такой необычной реакции нашего Господа. Люди забывают, что одно дело верить в божественность Христа, находясь в окружении христиан, и совсем другое — признать Его Богом в среде неверующих иудеев.

Петр исповедал свою веру в Христа тогда, когда мало кто был с Ним. Большинство противостояло Иисусу: книжники, священники, фарисеи — все были против Христа, когда Он был в «образе раба», без богатства, без царского достоинства, без каких бы то ни было внешних признаков того, что Он — Царь. Чтобы в то время признать Христа Богом, надо было обладать великой верой и большой смелостью. По словам Брентия, само по себе исповедание Петра «было конспектом всего христианства, кратким изложением истинного вероучения». Именно поэтому наш Господь сказал: «Блажен ты, Симон, сын Ионин».

Нам бы тоже не мешало проявлять такое же рвение и любовь, как это сделал Петр. Возможно, мы иногда недооцениваем этого святого из-за того, что он три раза отрекся от своего Господа. Но это величайшее заблуждение. Несмотря на все свои ошибки, Петр был искренним, ревностным и преданным рабом Христа. Несмотря на все его несовершенства, Библия ставит его в пример всем христианам. Безусловно, такое рвение может угасать, направленное не в ту строну, оно может привести к досадным ошибкам, но это рвение никогда нельзя презирать. Оно пробуждает спящих, поднимает ленивых, заставляет действовать. Нет ничего страшнее, чем вялость, теплота и оцепенение в Церкви Христа. Такие христиане, как Симон Петр и Мартин Лютер, для Церкви — благословение.

Во-вторых, проверьте, понимаете ли вы, что имеет в виду Христос, когда говорит о Своей Церкви. Церковь, которую Иисус обещает построить на камне, — это «блаженное собрание всех верующих». Это не видимая церковь, созданная из людей одной национальности, в одной стране или какой-то местности. Это тело, состоящее из верующих всех времен, всех языков и всех народов. Церковь — это все, кто был омыт кровью Христа, кто облачился в одежды праведности Христа и был обновлен Духом Христа, присоединившись к Нему верой. Каждый член Церкви крещен Духом Святым и по-настоящему свят. Церковь — это одно тело, поэтому все, кто принадлежит к ней, имеют одно сердце и один разум, верят в одно и то же, придерживаются одних и тех же учений, необходимых для спасения. У Церкви одна Голова — Сам Иисус Христос. «…Он есть глава тела Церкви» (Кол. 1:18).

Берегитесь заблуждений в этом вопросе, ибо слово «Церковь» чаще всего понимается неправильно, что причиняет вред чистой вере. Невежество в этом вопросе может стать неиссякаемым источником фанатизма, желания от всех отделиться и преследовать инакомыслие. Люди спорят, к какой церкви лучше принадлежать: к епископальной, пресвитерианской или индепендетской, как будто от того, к какой партии ты принадлежишь, зависит, принадлежишь ли ты к Христу. Они забывают, что есть одна истинная Церковь, за пределами которой нет спасения. В последний день не будет иметь никакого значения, где мы поклонялись, если мы не окажемся членами истинной Церкви Божьих избранных.

И последнее. Обратите внимание, какое чудесное обещание дает Христос Своей Церкви. Он говорит: «…Врата ада не одолеют ее». Это обещание означает, что сатана никогда не сможет уничтожить людей Христовых. И хотя он, искусив Еву, принес грех и смерть первому творению, он никогда не сможет уничтожить новое творение, он никогда не превозможет верующих. Мистическое тело Христа никогда не умрет. Никакие гонения, напасти, потрясения, законы не погубят ее: она переживет гнев любых фараонов и римских императоров. Видимые церкви, например, церковь в Эфесе, могут исчезнуть, но истинная Церковь — никогда. Как тот куст, который видел Моисей, она может гореть, но никогда не сгорит. Каждый ее член достигнет славы. Несмотря на падения, прегрешения, несмотря на мир, плоть и дьявола, ни один член истинной Церкви не погибнет (Ин. 10:28).