Евангелие от Матфея 18:1-14

1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?

2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них

3 И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;

4 Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;

5 И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;

6 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.

7 Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.

8 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;

9 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.

10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

12 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?

13 И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти не заблудившихся.

14 Так нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

Прежде всего, эти стихи указывают на необходимость обращения, которое должно выразиться в детском смирении . Ученики пришили к Господу с вопросом: «Кто больше в Царстве Небесном?» Они спрашивали, как духовные невежды, исполненные плотских ожиданий. И они получили ответ, пробудивший их от полуденной дремы. В ответе Христа содержится основополагающая истина: «…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».

Эти слова должны глубоко запасть в наше сердце. Без обращения нет спасения. Внутренняя природа каждого должна измениться. Мы должны «родиться свыше» (Ин. 3:8). Сами по себе мы не годимся жить в присутствии Божьем. И небеса будут не небесами для нас, если мы не обратимся. Эта истина относится ко всем людям, из всех сословий и классов: все они рождены во грехе, все они чада гнева, все они, без исключения, должны родиться свыше и стать новым творением. Все они должны получить новое сердце и новый дух; старое должно уйти, должно прийти все новое. Неплохо быть крещенным в христианской Церкви и пользоваться средствами благодати, но кроме этого нужно обращение.

Хотите ли вы знать, по-настоящему ли вы обратились? Верный признак истинного обращения — это смирение. Если вы на самом деле получили Святого Духа, вы должны показать это своей детской кротостью. Как дети, вы должны со смирением думать о своих собственных силах и мудрости, ощущая свою зависимость от Отца Небесного. Как дети, вы не должны искать величия этого мира. Вам должно хватить пищи и одежды и любви вашего Небесного Отца. Вы должны быть довольными!

Истинно, подобные размышления по-настоящему проверяют сердце! И тогда становится понятно, что многие обращения — это совсем не обращения. Легко обратиться из одной партии в другую, от одной точки зрения к другой, но такое обращение не спасает душу. Всем нам надо обращение от гордости к смирению, от чрезмерного самомнения к реальной самооценке, от самонадеянности к самоуничижению, от фарисейского мировоззрения к мировоззрению мытаря. Если вы хотите спастись, вы должны обратиться таким образом, а обращение это совершает Святой Дух.

Из этого отрывка мы узнаем также, что стать камнем преткновения на пути верующего — это серьезный грех. Доказательством этому являются слова Господа Иисуса: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит».

Мы соблазняем душу человека всегда, когда отстраняем его от Христа, когда не даем идти по пути спасения и внушаем ему отвращение к истинной вере. Мы можем делать это прямо, преследуя его за служение Христу, насмехаясь над ним, вступая с ним в противоборство или разубеждая следовать за Христом. Мы можем делать это косвенно, ведя образ жизни, который не соответствует нашему исповеданию веры, превращая христианство своим поведением в нечто отвратительное. Если мы поступаем так, очевидно, что с точки зрения нашего Господа мы совершаем великий грех.

Это учение вселяет ужас, поэтому оно должно побудить нас тщательно исследовать свое сердце. Мало просто желать приносить добро этому миру: нужно быть уверенным, не приносишь ли ты ему зло. Может быть, вы открыто не преследуете рабов Христа, но не причиняете ли вы им вред своим образом жизни? Трудно даже себе представить, сколько вреда может принести один человек, лицемер но исповедующий веру. Он дает неверующему предлог оставаться в нерешительности, он сбивает с толку ищущих, расхолаживает святых. Неистинно верующие — живая проповедь в пользу дьявола. Только последний день откроет, сколько душ погубили эти «соблазны» в Церкви Христовой. Когда-то Нафан обвинял Давида в том, что тот «подал повод врагам Господа хулить Его» (2 Цар 12:14).

Наконец, мы узнаем из этого отрывка, что наказание после смерти — это реальность . Наш Господь использует очень резкие выражения: «быть ввержену в огонь вечный» и «быть ввержену в геенну огненную». Смысл этих слов очевиден: в грядущем мире все, кто умер, не раскаявшись и не поверив, неизбежно попадут в место невероятного страдания. Писание открывает, что есть «некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» (Евр. 10:27). То же самое Слово, которое обещает всем покаявшимся и обратившимся небеса, утверждает, что нечестивцам уготован ад.

Не позволяйте же никому вводить вас в заблуждение относительно этого вопроса. Многие в эти последние дни заявляют, что вечного наказания после смерти не будет, подкрепляя свои утверждения словами, давно сказанными дьяволом: «Нет, не умрете» (Быт. 3:4). Не давайте им поколебать вас, как бы приятно они не звучали. Твердо держитесь старого пути. Бог любви и милости — это и Бог справедливости, заплативший по всем счетам. Потоп и сожжение Содома открывают нам, что Бог однажды сделает. Но яснее всего об аде говорил Сам Христос. Ожесточившиеся грешники однажды обнаружат, что «гнев Агнца» — это реальность (Откр. 6:17).

И последнее, из этого отрывка мы узнаем, что Бог ценит даже самого малого верующего : «…нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих». Эти слова предназначены для того, чтобы ободрить не только маленьких детей, но и всех истинно верующих. Эти слова Христа неразрывно связаны с притчей о сотне овец и одной заблудившейся. Они показывают нам, что наш Господь — Пастырь, нежно заботящийся о каждой данной Ему душе. Самая молодая, самая слабая, самая маленькая овца из Его стада так же дорога Ему, как и самая сильная, поэтому слабая овца никогда не погибнет и никто не вырвет ее из руки Господа. Он будет нежно вести Своих овец через пустыню мира, Он никогда не загонит их (Быт. 33:13). Он проведет их через все трудности и защитит их от всех врагов. И тогда исполнятся Его слова: «…из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого» (Ин. 18:9). Кто побоится быть христианином с таким Спасителем? Кто может потеряться у такого Пастыря?