Евангелие от Матфея 17:22-27

22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,

23 И убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

24 Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?

25 Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?

26 Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;

27 Но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.

В этом отрывке содержится история из жизни нашего Господа, которую описал только Матфей. Иисус совершил удивительное чудо, чтобы заплатить пошлину за служение в храме собирателям дидрахм. В этом отрывке есть три момента, на которые надо обратить пристальное внимание.

Во-первых, заметьте, что наш Господь знает абсолютно все, что сказано и сделано в этом мире. Св. Матфей написал, что «подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да». Очевидно, что Господь не присутствовал при этом разговоре, но как только Петр вошел в дом, Иисус спросил его: «Как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати?» Тем самым Он показал, что отлично знал, о чем Петр разговаривал с собирателями дидрахм, как будто присутствовал при этом разговоре и слышал все, что было сказано.

То, что наш Господь все знает, очень важно. У Него есть око, которое всегда видит, как мы поступаем; у Него есть ухо, которое слышит все наши слова. Все открыто глазу Того, с кем мы имеем дело. Скрыться невозможно, лицемерить бесполезно. Можно обманывать служителей, можно лгать родственникам и ближним, но Господь видит все в нас. Христа обмануть нельзя.

Мы должны попытаться на практике использовать эту истину. Надо жить так, как будто мы находимся перед глазами Господа и, подобно Аврааму, «ходить пред Ним» (Быт. 17:1). Не говорите того, что не угодно слышать Христу; не делайте того, что не угодно Ему видеть. Решая, как поступить в трудной ситуации, спрашивайте себя: «Как бы я поступил, если бы Иисус был рядом?» Не думайте, что это глупо, что это препятствует исполнению долга. Если это чему-то препятствует, то только греху. Блажен тот, кто понимает, что Господь присутствует рядом, кто говорит и делает только то, что угодно Христу.

Во-вторых, заметьте, что наш Господь обладает всемогущей властью над всем творением . Он сделал так, что рыба заплатила. Он повелел немой твари принести деньги, чтобы исполнить требование собирателей дидрахм. Как мудро сказал Иероним: «Я не знаю ничего, что бы лучше этого случая доказывало величие нашего Господа и Его способность знать все наперед».

Во всем произошедшем буквально исполнились слова псалмопевца: «Ты… поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями» (Пс. 8:6-9).

Это одно из многочисленных доказательств могущества и величия нашего Господа Иисуса Христа. Только Он, рожденный прежде всякой твари, может заставить все творение подчиниться Себе. «Им создано все — все Им стоит» (Кол. 1:16-17). Верующий, который служит Христу среди язычников, может смело предать себя в Его руки: Он служит Тому, у кого вся власть, кто повелевает даже животными. Как хорошо становится при мысли, что всемогущий Господь умалил Себя и был распят для нашего спасения! Как спокойно становится при мысли, что во время Своего второго пришествия Он явит свою власть над творением всему миру: «Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» (Ис. 65:25).

И наконец заметим, что наш Господь готов уступить, чтобы не соблазнить . Он по праву мог бы потребовать освободить Его от уплаты дидрахм. Сыну Божьему не надо было платить за содержание дома Своего Отца; «Тот, кто больше храма», мог бы отказаться от уплаты налогов на храм, но Он не поступил так. Он не воспользовался Своим правом. Он захотел, чтобы Петр заплатил требуемые деньги. В то же время Он указывает на причину Своего решения: «…чтобы нам не соблазнить их». «Иисус скорее совершит чудо, чем соблазнит хотя бы мытаря», — сказал епископ Холл.

Христос должен стать примером для всех называющих себя христианами. Великая мудрость заключена в пяти словах: «…чтобы нам не соблазнить их». Эти слова учат нас тому, что мы иногда должны пренебрегать своим мнением и подчиняться требованиям, которые нам кажутся неразумными, ради того, чтобы не стать соблазном и не быть препятствием Евангелию Христову. Мы, конечно, не можем пренебрегать правами Бога, но от своих собственных мы можем с пользой отказаться. Упрямое отстаивание своих прав кому-то может показаться поступком героическим. Но в свете слов Христа можно засомневаться в мудрости такого упрямого человека и в том, что у него — ум Христов. Иногда христианин проявляет лучшие свидетельства благодати, снисходя, а не настаивая на своем.

Давайте помнить об этом отрывке как граждане и поданные . Нам может не нравиться политика наших властителей, мы можем не соглашаться с принципами налогообложения, но встает важнейший вопрос: принесет ли наше сопротивление какую-нибудь пользу вере? Если нет, то давайте промолчим, «чтобы нам не соблазнить их». «Христианин, — говорит Буллингер, — никогда не должен нарушать покой в обществе ради того, что имеет лишь преходящую ценность».

Давайте помнить этот отрывок как члены церкви. Возможно, нам не все нравится в обрядах и церемониях нашей общины, возможно, нам кажется, что руководителям не хватает духовной мудрости, но в конце концов настолько ли важно то, чем мы недовольны? Идет ли речь о великой евангельской истине? Если нет, давайте будем вести себя спокойно, «чтобы нам не соблазнить их».

Давайте помнить этот отрывок как члены общества . Возможно, в той среде, где мы живем, есть много обычаев и традиций утомительных, бесполезных и бессмысленных для нас как христиан. Но затрагивают ли эти традиции какие-то принципы? Наносят ли они вред нашей душе? Если нет, давайте терпеливо подчинимся, «чтобы нам не соблазнять их».

Сколько блага бы принесло церкви и миру изучение этих пяти слов Спасителя, размышление над ними и применение их в жизни! И сколько вреда нанесла делу Евангелия чрезмерная щепетильность и так называемая честность! Пусть каждый из нас будет помнить пример великого апостола язычников: «…все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» (1 Кор. 9:12).