Евангелие от Матфея 18:15-20

15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;

16 Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово.

17 Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного.

20 Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Этим словам нашего Господа часто находят неправильное применение. Этот отрывок вступает в противоречие со всем Словом Божьим, если толковать его как заповедь послушания Церкви. На основании такого неправильного объяснения видимую Церковь наделяют правом устанавливать учения, тем самым оправдывая церковную тиранию. Но, если истины Писания кто-то неправильно понимает, это не означает, что мы должны вовсе от них отказаться. Мы не имеем права выбрасывать из Писания отрывок, потому что кто-то извратил его смысл. Наоборот, мы должны разобраться в словах Христа и найти им должное применение.

Во-первых, обратим внимание на то, какие замечательные правила разрешения конфликтов между братьями дает здесь наш Господь. Если какой-то брат, член церкви Христовой, обидел нас, первое, что мы должны сделать, — подойти к нему и указать на его ошибку. Возможно, он обидел нас ненарочно, как обидел Авимелех Авраама (Быт. 21:26). Его поступок можно объяснить, как и поведение колен Рувима, Гада и Манассии, которые, вернувшись в свою землю, построили там жертвенник (Иис. Н. 22:24). В любом случае, попытка открыто и по-дружески решить конфликт завоюет сердце брата, если он действительно этого хочет. «…мягкий язык переламывает кость» (Прит. 25:15). Может быть, он просто скажет: «Да, я был не прав», и загладит свою вину.

Если же примириться не удается, нужно предпринять второй шаг. Нужно взять с собой одного или двух товарищей и снова указать своему брату на его ошибку в их присутствии. Может быть, заговорит его совесть, когда он узнает, что о его проступке известно другим, и он устыдится и раскается? Если же этого не произойдет, то у нас будут свидетели того, что мы сделали все, что могли, чтобы объяснить брату его неправоту, и что он добровольно отказался ее признать и принести извинения.

Наконец, если и это не помогает, в таком случае мы должны рассказать обо всем случившемся всей общине, членами которой мы являемся, то есть мы должны «сказать Церкви». Может быть, сердце, которое не тронули личные обвинения, изменится в страхе перед публичным разбирательством? Если же и это не подействует, остается только одно: мы вынуждены будем с грустью признать, что этот человек нарушил все христианские принципы, что он действует, как «язычник и мытарь».

Этот отрывок — прекрасный пример того, как наш Господь соединяет в Своем учении мудрость и мягкость. Он проявляет поразительное знание человеческой природы! Ссоры христиан наносят христианской вере больше всего вреда, поэтому надо прилагать все усилия, чтобы окружающий мир видел их как можно меньше. Если бы мы чаще пользовались советом Господа и решали свои споры один на один, море скандалов не было бы столь бурным. Если бы мы тщательнее изучали это учение Христа и следовали ему, Церковь и мир обрели бы большое благословение. Конечно же, разномыслия и разделения будут существовать до конца мира, но многих из них можно избежать, если следовать правилам, содержащимся в этом отрывке.

Во-вторых, заметьте, как ясно этот отрывок доказывает, что в христианской общине должна быть дисциплина . Наш Господь заповедует, чтобы все споры между христианами, которые нельзя решить полюбовно, выносились на рассмотрение церкви, к которой они принадлежат. Иисус говорит: «…скажи церкви…» Отсюда следует, что церковь имеет право судить о моральном поведении своих членов. Право это может принадлежать всем членам церкви или делегироваться ее старейшинам. Отсюда следует так же и то, что у церкви есть власть отлучать непокорных членов или не допускать их к участию в таинствах. Иисус говорит так: «…если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Христос не говорит здесь о каком-то временном наказании. Он разрешает церкви применять такое духовное наказание, что, если его правильно применить, к нему невозможно будет отнестись пренебрежительно. «…что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». Вот в чем суть учения нашего Господа относительно церковной дисциплины.

Бесполезно отрицать, что вопрос этот крайне трудный. Сталкиваясь с ним, Церковь чаще всего поддается пагубному влиянию мира и чаще всего допускает ошибки — иногда по небрежности, иногда из-за чрезмерной суровости. Без сомнения, Церковь злоупотребила своим правом отлучать, и поэтому, как говорит Квеснел, мы должны больше опасаться своих грехов, чем любых отлучений. Но все же, поскольку у нас есть этот отрывок, невозможно утверждать, что Христос против церковной дисциплины. Если поддерживать ее правильно, она принесет Церкви духовное здоровье и благополучие. Нельзя допускать каких угодно людей, нечестивых и безбожных, к Вечере Господней, не пытаясь поддерживать порядок. На каждом христианине лежит обязанность использовать свою власть, чтобы предотвратить это. Конечно, собрание в этом мире не может состоять из совершенных людей, но все же к чистоте надо стремиться. Лучшее свидетельство процветания Церкви — это высокие требования, предъявляемые к каждому ее члену.

И наконец обратите внимание, как удивительно Христос ободряет тех, кто собирается вмести ради имени Его. Он говорит: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Эти слова Христа — неопровержимое доказательство Его божественности. Только Бог может находиться в разных местах в одно и то же время.

Эти слова — утешение для всех, кто любит встречаться вместе, чтобы прославить Бога. На каждом собрании, где проходит поклонение, где есть молитва и прославление, на каждой миссионерской встрече — везде, где проходит изучение Библии, присутствует Царь царей, Сам Христос. Нас иногда расстраивает, что на такие собрания приходит людей намного меньше, чем на различного рода мирские увеселения. Иногда нам трудно выносить насмешки мира, который кричит, как некогда кричали враги евреев: «…что делают эти жалкие Иудеи?» (Неем. 4:2) Но нам не следует огорчаться, так как в нужде мы можем смело обратиться к этим словам Иисуса и утешиться мыслью, что на каждой такой встрече присутствует Сам Христос.

Но эти слова также и упрек всем тем, кто пренебрегает собранием в Церкви и никогда не посещает религиозных встреч. Они чураются общества Царя царей, они упускают возможность встретиться с Самим Христом. И бесполезно оправдывать себя тем, что все эти религиозные собрания совсем недуховные и что лучше остаться дома, чем идти в церковь. Слова нашего Господа низводят на нет все эти доводы. Человек поступает глупо, когда презрительно относится к собраниям, на которых присутствует Христос. Помните же об этом! Если вы и раньше встречались с людьми Божьими, чтобы поклониться Богу, продолжайте это делать и не стыдитесь. А если нет, тогда подумайте и поступите мудро.