Евангелие от Матфея 17:1-13

1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,

2 И преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет.

3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.

5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

6 И услышавши ученики пали на лица свои и очень испугались.

7 Но Иисус приступив коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.

8 Возведши же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

10 И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?

11 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все;

12 Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.

13 Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.

Эти стихи описывают одно из самых удивительных событий, произошедших во время земного служения нашего Господа, — преображение, как часто событие это называют. Очень поучительно, что произошло оно именно в этот момент. В конце предыдущей главы нам было дано откровение о кресте, здесь же мы видим образ грядущей награды. Сердце, которое только что расстроили слова Христа о страданиях, должно возрадоваться при виде славы Христа. Обратите на это внимание. Очень часто мы многое упускаем из виду, забывая проследить связь между главами Писания.

Без сомнения, в только что описанном видении есть много таинственного. Так и должно быть. Мы все еще пребываем в теле: своими ощущениями мы хорошо воспринимаем только материальное, плотское. Наши представления о прославленном теле и умерших святых туманны и далеки от совершенства. Но все же давайте попытаемся извлечь практические уроки из произошедшего.

Во-первых, здесь описана слава второго пришествия Христа и Его народа.

Нет сомнений, что явить эту славу было одной из главных целей этого чудесного видения. Оно должно было приободрить учеников, дать им хотя бы мельком взглянуть на те блага, которые ожидают их в будущем. Когда они увидели, что «просияло лице Его, как солнце» и что «одежды же Его сделались белыми, как свет», они представили себе, с каким величием придет Иисус со всеми Своими святыми в этот мир во второй раз. Край завесы был приподнят, чтобы показать истинное достоинство их Господина. Они поняли, что если Он все еще не явился миру как Царь, то только потому, что время для этого еще не пришло. Об этом однозначно говорит св. Петр, когда вспоминает об этом событии: «Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа… быв очевидцами Его величия» (2 Пет. 1:16).

Вера в грядущую славу Христа и Его народа должна глубоко запасть в нашу душу. К сожалению, мы очень часто забываем об этом. В том мире, в котором мы живем, очень мало видимых доказательств этому: мы еще не видим, что Бог «все покорил под ноги Его» (Евр. 2:8). Грех, неверие, суеверия встречаются на каждом шагу. Тысячи людей всей своей жизнью показывают, что не хотят, чтобы этот Человек был их Царем. Еще не открылось, что ждет людей Божьих: мы видим их крест, их скорби, их слабости, их борьбу, но плохо представляем себе их будущую награду. Но все равно не сомневайтесь в этом. Если вас все-таки одолевают сомнения — прочитайте отрывок о преображении. Иисуса и всех, кто верит в Него, ждет такая слава, которую человек не может себе даже представить. Это не только обещание — три человека стали свидетелями ее проявления. Один из них говорит: «…мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). А если они это видели, в это можно поверить.

Во-вторых, эти стихи неопровержимо доказывают, что нас ждет воскресение тела и жизнь после смерти. Написано, что Моисей и Илия видимым образом предстали с Христом в славе: ученики видели их в теле, они слышали, как те разговаривали с нашим Господом. Прошло уже тысяча четыреста восемьдесят лет после того, как Моисей умер и был похоронен; более чем девятьсот лет назад вихрь вознес Илию в небо, но все же Петр, Иаков и Иоанн увидели их живыми!

Обратите внимание на эту часть отрывка: это стоит того. Если вы вообще когда-нибудь задумывались, в каком состоянии находятся мертвые, вы, наверняка, знаете, что это очень интересная и таинственная тема. На наших глазах людей хоронят одного за другим. Их кладут в узкую могилу и мы их никогда больше не видим. Со временем их тела превращаются в прах. Но будут ли они жить снова? Увидим ли мы их опять? Отпустит ли могила умерших в последний день? Все эти вопросы время от времени встают перед нами, хотя Слово Божье делает на этот счет очень ясные утверждения.

Преображение — это яркое свидетельство того, что мертвые воскреснут. Два человека, которые уже давно были отделены от царства живых, появились на земле в своих телах. Это доказывает, что воскреснут все. Все, кто когда-нибудь жил на земле, снова обретут жизнь и получат по счетам: никто не будет забыт. Никто не будет уничтожен. Все, кто почил во Христе, останутся целыми: патриархи, пророки, апостолы, мученики — все до последнего раба Божьего в наши дни. «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). Их дух живет так же реально, как живем мы. Потом они появятся в прославленном теле, и это верно как и то, как Моисей и Илия появились на горе. Это великая мысль! Будет воскресение, и люди, как Феликс, могут трепетать. Будет воскресение, и люди, как Павел, могут радоваться.

И наконец эти стихи чудесным образом свидетельствуют о том, что Христос бесконечно превосходит всех, рожденных женщинами .

Это возвестил глас с небес, который слышали ученики. Петр, смутившись от увиденного и не зная, что сказать, предложил построить три кущи: одну для Христа, одну для Моисея, одну для Илии. Он хотел поместить законодавца и пророка рядом с Господом, как будто они все были равны. Но его предложение было отвергнуто удивительны образом: облако скрыло Моисея и Илию, и они исчезли из виду. В то же время из этого облака прозвучал голос, торжественно повторивший то, что было уже сказано при крещении Иисуса: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Петр, услышав этот голос, должен был понять, что его Господь бесконечно превосходит по Своему величию и Моисея, и Илию. Моисей был верным рабом Божиим, Илия смело свидетельство вал об истине: но Христос был намного выше их. Он — Спаситель, о котором постоянно говорил закон и пророки. Он — истинный Пророк, которого все должны слушать (Втор. 18:15).

И Моисей, и Илия были великими людьми своего времени, но Петр и бывшие с ним должны были понять, что по своей природе, достоинству и служению они были намного ниже Христа. Он был настоящим солнцем: они были звездами, свет которых зависит от солнца. Он был корнем — они были ветками. Он был Господином — они были слугами. Их добродетель имела источник: Его добродетель принадлежала только Ему. Да, они должны были почитать Моисея и пророков как святых людей, но если они хотели спастись, они должны были служить только Христу и только Его прославлять. «Его слушайте».

В этих словах сокрыт важный урок для всей Церкви Христовой. Человек по своей природе постоянно пытается «слушать человека». Епископы, священники, дьяконы, папы, кардиналы, синоды, пресвитерианские проповедники и пресвитерианские служители постоянно занимают место бога, которое они не должны занимать, и тем самым отбирают славу у Христа. Опасайтесь этой привычки и будьте настороже. Пусть эти важные слова все время звучат в вашей голове: «Его слушайте».

Даже лучшие из людей — это всего лишь люди. Патриархи, пророки, апостолы, мученики, отцы, реформаторы, пуритане — все это грешники, которые нуждаются в Спасителе. Да, они святы, достойны похвалы и уважения, но все равно грешники. Они никогда не должны вставать между нами и Христом. Только Он «Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Только Ему Отец поручил раздавать хлеб жизни. Только у Него есть ключи. Он — «сущий над всем Бог, благословенный во веки» (Рим. 9:5). Давайте внимательно следить за тем, чтобы слушать Его голос и следовать за Ним. Давайте оценивать любое религиозное учение по тому, ведет ли оно нас ко Христу или нет. Суть спасительной веры — в повиновении словам: «Его слушайте».